Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (739) | 3 февраля 2020г.
 

Без финансовой логики

Канатная дорога в Южный город рискует стать очередным забытым проектом

Георгий Кизельгур

Министр экономического развития и инвестиций Самарской обл. Дмитрий БОГДАНОВ прокомментировал планы строительства канатной дороги от Железнодорожного вокзала г. Самары в мкрн Южный город. Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» был представлен ответ, из которого следует, что источники финансирования амбициозного проекта до сих пор четко не определены. Вполне возможно, что после ввода в эксплуатацию Фрунзенского моста, несмотря на усилия отдельных лоббистов, планы возведения канатной дороги могут отложить на неопределенное время.

Схватились за канат

В настоящее время переживает ренессанс, казалось бы, уже давно подзабытая идея строительства канатной дороги от ж/д вокзала в мкрн Южный город. На спусковой крючок нажал председатель правительства Самарской обл. Виктор Кудряшов. 16 декабря 2019 г. он подписал распоряжение №1103-р «Об утверждении документации по планировке территории в границах г.о. Самара и м.р. Волжский Самарской обл. для размещения пассажирской подвесной канатной дороги к инвестиционному объекту «Южный город».

Идея создания пассажирской подвесной канатной дороги (ППКД) в мкрн Южный город возникла семь лет назад. Случилось это в 2013 г., когда ГК «Древо» Николая Чудаева приступила к комплексной застройке территории в административных границах с.п. Лопатино Волжского р-на Самарской обл. Ахиллесовой пятой проекта стала его транспортная доступность. Со своим решением проблемы выступила ГК «СКАДО» (Самарские канатные дороги), которую возглавляет Александр Козловский. Это единственная организация на территории бывшего СССР, имеющая собственный опыт проектирования, изготовления, монтажа и сервисного обслуживания канатных дорог.

Официальное заявление -прозвучало после того, как 19 июля 2013 г. губернатор Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николай Меркушкин побывал с визитом в мкрн Южный город. Главе региона пришлось ответить на ряд актуальных вопросов, в числе которых наиболее острым оказалось решение транспортной проблемы — многокилометровой пробки до центра города. «В качестве альтернативы автомобильному транспорту правительство Самарской обл. рассматривает инновационный проект от компании «СКАДО» — воздушное метро, которое будет соединять южный район города с железнодорожным вокзалом. Подобный вид транспорта не только позволит разгрузить наземное сообщение в часы пик, но и сократит время нахождения пассажиров в дороге. Кроме того, у воздушного метро есть одно неоспоримое преимущество: площадки посадки/высадки станций канатной дороги спроектированы таким образом, что приспособлены к пользованию пассажирами с детьми и инвалидами в колясках», — говорится на официальном сайте ГК «СКАДО» (https://www.skado.ru, o-kompanii/ novosti/ 21-06-2013).

Губернатор Меркушкин идею поддержал. Министр строительства Самарской обл. (2012-2016 гг.) Алексей Гришин 14 апреля 2015 г. подписал приказ №219-п «О подготовке документации по планировке территории в границах г.о. Самара и м.р. Волжский Самарской обл. для размещения пассажирской подвесной канатной дороги к инвестиционному объекту «Южный город». На основании этого приказа ООО «ЮГ-1» (бенефициар Николай Чудаев) получило разрешение на подготовку соответствующей документации. Контроль за исполнением приказа был возложен на заместителя министра -руководителя департамента территориального планирования и градостроительства областного Минстроя Анатолия Баранникова.

Набросали проект

Анатолий Баранников контролировал исполнение приказа настолько грамотно, что вопрос строительства «воздушного метро» в Южный город не поднимался в публичной плоскости на протяжении долгих лет. Даже жители мкрн Южный город уже стали забывать об этом «прожекте». Однако ситуация резко поменялась после того, как 17 декабря 2018 г. министром строительства Самарской обл. стал Евгений Чудаев (сын Николая Чудаева). Согласно раскрытой информации, 20 июня 2019 г. был подписан некий договор, а приложением к нему стало техническое задание на разработку документации по планировке территории по объекту «Пассажирская подвесная канатная дорога к инвестиционному объекту «Южный город». Заказчиком выступало ООО «Национальные канатные дороги» (ООО «НКД»), учредителями которого являются АО «Курорты Северного Кавказа» (66,67%) и французская компания «Poma S.A.S.» (33%). Над составлением документации работала «дочка» французской компании ООО «ПОМА» (г. Москва, генеральный директор Антон Чудаев).

