Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (791) | 29 марта 2021г.
 

Померятся экспертизами

С АО «ВТС Метро» требуют почти 10 миллионов

Татьяна Федорова

8 апреля в Арбитражном суде Самарской обл. возобновится производство по делу, в рамках которого департамент градостроительства г.о. Самара пытается взыскать с АО «ВТС Метро» 9,46 млн р. неосновательного обогащения. По мнению стороны истца, компания, ранее входившая в ГК «ВТС», допустила нарушения при исполнении контракта на строительство трамвайной линии к стадиону «Самара Арена» во время подготовки к ЧМ-2018. В ходе рассмотрения дела возникла необходимость провести две строительно-технические экспертизы.

Департамент градостроительства Самары обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с исковым заявлением к АО «ВТС Метро» о взыскании 9,46 млн р. неосновательного обогащения. Определением от 25 декабря 2019 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Контрольно-счетную палату г.о. Самара, ООО «Росэлектрик» и МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ). Делу присвоен №А55-35642/20192. Как указано в материалах дела, факт неосновательного обогащения якобы возник «по мнению истца, вследствие несогласованной ответчиком замены предусмотренного проектной документацией программного обеспечения на иное, более дешевое и менее функциональное». Речь идет о программном обеспечении, установленном в рамках контракта, заключенного 27 апреля 2017 г. между департаментом градостроительства и АО «ВТС Метро». Единственным акционером и генеральным директором АО «ВТС Метро» является Сергей Натальчук (на фото).

Компания «ВТС Метро» стала победителем аукциона на выполнение работ «Реконструкция трамвайной линии от пл. Урицкого до Московского ш. со строительством новой трамвайной линии от ул. Ташкентской до стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 г. в г. Самаре (2-й этап строительства)» стоимостью 741,06 млн р. АО «ВТС Метро» готово было выполнить работы за 741 млн р.

По условиям контракта подрядчик должен был построить еще и диспетчерский пункт на разворотном кольце, а также автоматизировать систему стрелочных переводов и реконструировать коммуникации. Согласно аукционной документации затраты на основные объекты строительства (трамвайное полотно и остановочные павильоны) — 212,8 млн р., на объекты энергетического хозяйства — 278,03 млн р., еще около 63 млн р. — на объекты транспортного хозяйства и связи (https://zakupki. gov.ru/epz/ order/ notice/ zp44/ view/protocol/ protocol- bid- list, html? regNumber= 0842200002117000051 &p rotocolld= 12903389).

В ходе судебного процесса представители АО «ВТС Метро» ходатайствовали о проведении экспертизы. 27 января 2021 г. была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, которую поручили провести экспертам из ООО «ЭКЦ Самара». С полученным экспертным заключением не согласились представители департамента градостроительства и заявили возражение. Не удовлетворили их и пояснения вызванных в суд экспертов.

По итогам заслушивания экспертов истец в лице департамента заявил ходатайство о проведении дополнительной экспертизы. «Ходатайство истец мотивировал тем, что исследование проведено не должным образом, эксперты сделали свои выводы, фактически опустив большую часть исследований... Неясен принцип оценки, которым эксперты оценивали стоимость программного обеспечения. Сторона ставит под сомнение обоснованность включения в стоимость программного обеспечения расходов на внедрение, пусконаладку, обучение персонала», — отмечено в материалах дела.

Представители департамента попросили вновь провести экспертизу, но уже другим составом экспертов. Ответчик поддержал ходатайство, но просил назначить дополнительные исследования в том же экспертном учреждении — ООО «ЭКЦ Самара». Суд не счел возможным удовлетворить эту просьбу. В результате экспертизу поручили провести Сергею Лайтеру, сотруднику ООО «Современная энергетическая компания».

Подобный поворот в деле не устроил представителей АО «ВТС Метро», и они попытались опротестовать данное определение суда в апелляционной инстанции. 12 марта жалоба была рассмотрена. В обоснование апелляционной жалобы представители АО «ВТС Метро» указали, что суд назначил не дополнительную, а фактически повторную экспертизу, поскольку поставил те же вопросы, что и в первоначальной. По мнению стороны ответчика, судом не выяснен вопрос о возможности проведения компьютерно-технической экспертизы в выбранном экспертном учреждении. Однако эти доводы суду апелляционной инстанции показались неубедительными, постановление первой инстанции осталось в силе.

16 марта идентичная апелляционная жалоба поступила от ООО «ЭКЦ Самара». На данный момент она находится в стадии рассмотрения. Несмотря на жалобы, 8 апреля суд приступит к рассмотрению дела. Отметим, что АО «ВТС Метро» являлось поставщиком в 19 государственных контрактах на сумму 3,991 млрд р. Причем с департаментом градостроительства Самары было заключено 5 контрактов на сумму 1,22 млрд р. Так что стороны данного судебного спора хорошо знают друг друга.