Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (817) | 1 ноября 2021г.
 

Австрийский пациент

В антиковидных запретах губернатора Азарова все меньше логики

ИА «Центр-Инфо»

22 октября губернатор Самарской обл. Дмитрий АЗАРОВ (на фото) при странных обстоятельствах оказался на территории Евросоюза (в г. Вене, столице Австрии), где доложил об инвестиционной привлекательности нашего региона. Представители самарского бизнеса, мягко говоря, опешили от подобного лицемерия: с 25 октября область находится во власти жестких антиковидных ограничений, придуманных кем-то, видимо напрочь обделенным логикой и здравым смыслом. По мнению наблюдателей, ряд опубликованных со ссылкой на Азарова нормативных актов противоречит друг другу до идиотизма. Если причастность губернатора к изданию душащих предпринимательство документов подтвердится, ему впору перебраться в Вену, считающуюся родиной психотерапии, на ПМЖ.

Просочился за кордон

22 октября в Палате экономики Австрии в г. Вене состоялась официальная встреча Российско-Австрийского делового совета. В пленарном заседании неожиданно принял участие засучивший рукава в борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в своем регионе губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров.

Азаров поведал собравшимся, что иностранным инвесторам в Самарской обл. предлагаются максимально комфортные условия. К примеру, государственные гарантии сохранения налоговых льгот до 2059 г. Сюда можно было вплести рассказ о преференциях, которыми юридические лица с иностранным участием пользуются в период действия комплекса т. н. «ограничительных мер» в связи с COVID-19. Самые свежие ограничения под вывеской «режим нерабочих дней» были введены с подачи Азарова на зависть остальной России на неделю раньше, чем это задумал гарант Конституции РФ, президент Владимир Путин. Путин счел, что хватит срока с 30 октября по 7 ноября, Азаров настоял, что Самарская обл. должна «отдыхать» с 25 октября по 7 ноября, т.е. лишние пять дней (см. «Хронограф» №35 (816) от 25.10.21).

Наверное, зря губернатор утаил от гостей венского раута то, чем следовало бы гордиться вдвойне. Ведь в нерабочие дни в Самарской обл. разрешено функционировать паре сотен системообразующих организаций, среди которых немало компаний с зарубежными хозяевами. Причем в их числе много таких, кто не связан с реализацией продуктов питания, товаров первой необходимости (ТПН), лекарств, медицинских услуг либо систем жизнеобеспечения, а перерыв в их деятельности отразится разве что на уровне доходов бенефициаров. Взять, к примеру, ООО «Домашний интерьер» с ИНН 7709770002, управляемое кипрским офшором «Кресорко Энтерпрайзис». Это юрлицо, в отличие от местных неудачников, продает в регионе мебель под брендом Hoff. Или АО «ТК «Мегаполис» с ИНН 5003052454, записанное на одноименную фирму из Королевства Нидерландов. На рынке Самарской обл. ТК «Мегаполис» торгует алкогольной и табачной продукцией в промышленных масштабах. Останавливать это благо никак нельзя.

Особого внимания достойна находчивость Дмитрия Азарова. Чтобы расхвалить инвестиционный климат на вверенной ему территории, он, похоже, преодолел все мыслимые кордоны в Евросоюз (ЕС). Совещание в Вене проходило по QR-доступам для участников — значит, присутствующим надлежало вакцинироваться. Губернатор загодя привился от COVID-19 — в июне 2021 г. — причем, без сомнения, как истинный патриот, вакциной «Спутник V». Т.е. Азаров героически отмел действующий для адептов российской медицины запрет на въезд в большинство государств ЕС, который поддерживает и Австрия. Кощунственно даже представить, что «гвоздь программы» делового совета привился германо-американским Pfizer/BioNTech.

Бросил на произвол

А вот исконно самарскому бизнесу проворный Азаров помочь выкрутиться из ковидной ловушки оказался не способен. Из-за заграничного путешествия контроль над подготовкой и прохождением документов, судя по всему, ослаб. Достигнутые с общественностью договоренности во избежание локдауна и громкий принцип не бросать бизнес в непростой ситуации блюсти стало некому.

21 октября, когда губернатор уже был на пути в Вену, кто-то, прикрываясь его именем, решил обвалить розничную торговлю в секторе, не снабжающем население продуктами питания, лекарствами и ТПН. Учитывая, что в утвержденный перечень ТПН из непродовольственных товаров вошли только традиционные моющие средства и средства личной гигиены, под ударом оказались все, кто приносит ретейлу основной оборот и платит с этого налоги. По сути, постановление от 21 октября 2021 г. № 256 на две недели запретило все розничные продажи одежды, обуви, белья, галантереи, бижутерии, мебели, бытовой техники, предметов для строительства и ремонта дома, спортивных товаров, игрушек и электронных устройств.

Но авторы постановления № 256, припечатав внизу публикуемого документа «губернатор Д.И. Азаров», пошли еще дальше. Они изобрели пункт 5, гласящий, что в период нерабочих дней платежеспособные граждане допускаются к посещению торговых центров (ТЦ), рынков, а также торговых комплексов и торговых предприятий, площадь торгового зала в которых превышает 2 тыс. кв. м, только при наличии прививки от COVID-19 либо сведений о перенесенном заболевании.

На темпы вакцинации сие новаторство по истечении первой недели практически не повлияло — люди просто отказались от похода в ТЦ. Зато операторов, как и якорных арендаторов, повергло в шок. Первые без описанной идиотической поправки могли рассчитывать на вал покупателей в отделы с продуктами питания, бытовой химией и аптеки. Вторые при условии оснащения полок ТПН надеялись подпасть под пп. 4 п. 3 постановления № 256. Как вдруг их огорошили предельным размером торгового зала, якобы оставив выбор: разбить используемые помещения на части или свернуть работу.