В документации по планировке территории указано: «Проектируемый объект начинается от железнодорожного вокзала «Самара» и идет в юго-восточном направлении в сторону мкрн Южный город Волжского р-на Самарской обл., располагаясь на правобережной и левобережной сторонах долины р. Самары и пересекая ее речную акваторию с заливами и протоками (протока Малая, оз. Гатное). Проектируемая пассажирская подвесная канатная дорога также проходит через акваторию р. Подстепновки». Там же указано: «В состав ППКД входят, как правило, следующие основные сооружения: станции, линейные опоры и жесткие переходы, предохранительные устройства (сети и мосты), эстакады и галереи для жестко подвешенных путей». По техзаданию, длина ППКД должна составлять 9100 м, производительность в одном направлении начальная/полная — 1000 чел./час / 2000 чел. /час. Скорость движения каната — 6 м/с. Таким образом, из мкрн Южный город до ж/д вокзала можно будет добраться (с учетом посадки-высадки) примерно за полчаса. Однако без учета ожидания подачи вагона и простоя в очередях на посадку. Это может добавить еще 1-1,5 часа. Итоговое время в пути может составить от 1,5 до 2 часов в одном только направлении.

Чудаев идет на рекорд

Масштаб проекта впечатляет. Если он будет реализован, то «воздушное метро» в мкрн Южный город станет самой протяженной канатной дорогой маятникового типа (кабины двигаются между станциями по одному или двум несущим канатам с помощью тягового каната). На данный момент самой длинной подвесной пассажирской канатной дорогой данного типа является Татевская канатная дорога, которая находится в Армении. Она расположена в высокогорной местности и предназначена для доставки туристов до Татевского монастыря (памятник раннесредневековой эпохи). Ее длина составляет 5752 м. В создание Татевской канатной дороги было инвестировано $22,8 млн. Однако ППКД в мкрн Южный город затмит ее по протяженности ходового пути и по праву может попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Ввиду малой пересеченности местности в Самаре придется возводить значительно большее количество опор, чем у Татевской подвесной дороги. Опираясь на вышеназванные факты, можно предположить, что стоимость проекта по строительству канатной дороги в Южный город составит значительно более 2 млрд р. В связи с этим возникает закономерный вопрос: за чей счет?

Министр экономического развития и инвестиций Самарской обл. Дмитрий Богданов в своем ответе на редакционный запрос сообщил, что есть некий «инициатор». Нет никаких сомнений в том, что в реализации данного проекта заинтересован глава ГК «Древо» Николай Чудаев. Возведение канатной дороги, связывающей Южный город с центром г.о. Самара, повысит инвестиционную привлекательность застраиваемой территории. Однако вряд ли Чудаев готов стать потенциальным инвестором такого грандиозного проекта. Слишком дорогой маркетинговый ход. Возможно, амбициозные планы вынашивает совместное российско-французское предприятие ООО «НКД». Генеральный директор ООО «НКД» Борис Шлом в сентябре 2018 г. говорил: «Цель нашей компании заключается во внедрении канатного транспорта во все секторы туристического рынка, а также в том, чтобы заниматься не только производством, но и предлагать транспортные решения, включая несколько уровней системы услуг: техническое обслуживание, эксплуатацию, партнерство. У этого вида перевозок большое будущее в России, и мы бы хотели стать крупнейшим его представителем» (http: //www. ncrc. ru/press-center/ publikatsii/ vystupleniya- rukovodstva/ interfaks- turizm- natsionalnye- kanatnye- dorogi- nasha- zadacha-dovesti- lokalizatsiyu- proizvodstva- do-bo. html).

