Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (822) | 13 декабря 2021г.
 

Отходы встраивают в схему

Общественность обсуждает очередные изменения в ТСОО

Егор Кошеров

7 декабря состоялись первые публичные обсуждения проекта изменений в территориальную схему по обращению с отходами Самарской обл. (ТСОО) Площадкой для дискуссий стало заседание общественного совета федерального партийного проекта партии «Единая Россия» (ЕР) «Чистая страна». Было отмечено, что к разработке основополагающего документа в сфере обращения с отходами всего региона, затрагивающего интересы каждого жителя, не был привлечен широкий круг специалистов и компетентная общественность. А сроки, отведенные министерством энергетики и ЖКХ Самарской обл. на обсуждение, истекут уже 15 декабря. Члены совета пришли к выводу, что изменения в ТСОО требуют более детальной проработки.

Согласно правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 22 сентября 2018 г. №1130, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской обл. обязано выносить для ознакомления общественности изменения, вносимые в ТСОО. Но данный порядок, судя по всему, организован таким образом, чтобы было удобно самому министерству.

15 ноября т.г. на официальном сайте министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. для проведения процедуры общественного обсуждения был размещен проект приказа о внесении изменений в ТСОО. Две недели было отведено на предоставление замечаний и предложений. И еще столько же, т. е. до 15 декабря, на обсуждение общественности. При этом ничего не известно об инициативах со стороны министерства по организации мероприятий, в ходе которых желающие могли бы собраться и обсудить вопросы по проекту ТСОО. Подобная закрытость сегодня нехарактерна для Самарского региона. Так, недавно принятый правительством Самарской обл. региональный экологический стандарт около года обсуждался на базе специально созданного проектного офиса с привлечением специалистов представителями профильных вузов, общественниками, членами экспертного экологического сообщества, специалистами крупных предприятий и депутатов.

Формально изменения в ТСОО обусловлены необходимостью актуализировать информацию в части действующего законодательства федерального и регионального уровня, регламентирующего деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (TKO), а также в части уточнения реестра источников образования TKO, реестра мест накопления (площадок) TKO, предложений о раздельном накоплении TKO, данных годового отходообразования и пр. Но в веренице формальностей общественностью были обнаружены нюансы, вызывающие множество вопросов.

По информации заместителя министра — руководителя департамента по обращению с твердыми коммунальными отходами министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. Натальи Ржевской (на фото справа), в министерство поступило 21 предложение, которое будет рассмотрено и учтено. Эти предложения касаются ведения реестра мест накопления отходов, строительства объектов по переработке TKO, отсутствия информации о медучреждениях, формирующих медицинские отходы и т. д.

Часть замечаний затронули изменения, наделяющие регоператора правом самостоятельно определять потоки передвижения отходов между объектами по их обработке и размещению. В проекте документа прописано, что региональный оператор вправе изменять потоки транспортирования, «когда есть основания полагать, что такое изменение будет более целесообразным с точки зрения логистической модели и не приведет к удорожанию услуги».

Такое право может стать окном возможности для регоператора единолично решать, какой объект отрасли по обращению с отходами будет загружен сверх меры, а какой и вовсе простаивать.

Новое условие деятельности регоператора, внесенное в проект ТСОО, идет вразрез с действующим соглашением регоператора (ООО «ЭкоСтрой-Ресурс». – Прим. ред.) и министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. На сегодня регоператор может менять направление движения отходов только при согласовании с министерством. Условие более чем обоснованное, поскольку регоператор, как доминирующий на рынке субъект, должен действовать в первую очередь в интересах региона, а не своего бизнеса. По мнению координатора федерального проекта «Чистая страна» партии ЕР на территории Самарской обл., депутата Самарской губернской думы (СГД) Дениса Волкова (на фото слева), такое право может привести к тому, что регоператор будет изыскивать возможность транспортировать отходы туда, куда ему будет удобно. В итоге отходы могут быть направлены напрямую для захоронения на ближайший полигон, минуя объекты по переработке. Ведь такой подход окажется намного дешевле для самого регоператора. Согласно соглашению регоператор не отвечает за показатели по увеличению объемов отходов, направляемых на переработку и утилизацию. За этот ключевой показатель реформы по обращению с отходами отвечает непосредственно министерство энергетики и ЖКХ Самарской обл. «Любое изменение потоков отходов должно согласовываться с министерством», — резюмировал Волков.

Согласно ТСОО, до 2030 г. на территории Самарской обл. планируется дополнительно ввести в эксплуатацию 3 экотехнопарка и 4 новых мусоросортировочных комплекса.

