28 апреля первый вице-губернатор — председатель правительства Самарской обл. Виктор КУДРЯШОВ подписал распоряжение №182-р «О создании проектного офиса по реализации мероприятий Национальной социальной инициативы на территории Самарской обл.» (ПОНСИ). С учетом функционала и состава руководства «проектного офиса» логичнее было бы назвать его «предвыборным офисом», а еще лучше «штабом». Однако политическая ситуация требует латентных подходов к решению электоральных задач. Здесь вновь актуальной становится фраза Юрия НИКУЛИНА из комедии Леонида ГАЙДАЯ «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: «Чтобы никто не догадался». При этом, о чем нужно «не догадываться», лучше других должен знать вице-губернатор — руководитель департамента внутренней политики Самарской обл. Дмитрий КОЧЕРГИН.
Кудряшов подмахнул28 апреля распоряжением №182-р Виктор Кудряшов соединил два словосочетания, которые до этого момента мало кому приходило в голову поставить в один смысловой ряд — «проектная деятельность» и Александр Фетисов. Своим распоряжением Кудряшов утвердил положение «О проектном офисе по реализации мероприятий Национальной социальной инициативы на территории Самарской обл.» и приложение к нему. В нем перечислен состав ПОНСИ. Роль руководителя ПОНСИ с легкой руки Кудряшова была делегирована Фетисову. Чиновнику, которого вряд ли кто-то способен заподозрить в способностях к проектной деятельности на конкурентном рынке. К реальной проектной деятельности, а не к той бутафории, которую с его участием правящая номенклатура в спешном порядке стряпает за несколько месяцев до судьбоносных для себя выборов. Обычно подобное новообразование называют предвыборным штабом. Задача такого штаба предельно проста — «убедить» бизнес добровольно пожертвовать деньги на победу в выборах фаворитов от партии власти плюс самим включиться в агитацию на своих предприятиях. Кому как не Фетисову об этом знать. Помимо этого имеется еще несколько аргументов в пользу версии о том, что в Самарской обл. ПОНСИ появился в качестве предвыборного штаба, а не чего-то другого. Термин «Национальная стратегическая инициатива» (НСИ) в публичную плоскость был вброшен 12 февраля 2012 г. с подачи АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ). АСИ было учреждено 19 августа 2011 г. правительством РФ при одобрении председателя правительства РФ 2008-2012 гг. Владимира Путина (модератором процесса была Администрация президента (АП) РФ). 12 февраля 2012 г. АСИ вдруг вздумало провести расширенное экспертное совещание — стратегическую сессию «Национальная социальная инициатива: вызовы и возможности реализации новой повестки развития социальной сферы». В рамках мероприятия широкой общественности был представлен термин НСИ. До избрания Владимира Путина президентом РФ (3 марта 2012 г.) оставалось всего 20 дней (!). В тот момент провозглашение НСИ выглядело тактически выверенным и молниеносным перехватом наступательной инициативы у оппозиции. Безусловно, АП РФ никогда, тем более сегодня, не признает, что это могло быть одним из экстренных мероприятий президентской кампании 2012 г. Тем не менее тезисы представленного 12 февраля 2012 г. на т.н. стратегической сессии АСИ доклада директора АНО «АСИ» по социальным проектам (2011-2015 гг.) Владимира Яблонского звучали подкупающе свежо и неожиданно привлекательно (явно не «по-еэровски») для определенной массы колеблющегося электората: «Инициатива включает комплекс мер, направленных на внедрение современных социальных стандартов жизни граждан, разработанных на основе общественно-частного и государственно-частного партнерства. В числе предлагаемых инициатив — расширение доступа бизнеса и НКО к оказанию социальных услуг гражданам, введение специального налогового режима для частных социально ориентированных предприятий... Вместо грантов необходимо открыть доступ социально ориентированным НКО к получению заказов на оказание социальных услуг». Ранее на федеральных каналах массовых коммуникаций о подобного рода возможностях даже фантазировать себе не позволяли. В итоге выборы президента РФ 2012 г. были признаны успешными. В следующий раз о НСИ громко и масштабно на федеральном уровне заговорили 4 августа 2020 г. Отчет об этом размещен на официальном портале партии «Единая Россия» (ЕР): «ЕР совместно с АСИ запустит в регионах механизмы Национальной социальной