Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (820) | 29 ноября 2021г.
 

Пока кредиторы рядятся

Работники «Самара-Авиагаз» просят Администрацию президента РФ спасти завод

Андрей Неретин

В декабре 2021 г. ООО «Самара-Авиагаз» может ступить на новый этап банкротства — войти в стадию конкурсного производства. Об этом сказано в коллективном обращении сотрудников предприятия на имя губернатора Самарской обл. Дмитрия АЗАРОВА и в Администрацию президента РФ (АП). Работники машиностроительного предприятия просят вмешаться в ситуацию, которая усугубляется на фоне корпоративного конфликта, где друг другу противостоят президент Группы «Автоком», бывший депутат Самарской губернской думы (СГД) VI созыва (2016-2021 гг.) Вячеслав МАЛЕЕВ (на фото) и предполагаемый бенефициар ООО «Самара-Авиагаз» Валерий НИКОЛАЕВ.

Управляющий от Малеева

3 сентября состоялось первое собрание кредиторов ООО «Самара-Авиагаз», в отношении которого 27 января 2021 г. была введена процедура наблюдения (дело №А55-20455/2020). ООО «Самара-Авиагаз» — крупное машиностроительное предприятие, где трудятся более 300 чел. Предприятие разрабатывает и проектирует уникальное оборудование, занимает значительную нишу на рынке газоперекачивающих агрегатов, строительства компрессорных станций и электростанций с газотурбинным приводом. Ключевыми заказчиками являются ПАО «Газпром» и АО «Двигателестроительная корпорация» из ГК «Ростех». По данным ЕГРЮЛ, 51% ООО «Самара-Авиагаз» принадлежит ООО «Газавиа», которое ранее контролировал бизнесмен Валерий Николаев. С 12 апреля 2019 г. учредителем ООО «Газавиа» значится его сын Владимир Николаев. Номинальным владельцем оставшихся 49% ООО «Самара-Авиагаз» является президент АНО «СМП «Автоспорт и гонки» Дмитрий Саморуков. Очевидно, за ним стоит известный любитель автогонок, бывший депутат СГД, президент Группы «Автоком» Вячеслав Малеев. Ранее Вячеслав Малеев и Валерий Николаев были партнерами по бизнесу. Обоим принадлежит по 40% в АО «Автоком». Сейчас между бывшими партнерами наблюдается конфликт, который вверг ООО «Самара- Авиагаз» в состояние банкротства.

Процедуру наблюдения инициировало АО «Кинельагропласт» из Группы «Автоком» Вячеслава Малеева. Именно по заявлению АО «Кинельагропласт» временным управляющим ООО «Самара-Авиагаз» была назначена Елена Чарикова, которая сейчас толкает предприятие в стадию конкурсного производства. На минувшем собрании кредиторов был принят к сведению отчет временного управляющего о результатах процедуры наблюдения ООО «Самара-Авиагаз». Кроме того, был избран комитет кредиторов в составе трех человек, куда вошли Николай Андреев, Олеся Радионова и Радик Галимов. Кредиторы также приняли решение обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Николаевых проверили

Следует отметить, что 31 августа временный управляющий Елена Чарикова сообщила о том, что в ходе проведения дополнительной проверки должника были выявлены признаки преднамеренного банкротства.

Елена Чарикова в своем заключении отмечает: «ООО «Самара-Авиагаз» отвечало признакам неплатежеспособности с конца 2015 г. Первая просроченная задолженность, не погашенная на сегодняшний день, у ООО «Самара-Авиагаз» возникла 5 октября 2015 г. перед ЗАО «Кинельагропласт» в размере 483 181,87 р. Руководитель ООО «Самара-Авиагаз» должен был обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве не позднее 5 февраля 2016 г... Бездействие руководителей ООО «Самара-Авиагаз», начиная с 5 февраля 2016 г., повлекли последствия в виде неспособности юридического лица своевременно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, что привело к банкротству общества. В случае своевременного обращения руководителя ООО «Самара-Авиагаз» в суд с заявлением о признании банкротом, уже по итогам 2016 г., предприятие могло бы избежать факта накопления задолженности, как перед кредиторами, так и перед работниками должника. Кроме того, начиная с 2015 г. руководителем должника были совершены ряд действий, которые повлекли для должника убытки». Елена Чарикова в заключении также отмечает: «Проанализировав банковские выписки по счетам должника, договоры займов, агентские договоры, договоры на оказание услуг, временный управляющий выявил основания для оспаривания сделок, совершенных между ООО «Самара-Авиагаз» и его контрагентами».