В действительности норма о «пятой части гектара» больше предназначалась для обособленных торговых площадок. Ее жертвой стал, к примеру, Самарский губернский рынок, ринувшийся было для отмены QR-кодов делить свою территорию шторками. Поначалу в мэрии Самары не увидели в подобном зонировании противоречий. Но очень скоро «переобулись» с императивом «Немедленно прекратить!».

Ограничение посещения обширных торговых залов фактором прививки в отличие от действовавшего ранее правила предельного количества человек на единицу их площади лишено всякого смысла. Можно просчитать вероятность заражения 50 человек, бродящих по якорным арендаторам в таких пространных ТЦ с поднебесными потолками, как «Амбар», «Космопорт» или «Мегасити» Виктора Суркова, и вероятность заражения того же числа клиентов, столпись они в какой-нибудь из секций ЦУМ «Самара» Алексея Шаповалова. Сравнение выйдет не в пользу Шаповалова, однако под требование из постановления № 256 подойдут именно его «коробочки». Где тут логика?

У правового произвола должно быть имя. Рядом с инициалами губернатора Азарова в постановлении № 256 нет его чернильной либо цифровой подписи. Визу Азарова замещает круглая канцелярская печать управления делопроизводства секретариата администрации губернатора Самарской обл. Руководит управлением Юлия Седова. Она отвечает за документооборот. Кто подсунул Седовой на опечатывание критические для крупнейших самарских ретейлеров бумаги и кто подписал их первый экземпляр, не выложенный на всеобщее обозрение, предстоит выяснить.

Театр абсурда, или Прогрессирующая психопатия

Казалось бы, сегрегация торговых залов на больше и меньше 2 тыс. кв. м дает отличный шанс продавцам непродовольственных товаров в маленьких секциях: раз уж вход в ТЦ закрыт без QR-кодов,

то почему бы не разрешить «чистым» посетителям насладиться не только едой и ТПН, а любым желаемым ассортиментом, что предлагают арендаторы? Отдельно стоило пойти навстречу объектам потребительского рынка вне ТЦ: властям достаточно было намекнуть на возможность появления в прейскуранте ТПН, дабы мелкие розничные точки вдоль городских улиц имели право легально работать в нерабочие дни.

Впрочем, малый бизнес, привыкший выживать без подсказок, быстро сориентировался сам. За четыре дня — с 21 по 24 октября — как в мини-секциях в ТЦ, торговых комплексах и на рынках, так и в одиночных торговых павильонах возникли мыло, салфетки, антисептики, прочие предметы гигиены. Т.е. предприниматели продемонстрировали готовность действовать по предложенным им в локдаун правилам, лишь бы не терять защищенных масками и социальной дистанцией клиентов из установленного расчета по одному на каждые 4 кв. м своей скудной торговой площади. Без разницы, что продавалось бы по соседству с ТПН — цветы, пиджаки или краски. Главное — налоги платились бы исправно, создавались рабочие места.

Кое-какие исключения, по отзывам наблюдателей, были сделаны. Так, в нескольких ТЦ заработали салоны брендовой одежды. Но эгоцентриков от власти, не исключено, раздразнило, что плодами замечательной идеи с ними поделились далеко не все. 25 октября на региональном оперштабе по борьбе с COVID-19 было заявлено о «хитрой маскировке» некоторых торговых точек и неминуемом наказании «несознательных» бизнесменов. 26 октября наказание приобрело откровенно издевательский характер. Юлия Седова опечатала и выпустила постановление № 269, указывающее, что магазины, реализующие непродовольственные группы товаров, обязаны заменить не менее 30% таких товаров на ТПН.

Роль убийцы малого бизнеса в этот раз была отведена и. о. губернатора Самарской обл. Виктору Кудряшову. Его инициалы без подписи прикреплены внизу опубликованного документа. К Кудряшову присоединилась глава Самары Елена Лапушкина, в тот же день поручившая своим клеркам усилить контроль над сферой торговли. Сразу нашли «крайних»: один из ТЦ осуществлял пропуск людей без QR-кода, второй реализовывал непродовольственные товары в отсутствие ТПН. К уличным торговцам пришла полиция. Было четко заявлено: «Или 30% ТПН, или закрывайтесь!»

Дмитрий Азаров до наступления этих абсурдных событий, похоже, не успел вернуться из Австрии. Хотя под его размещенной на сайте правительства региона 26 октября фотографией в маске маячил тезис о «проработке дополнительных механизмов поддержки представителей малого и среднего бизнеса». Не покидало ощущение, что под маской может скрываться ухмылка инициировавшего весь запретительный хаос, не склонного к сопереживанию и раскаянию чиновника. Чьи приметы нарциссического циника слабо вяжутся с радушным образом, в котором губернатор предстал перед австрийцами.

Пока заинтересованность Азарова в издании хоронящих предпринимательство документов всего лишь гипотеза. Однако если его участие в нелепице будет доказано, в следующий раз уставшему от надоедливой торговли губернатору, вероятно, придется задержаться в Вене подольше. Столица Австрии обрела всемирную известность как колыбель трех школ психотерапии – Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Виктора Франкла. Особо в современном социуме востребованы труды Франкла: они направлены на поиск смысла жизни для пресыщенных властью, деньгами или потреблением граждан.