инициативы. Проект поможет выявить лучшие региональные практики решения вопросов социальной сферы и масштабировать их. Это позволит систематизировать проблемы и барьеры, с которыми в социальной сфере сталкиваются люди, и под каждую ситуацию предложить набор системных решений. | | Детали совместной реализации инициативы в ходе рабочей встречи обсудили председатель партии ЕР Дмитрий Медведев и генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева». Равно как и 8 лет назад, о «магической силе» НСИ вспомнили буквально за месяц до единого дня голосования, намеченного на 13 сентября 2020 г. В этот день в 20 регионах РФ выбирали глав, в 11 субъектах РФ -депутатов законодательных собраний. Все профессиональное сообщество, вне зависимости от политической ориентации, сходилось во мнении: это была генеральная репетиция перед выборами в Госдуму РФ 2021 г. Как бы то ни было, уже на 23 сентября 2020 г. было намечено межрегиональное совещание по запуску пилота НСИ. К этому дню АНО «АСИ» подготовило и распространило в регионы соответствующую презентацию. Ее содержание — словно методическое пособие о том, что надо делать. На фоне озвученных обстоятельств возникает вопрос: что мешало начать внедрять в Самарской обл. механизмы НСИ пускай и не в 2012 г., но хотя бы осенью 2020 г.? Похоже, опять виноваты выборы. Азаров придал ускорениеЗабегали и засуетились в правительстве Самарской обл. после запоздалого нагоняя со стороны губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова. 19 апреля, в понедельник, в ходе оперативного совещания правительства Самарской обл. Азаров дал поручение срочно создать орган по отработке НСИ: «Коллеги, на прошлой неделе (15 апреля, в четверг. – Прим. ред.) состоялось совместное заседание президиума Госсовета и АСИ под председательством президента страны Владимира Владимировича Путина, где была рассмотрена Национальная социальная инициатива... Поручаю завтра до конца дня сформировать персональный состав, определить порядок и регламент работы» (https://sova.info/ news/ dmitriy- azarov- poruchil- sozdat- proektnyy- ofis- po- vnedreniyu- natsionalnoy- sotsialnoy- initsiativy/). В итоге к 28 апреля все было сделано. Как и положено — шаблонно и примитивно. Именно так, как это умеет забронзовевшая номенклатура рангом чуть ниже губернатора. В этом легко убедиться при ознакомлении с текстом положения о ПОНСИ, которое распоряжением №182-р 28 апреля утвердил Кудряшов. Всего-то неполных 6 страниц с полуторным межстрочным интервалом. Отбросив набор бюрократических фраз, функционал ПОНСИ можно охарактеризовать так: «запрашивать», «рекомендовать» и давать разъяснения, а также вызывать руководство предприятий на ковер (см. раздел 3 положения о ПОНСИ). Состав ПОНСИ полностью соответствуют менталитету Фетисова, типичному представителю номенклатуры с военно-политическим образованием советского образца. Сплошь главы подконтрольных ему министерств социального блока правительства Самарской обл. плюс представители надзорных и фискальных органов федеральной власти (УФНС, управление миграционной службы ГУ МВД по Самарской обл., Пенсионный фонд РФ, Фонд соцстраха РФ и т.д.). О каком «внедрении лучших региональных практик НСИ» при таком составе ПОНСИ вообще можно вести речь, не совсем понятно. Опять же, Фетисов безо всяких ПОНСИ имеет возможность собрать у себя министров: здравоохранения Армена Беняна, образования и науки Виктора Акопьяна, культуры Татьяну Мрдуляш, спорта Сергея Кобылянского, социально-демографической и семейной политики Марину Антимонову, труда, занятости и миграционной политики Ирину Никишину. Все они в структуре социального блока правительства в его прямом подчинении. При таких обстоятельствах собирать их на заседаниях ПОНСИ Фетисову может оказаться выгодно лишь при одном обстоятельстве — для реализации функции «приглашать на заседания проектного офиса должностных лиц... предприятий и организаций всех форм собственности для обсуждения вопросов, относящихся к компетенции проектного офиса» (см. раздел 3 положения о ПОНСИ). К примеру, не захотел руководитель коммерческой организации сделать вклад в фонд поддержки партии власти в канун выборов — на ковер ПОНСИ. Здесь быстро найдут, чем аргументировать претензию о несоблюдении «провозглашенных президентом» стандартов НСИ. Наследие ГайдаяСовременная государственная политическая