Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (734) | 9 декабря 2019г.
 

Асоциальный лифт

Безопасность жителей региона отодвинули на второй план

Борис Кротов

4 декабря Самарская губернская дума (СГД) утвердила областной бюджет на 2020 г., согласно которому в предстоящем году на такой жизненно важный вопрос, как замена лифтов в многоквартирных домах (МКД), изначально было заложено всего 92 млн р. На размере суммы настояли в министерстве энергетики и ЖКХ, сегодня возглавляемом Михаилом ТАТАРИНЦЕВЫМ (на фото). Критичность ситуации в том, что уже в начале 2020 г. в Самарской обл. может начаться процесс массовой остановки лифтов в МКД. И несмотря на это в профильном министерстве посчитали более своевременным увеличить в 2,5 раза, до 230 млн р. на финансирование уставной деятельности НКО «Региональный оператор Самарской обл. «Фонд капитального ремонта» (ФКР).

Поглотитель бюджета

С проблемами лифтового хозяйства в МКД знакомы все жители Самарского региона, даже те, кто не сталкивается с ними напрямую. Не раз в телевизионном эфире центральных телеканалов и других средств массовой информации транслировались сюжеты о трагедиях, связанных с авариями в высотных МКД. Люди начинают бояться пользоваться оборудованием, которое было создано для их же комфорта. При этом выработавшие свой ресурс лифты скорее норма, чем отклонение от общей тенденции старения всего жилого фонда в городах Самарской обл. А поскольку подъемные механизмы по определению являются средствами перемещения повышенной опасности, то данная тематика требует к себе пристального внимания.

25 ноября т.г. на заседании комитета СГД думы по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды депутаты предложили министерству энергетики и ЖКХ Самарской обл. (минЖКХ) увеличить объем средств на замену лифтов в МКД в 2020 г. и предусмотреть дополнительно 200 млн р. Врио министра ЖКХ Михаил Татаринцев, сославшись на ограниченность бюджета, сообщил, что заложенные в проекте финансового документа 92 млн р. пока являются пределом возможностей. Однако все же последовало обещание, что поправка депутатов может быть учтена в ходе исполнения бюджета. Безусловно, если появятся излишки средств. Впоследствии предложения по дополнительному финансированию в 200 млн р поступили от фракций «Справедливая Россия», «ЛДПР» и «КПРФ». В итоге поправки были приняты 4 декабря в ходе заседания СГД.

На этом фоне острого дефицита средств на жизнеподобные мероприятия по замене ветхих лифтов выглядит нонсенсом инициатива региональных чиновников по увеличению суммы на осуществление уставной деятельности ФКР. Если в предыдущий период ФКР было достаточно для функционирования 90 млн р., то на 2020 г. в бюджете минЖКХ заложил 230 млн р. Можно сказать, что эти средства пойдут на содержание аппарата некоммерческой организации (НКО) ФКР, предыдущий руководитель которой Михаил Архипов в настоящее время обвиняется в совершении более 20 преступлений, связанных с коммерческим подкупом. Для объективного понимания уровня насыщаемости ФКР бюджетными деньгами стоит привести ожидаемые затраты на мероприятия в рамках государственной программы Самарской обл. «Чистая вода». Они составят всего 41,5 млн р.

Как видно, бюджетных средств действительно недостает на решение актуальных вопросов сферы ЖКХ, где ФКР играет одну из ключевых ролей. Есть опасения, что неадекватно выстроенные приоритеты могут привести к коллапсу, а именно к тому, что в одночасье во многих МКД Самарской обл. будут остановлены тысячи лифтов.

Требование техрегламента

В 2011 г. комиссия Таможенного союза в лице трех стран — России, Белоруссии и Казахстана — приняла решение о введении в действие Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС) 011/2011. Этот регламент вступил в силу с 15 февраля 2013 г. «Согласно п. 5.5. ТР ТС 011/2011 лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу указанного технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями в срок до 15 февраля 2020 г.», — такие разъяснения [URL=http://www.gosnadzor.ru/industrial/equipment/faq/elevating%20structures/elevators/] содержатся на официальном сайте службы Ростехнадзора.

Кроме того, этот же источник сообщает: «Согласно п. 5 ст. 4 технического регламента при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию».

Чтобы оценить реальное состояние сегодняшнего жилфонда в Самарской обл., можно обратиться к информации, представленной Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» одной из крупнейших управляющих компаний (УК) сферы ЖКХ г. Тольятти ООО «ДЖКХ». Указанная УК обслуживает дома различного года постройки во всех трех районах Тольятти, в связи с чем полноценность и объективность информации не вызывает сомнений.