Согласно материалам дела о банкротстве, Елена Чарикова в настоящее время требует признать недействительными сделки по купле-продаже четырех векселей ПАО «Сбербанк» от 7 июня 2021 г., заключенных между ООО «Самара-Авиагаз» и ООО «Совенго». Директором ООО «Совенго» является Игорь Горяев, который одновременно числится директором и соучредителем ООО «Автоком Нефтегаз» (49%), где 51% принадлежит ООО «Самара-Авиагаз». В документации также раскрыта информация о том, что Елена Чарикова обратилась в ГУ МВД по Самарской обл. с заявлениями о проведении проверки по факту мошенничества и привлечении к ответственности определенных лиц за необоснованный и незаконный вывод активов. В их числе Валерий и Владимир Николаевы, бывший генеральный директор ООО «Самара-Авиагаз» (26 мая 2017 г. — 1 сентября 2021 г.) Сергей Нестеров.

Трудящимся дали слово

Между тем на сайте Арбитражного суда Самарской обл. сразу после собрания кредиторов появилось коллективное обращение работников ООО «Самара-Авиагаз», под которым подписались 77 сотрудников предприятия. Оно адресовано губернатору Самарской обл. Дмитрию Азарову, председателю Арбитражного суда Самарской обл. и Администрации президента РФ. Документ направил заместитель главного конструктора — начальник проектного отдела ООО «Самара-Авиагаз» Александр Волгин.

От лица трудящихся была изложена совершенно иная версия происходящих событий. Озвучено несогласие с решением кредиторов о введении конкурсного производства на предприятии. В коллективном обращении сказано: «Общий размер реестра требований кредиторов ООО «Самара-Авиагаз», установленных в ходе процедуры наблюдения, составляет чуть менее 114 млн р. (включая все очереди реестра, с неустойками, штрафами и т.д.). В настоящее время ООО «Самара-Авиагаз» располагает денежными средствами, позволяющими полностью исполнить все обязательства общества — по заработной плате, перед бюджетом (по текущим платежам), а также в полном объеме погасить реестр требований кредиторов!.. 3 сентября 2021 г. состоялось первое собрание кредиторов ООО «Самара-Авиагаз». На данном собрании представитель должника довел информацию о восстановлении платежеспособности предприятия до сведения кредиторов, а также попросил предоставить реквизиты для погашения задолженности. Кредиторы с задолженностью 36,6 млн р. поддержали предложение должника, а кредиторы с задолженностью 77 млн р. высказались против получения денег и проголосовали за переход к конкурсному производству, «т.к. им нужно само предприятие, а не погашение долгов». Дело в том, что эти кредиторы (ПАО «Козельский механический завод», ЗАО «Кинельагропласт», ООО ТД «КаСам») контролируются Малеевым Вячеславом Михайловичем, входят в ПГ «Автоком», где он президент. В свою очередь, другие предприятия, тоже входящие в группу «Автоком», имеют задолженность перед ООО «Самара-Авиагаз» по исполнительным листам на сумму 91,6 млн р. и под разными предлогами отказываются ее погашать длительное время». В коллективном обращении также отмечено: «В.М. Малеев имеет сильную личную неприязнь к одному из основных владельцев ООО «Самара-Авиагаз» — Николаеву Валерию Владимировичу. Действия подконтрольных В.М. Малееву кредиторов и выбранного ими временного управляющего направлены исключительно на получение управления над ООО «Самара-Авиагаз» как над предприятием-банкротом».

В этом коллективном обращении выражены опасения относительно того, что переход к конкурсному производству обернется тем, что предприятие не преодолеет ни один конкурс на изготовление и поставку продукции, последует разрушение предприятия и потеря сотен рабочих мест. В связи с этим авторы коллективного обращения просят губернатора Дмитрия Азарова взять ситуацию на свой личный контроль https://samara.arbitr.ru/ sites/ samara.arbitr.ru/ files/pdf/060921 %20Коллективное %20обращение%20САГ.pdf] .

"Хронограф" будет следить за развитием событий.