По мнению заведующей кафедрой «Рациональное природопользование и ресурсосбережение» ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Марианны Кравцовой, строительство новых объектов стоит планировать с учетом уровня загрузки уже существующих мощностей. На данный момент существует недозагрузка уже имеющихся объектов. С начала 2019 г. построено 5 мусоросортировочных комплексов и увеличены мощности действующих. Марианна Кравцова привела пример: ООО «ЭкоРесурсПоволжье» в 2020 г. было загружено на 63%, ООО «Эко Рециклинг Групп» — на 41%, т.е. в среднем действующие комплексы были загружены всего на 53%. Строительство нового объекта по обработке отходов на 40 тыс. т в Ставропольском р-не, в с. п. Мусорка, может привести к срыву сроков исполнения инвестиционных программ уже действующих предприятий. «Всего по региону согласно проекту изменений в ТСОО может быть создан профицит мощностей по обработке отходов на 300 тыс. т, что так или иначе ляжет бременем на каждого потребителя услуг в виде тарифа», — сообщила Кравцова.

По мнению участников общественного совета, в ТСОО не решена проблема неучтенных мусорных площадок. Нет адресов площадок, не указано количество контейнеров, не указаны организации, за которыми они закреплены. Создается впечатление, что ряд населенных пунктов вовсе не получают услугу по вывозу отходов. Как пояснила Наталья Ржевская, терсхема закрепляет существующую ситуацию, вид сбора отходов определяется муниципальным образованием: именно муниципалитеты должны определять места для контейнерных площадок и обустраивать их. По информации Дениса Волкова на заседании профильного комитета в СГД представители регоператора заверили,

что они учли все площадки и контейнеры по всем муниципалитетам. Но, как можно видеть, в терсхему эта информация не попала.

По итогам заседания общественного совета партийного проекта «Чистая страна» было отмечено, что проект ТСОО требует доработки в части исключения из него уже не оказывающих услуги предприятий, включенных в реестр операторов TKO. Также необходимо дополнить недостающие сведения по медицинским учреждениям, которые формируют отходы, уточнить данные по образованию и утилизации строительных отходов. «Считаю, что к вопросу разработки терсхемы необходимо привлекать широкий круг специалистов. В 2019 г., когда вносились изменения, часть из них не были отработаны. Надеемся, что последующие процедуры общественных обсуждений изменений в терсхему не будут проводиться в столь короткие сроки и у общественности будет больше времени для обозначения своей позиции», — резюмировал итоги заседания Денис Волков.

Комментарии

Марианна КРАВЦОВА, заведующая кафедрой «Рациональное природопользование и ресурсосбережение» ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

- Нам нужно использовать по максимуму уже функционирующие объекты переработки. Например, при строительстве объекта в с.п. Мусорка из Ставропольского р-на ТКО будут перенаправляться туда, при этом ООО «ЭкоРесурсПоволжье» остается недозагруженным. В отраженной схеме направления потоков ТКО не всегда можно найти логику. Например, отходы с Комсомольского р-на г. Тольятти предполагают возить в с. п. Мусорка, хотя есть более близкие объекты. Одна из основных задач изменений в ТСОО -обеспечить правильную логистику, чтобы было небольшое плечо. Возникает много вопросов по поводу перенаправления потоков регоператором. Если будет право изменять маршруты, от такой самостоятельности может наступить полный хаос. Самому же министерству будет сложно отследить ситуацию в сфере обращения с ТКО.

Наталья РЖЕВСКАЯ, заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской обл.

- У нас существует проблема с реестром контейнерных площадок, форма ведения реестра пока не разработана на федеральном уровне. Муниципалитеты заполняют бланки, которые разработаны министерством. К сожалению, от некоторых муниципалитетов добиться полной картины невозможно. Хотелось бы, чтобы работа проводилась более корректно.

Окончательной целью системы обращения с отходами все-таки является утилизация и вторичное использование. Пока мы ждем от федеральных властей определения — что такое вторичное сырье, кто будет за него отвечать и кто будет иметь право с ним работать. Когда будет все определено, можно будет корректировать в этой части терсхему.

Что касается строительства новых объектов, то это пока все гипотетически. Объект в с.п. Мусорка даже не прошел общественные слушания — как я могу говорить, что этот объект будет? На территории Ставропольского р-на и Тольятти требуется новое место захоронения. Основная мысль объекта, который предполагается для строительства в с.п. Мусорка, — это полигон, для того чтобы сократить логистические плечи и не возить в г. Самару. А для того чтобы этот полигон мог осуществлять свою деятельность и прошел главгосэкспертизу, экологическую экспертизу, там должно быть предусмотрено строительство объекта обработки ТКО. Поэтому он здесь и предполагается. Основная цель этого объекта — это полигон.