Видимо, не случайно ООО «НКД» выступило заказчиком разработки документации по планировке территории для строительства канатной дороги в Южный город. Правда, в этом случае ГК «СКАДО» рискует остаться не у дел. Высока вероятность, что по понятным причинам подряд на строительство получит французская «Poma S.A.S.», которая специализируется на производстве канатных дорог. В мире построено более 8 тыс. канатных дорог с применением технологий и оборудования этой компании. По крайней мере, следует ожидать, что ООО «НКД» предпочтет загрузить производственные мощности аффилированной ему французской фирмы, а не самарского завода. В любом случае, если дело дойдет до выбора подрядчика, то между ГК «СКАДО» и «Poma S.A.S.» может во всех смыслах начаться соревнование по перетягиванию каната.

Между тем условия для реализации проекта по строительству канатной дороги в мкрн Южный город в недавнее время резко изменились. После того, как 31 декабря 2019 г. было открыто автомобильное движение по мостовому переходу «Фрунзенский», автомобильные пробки перед южным и главным мостами через р. Самару исчезли. В результате заторов на дорогах сейчас нет даже в часы пик. Таким образом, наиболее существенный аргумент строительства подвесной канатной дороги от ж/д вокзала в мкрн Южный город отпал сам собой.

Более того, после включения мкрн Южный город в состав г.о. Самара там появится муниципальный транспорт с льготными условиями проезда для отдельных категорий граждан. Таким образом, на рынке транспортных услуг возникнет сразу три субъекта: муниципалитет, частные перевозчики и оператор канатной дороги. В таких условиях канатная дорога может вчистую проиграть конкурентную борьбу, поскольку разница во времени проезда до центральной части города становится несущественной, а цены на проезд в «воздушном метро», скорее всего, будут несоизмеримо выше, чем в наземном транспорте.

Следует полагать, что потенциальный инвестор, оценивая риски, обязательно учтет тот факт, что Фрунзенский мост разгрузил соседние мосты через р. Самару и избавил жителей левобережья от многочасовых пробок. Поэтому планы строительства канатной дороги в мкрн Южный город могут быть в очередной раз отложены на неопределенное время. По крайне мере до тех пор, пока рост микрорайонов Южный город и Амград (расположен возле ТРЦ «Амбар», застройщик ООО «СЗ «Глобал Вижн Девелопмент» Геннадия Суркова), строительство которого стартовало в прошлом году, не приведет к возникновению новых заторов. Тем более что окончательное решение по данному вопросу еще не принято. Александр Козловский в своем ответе на редакционный запрос обратил внимание на следующий момент: «Распоряжение, подписанное председателем правительства Самарской обл. Виктором Кудряшовым... не является официальным документом, который дает право на начало проектирования и строительства».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий БОГДАНОВ, министр экономического развития и инвестиций Самарской обл.

- В настоящее время существует инициатива по строительству пассажирской канатной дороги между Южным городом и железнодорожным вокзалом. На данный момент проект находится в предынвестиционной стадии, соответственно предоставление конкретной информации СМИ не представляется возможным. Проект не оформлен как инвестиционное предложение и пока не находится на сопровождении у Агентства по привлечению инвестиций Самарской обл. С инициатором ведутся предварительные переговоры о возможности его реализации. Информация о стоимости реализации проекта, предполагаемых источниках финансирования, сроках реализации проекта со стороны инициатора официально (документально) к настоящему моменту не представлена.

Анатолий БАРАННИКОВ, первый заместитель министра строительства — главный архитектор Самарской обл.

- Средства бюджета Самарской обл. на подготовку документации по планировке территории для размещения линейного объекта «Пассажирская подвесная канатная дорога к инвестиционному объекту «Южный город» не привлекались. Стоимостью реализации проекта по строительству пассажирской подвесной канатной дороги министерство не располагает. Реализация проекта возможна в рамках государственно-частного партнерства. Информацией о сроках реализации проекта министерство не располагает.

Александр КОЗЛОВСКИЙ, президент ГК «СКАДО»

- Что касается вопроса о целесообразности строительства ППКД после ввода в эксплуатацию Фрунзенского моста, то по-прежнему считаем необходимым строительство данного объекта. Такая канатная дорога, или т.н. «воздушное метро», не может стать альтернативой, а может лишь дополнять уже существующие транспортные системы г.о. Самара. На сегодняшний день компания «СКАДО» пока не имеет никаких планов на участие в проектировании и строительстве, т.к. не определено само строительство.