система предусматривает систему противовесов. Если отбросить демагогию об адаптации правительства к желаниям управляемых без насильственной борьбы масс, можно свести эту систему к следующему. Оппозиция (группы, желающие войти во власть) критикует правящие структуры с целью их дискредитации. | | Критика строится с учетом желаний большинства населения. В противном случае она будет неэффективной. В результате правящие группы вынуждены постоянно корректировать свои действия, чтобы сохранить свое положение. Выборы, представляют угрозу ротации групп. Таким образом, происходит саморегулирование системы «без насильственной борьбы». Это в цивилизованных странах. Другое дело постсоветская действительность с постсоветской номенклатурой. Никакой системы противовесов советская действительность не знала и до сих пор знать не хочет. Однако даже советская номенклатура в 80-е годы XX в. столкнулась с проблемой собственной низкой эффективности. Первой попыткой создать химеру с внутренней самокритикой (если, конечно, не учитывать деда Щукаря) можно считать гласность, объявленную генеральным секретарем ЦК КПСС (1985-1991 гг.) Михаилом Горбачевым. Бредовая идея заключалась в том, чтобы государственные СМИ по заданию партии критиковали бы (в хвост и в гриву, конечно) эту самую партию. Партия от критики должна была (видимо, опять ненасильственным путем) повысить качество своей управленческой работы до уровня работы правительств стран «вероятных противников». Чем эта свистопляска закончилась, общеизвестно. Одним из факторов провала горбачевской гласности (да и всех последующих провалов) была и является ментальность как советской (постсоветской) номенклатуры, так и «управляемых» масс. По устоявшемуся мнению «начальник» в России является носителем законности, справедливости, этики и других трансцендентальных сущностей. Если эти тезисы переводить на язык т.н. выборов, то весь выборный процесс сводится к воспроизводству действующих представителей номенклатуры на их же постах под видом «лидеров общественного мнения». За исключением тех, кто выпал из обоймы. Однако этот общественный консенсус не является исчерпывающим. Проблемы возникают, когда «лидеры общественного мнения» рисуют себе слишком опережающие реальность результаты «народного волеизъявления». Потом приходится (опять ненасильственным путем) канализировать протестные настроения в «красные» думы. Как это уже было в г.о. Тольятти и Сызрани. В общем, текущий политический цикл требует инструментария, способного снизить недовольство электората и убедить этот электорат в подлинности результатов грядущих выборов. Так что ПОНСИ — очередной шаг в нескончаемой игре в имитацию. Офис, который, судя по названию, что-то должен проектировать, имеет признаки предвыборного штаба с перспективой «раздачи слонов» избирателям. Отсюда и ассоциации с шедевром Леонида Гайдая «Операция «Ы»» и ставшей крылатой фразой «Чтоб никто не догадался» в исполнении Юрия Никулина в ответ на вопрос «Почему «Ы»?». За кулисами в этом деле остается только вице-губернатор — руководитель департамента информационной политики Самарской обл. Дмитрий Кочергин. Хотя по рангу службы он чаще других вице-губернаторов Самарской обл. бывает на мероприятиях АП РФ и имеет доступ к официальным и тем более неофициальным методическим рекомендациям АП РФ. В отношении профессионального уровня Кочергин, бесспорно, качественно превосходит представителей самарской номенклатуры. Иллюстрацией эффективной работы может служить то, как Кочергин сумел в разгар подготовки Самарского регионального отделения (СРО) партии ЕР к праймериз технично сменить верхушку исполкома СРО ЕР. Проще говоря, в самый ответственный для СРО ЕР момент отодвинул в исполкоме на вторые роли годами кованные фетисовские кадры. Следом возник ПОНСИ, созданный руками бывшего кадрового войскового замполита Фетисова во исполнение всеми услышанного срочного поручения главы региона Азарова. В том, что результаты сентябрьских выборов в Самарской обл. будут полностью отвечать задачам, поставленным в АП РФ, вряд ли кто-то может сомневаться. Другое дело, какие задачи будут поставлены. В этом случае не следует забывать о предвыборной работе в Забайкальском крае (г. Чита), после чего Дмитрия Кочергина перевели в Самарскую обл. (см. «Хронограф» №5 (698) от 18.02.19). "Хронограф" будет следить за развитием событий. |