Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (739) | 3 февраля 2020г.
 

На шаг впереди

Инновационные практики, отработанные в Тольяттинском ЦЗН, будут тиражироваться на территории региона

Борис Кротов

29 января делегация правительства Ульяновской обл. посетила Центр занятости населения г.о. Тольятти (ЦЗН), чтобы ознакомиться с уникальным для России проектом — «Цифровой центр занятости». Цель проекта — модернизация центров занятости населения, предусмотренная национальным проектом «Производительность труда и поддержка занятости», инициированным президентом России Владимиром ПУТИНЫМ. По поручению губернатора Дмитрия АЗАРОВА в Самарской обл. с осени прошлого года министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской обл. совместно с АНО «Федеральный центр компетенции в сфере производительности труда» началась реализация пилотного проекта.

Инновационные практики — бережливого производства, безбумажного документооборота и повышения производительности труда -внедрялись в ЦЗН, расположенном в Автозаводском районе. Кроме того, ЦЗН переоснастили и отремонтировали. В декабре первый в стране цифровой центр занятости населения начал свою работу в тестовом режиме. «В данном центре занятости мы кардинально поменяли подход к работе: взаимодействие между центром занятости и клиентом», — пояснил гостям заместитель министра труда, занятости и миграционной политики — руководитель департамента развития трудовых ресурсов Самарской обл. Ян Талбацкий.

Любой посетитель центра может убедиться, что в ЦЗН была проведена серьезная подготовительная работа. По словам Яна Талбацкого, к процессу модернизации ЦЗН был применен критический подход — все государственные услуги, предоставляемые в центре, были оценены с точки зрения эффективности и практичности: проведен анализ взаимодействия специалистов с клиентами, из цепочки исключены лишние манипуляции. «Все это делалось с целью упростить взаимодействие. В итоге были внесены существенные корректировки не только в процедуру предоставления госуслуг, но и модернизировано само пространство предоставления услуг», — рассказал Ян Талбацкий.

Например, отделение первичного приема граждан ранее представляло собой помещение с небольшими окошками, получателю услуги приходилось общаться со специалистом, что называется, на ногах, это было некомфортно и создавало временные задержки. «Сейчас введен формат сидя-сидя, клиенту доступен полный визуальный контакт с оператором.

Но самое главное — мы полностью перешли на электронный документооборот при взаимодействии с соискателями. Если раньше безработный гражданин должен был расписываться в большом количестве бумаг, то сейчас все заменил один планшет. Безработный расписывается на экране, факсимиле сохраняется в нашей информационной системе, а сотрудник центра занятости подтверждает то, что процедура унификации подписи проходила в его присутствии», — подчеркнул Ян Талбацкий.

Нововведения позволили сократить время взаимодействия специалистов с клиентами и высвободить около получаса на каждого сотрудника центра. Дополнительное время может быть потрачено на адресный подход к решению вопросов безработных граждан, на более тщательный подбор вакансий.

Целевые показатели, которые ожидаются уже в ближайший период, это сокращение временных издержек на получение конкретной государственной услуги (например, профессионального обучения на 11 дней (с 21 до 10 дней); регистрацию клиентов на 88% (с 520 до 66 мин.): сокращение среднего времени безработицы (с 6 до 3 мес), повышение уровня трудоустройства). Также решаются вопросы сокращения времени на подачу работодателями вакансий (на 97% — с 300 до 10 мин.), удовлетворения потребности работодателей в кадровых ресурсах и другие задачи.

Своими впечатлениями от визита в Тольяттинский ЦЗН поделился заместитель директора департамента занятости населения, труда и социального партнерства Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской обл. Владимир Фирстаев. «Тот проект, который реализован в Тольяттинской службе занятости населения, был рекомендован Министерством труда и социальной защиты РФ к исследованию всеми субъектами РФ с целью трансляции опыта. Та модернизация, которая проводится в рамках нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости», нашла свою практическую реализацию, перешла в практическую плоскость на территории тольяттинской службы занятости населения», — прокомментировал Владимир Фирстаев.

Коллега Владимира Фирстаева заместитель директора кадрового центра Ульяновской обл. Павел Калашников поделился своими наблюдениями: «Здесь каждый клиент, будь то соискатель или работодатель, может найти удобный для себя формат общения. Мы посетили залы первичного и вторичного обращения, и меня лично впечатлила внедренная практика ведения дела, получения услуг в электронной форме. Это новшество, внедренное в Самарской обл., мы обязательно будем применять в своем центре».

Пока тольяттинский ЦЗН является единственным в России уникальным цифровым кадровым центром, созданным благодаря инициативам президента России Владимира Путина. При поддержке губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова полученные практики будут тиражироваться на территории всего региона.

Комментарии

Ян ТАЛБАЦКИЙ, заместитель министра труда, занятости и миграционной политики Самарской обл.

- Предыдущий год был пилотный, и можно сказать, Тольятти вырвался в передовики по уровню трудоустройства. В текущем году мы планируем проецировать то, что сделано, на другие центры занятости региона, а в Тольятти продолжится работа по совершенствованию процессов.

Владимир БАГАЕВ, директор ГКУ СО «Центр занятости населения г.о. Тольятти»

- Центру занятости это здание было передано в 1995 г. и функционировало практически в неизменном виде до середины 2019 г. В рамках нацпроекта были модернизированы не только помещения центра — была произведена закупка современной вычислительной техники, серверного оборудования, многофункциональных устройств, планшетов, которые вы видели в процессе знакомства с деятельностью наших специалистов.

Владимир ФИРСТАЕВ, заместитель директора департамента занятости населения, труда и социального партнерства Ульяновской обл.

- Честно говоря, мы были ошеломлены тем, что увидели. Центр изменился разительно, сделан качественный скачок вперед. Те принципы клиентоориентированности, о которых говорит руководство нашей страны, на мой взгляд, были реализованы в Тольятти. Безусловно, инновацией является создание цифрового центра занятости населения, т. е. переход на полную цифровизацию работы ЦЗН. И надо признать, что служба занятости Самарской обл. на шаг впереди в этом вопросе.