В управлении ООО «ДЖКХ» находится 700 МКД, из которых с лифтовым оборудованием 301 дом — это 1264 единиц лифтов. Согласно заключению специализированной организации ООО «ДЭМ», проводившей обследование подъемных механизмов, 220 единиц лифтов, отработавших назначенный срок службы, рекомендуется вывести из эксплуатации и произвести замену. Т.е. речь не идет о модернизации, а именно о замене лифта, поскольку все указанные в списке ООО «ДЭМ» лифты отслужили не по 25 лет, как на то указывает Ростехнадзор, а по 34 года. Это с учетом допустимого увеличения сроков эксплуатации на 9 лет по результатам технического освидетельствования на основании соответствующего акта.

Иными словами, это предел эксплуатации, после которого допуск к использованию такого лифта может закончиться аварией со всеми вытекающими последствиями. Стоит подчеркнуть, что данный пример лишь отчасти описывает картину действительности. Кроме ООО «ДЖКХ» в Тольятти осуществляют деятельность и другие крупные операторы рынка ЖКХ, которым предстоит решать такие же проблемы. Также необходимо учитывать, что Самара значительно выигрывает у Тольятти по количеству домов, в которых требуется замена лифтов. В целом по региону ситуация, похоже, близка к катастрофической.

Почти 2 года назад, в январе 2018 г., на заседании комитета СГД по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды был впервые подробно изучен вопрос замены лифтов в МКД на территории Самарской обл. Тогда участники комитета четко ориентировались на посыл президента России Владимира Путина. «По поручению президента РФ до 2020 г. все лифты в МКД должны быть приведены в надлежащее состояние. В Самарской обл. замены или ремонта требуют более 7 тыс. лифтов», -такие сведения запротоколированы на официальном портале СГД. Впоследствии к этому вопросу возвращались неоднократно.

16 апреля 2018 г. на тот момент заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской обл. Сергей Ульянкин представил членам комитета СГД по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды проект постановления правительства Самарской обл., в соответствии с которым собственниками жилья в МКД планировалось организовать финансовую поддержку по замене 1940 лифтов.

«На сегодняшний день в регионе 3,5 тыс. многоквартирных домов, в которых находится около 13 тыс. лифтов. Из них более 6,5 тыс. лифтов имеют истекший срок эксплуатации и требуют модернизации или замены. Предполагается, что в рамках данной подпрограммы будет охвачено 995 многоквартирных домов, в которых будет заменено 6,5 тыс. лифтов», — такое резюме появилось на сайте СГД по итогам заседания комитета в апреле 2018 г.

19 ноября того же 2018 г. заместитель председателя указанного комитета СГД Виталий Коротких напомнил в т.ч. присутствовавшему на заседании бывшему министру энергетики и ЖКХ Самарской обл. Сергею Маркову (сложил полномочия министра в ноябре 2019 г.) о том, что «на федеральном уровне готовятся изменения в законодательство, согласно которым лифты с высокой степенью износа будут просто-напросто останавливать. По предварительным подсчетам, в Самарской обл. под новые требования федерального законодательства подпадут порядка 8 тыс. лифтов в многоэтажных домах. Мы считаем, что нужно создать отдельную программу или подпрограмму, чтобы эта проблема в нашем регионе была решена».

17 декабря 2018 г. на заседании профильного комитета прозвучала информация, которая, наверное, должна была заставить представителей минЖКХ более серьезно отнестись к проблеме лифтового хозяева в МКД. «В настоящее время в регионе уже остановлен 81 лифт. В ближайшие два года эта цифра может вырасти до 156 лифтов», — с такой констатацией факта и прогнозом на будущее ознакомили представители СГД.

Прекрасное далеко

В итоге 21 января 2019 г. Сергей Ульянкин ознакомил депутатов СГД с проектом закона Самарской обл., разработанным в целях приведения отдельных положений в соответствие с федеральным законодательством «О внесении изменений в Закон Самарской обл. «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской обл.» в соответствии с которым в перечень работ по капитальному ремонту включаются работы по модернизации лифтов (https:// samgd.ru/ committee_list/ xl073/ meeting/ committee_ meetings/ 221396/). Таким образом, за ФКР закрепляется функция по замене лифтов в МКД в соответствии с требованием федерального законодателя.

Могло сложиться впечатление, что решение проблемы сдвинулось с мертвой точки. Однако дальнейшие события показали, что инициативы министерства не больше, чем фикция. Скоординированные действия минЖКХ и ФКР практически не оставляют надежды на адекватное решение вопроса.

К такому выводу можно прийти, ознакомившись с документами, опубликованными на официальном сайте правительства Самарской обл.

В проекте постановления правительства Самарской обл. «О внесении изменений в постановление правительства Самарской обл. от 29 ноября 2013 г. № 707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской обл.» содержится обновленная версия региональной программы капремонта. Согласно содержащимся в этой программе данным, во многих МКД ремонт, замена, модернизация лифтового оборудования запланирована на сроки, уходящие за пределы середины XXI века. К примеру, в МКД по адресу: г. Тольятти, ул. Мира, 112, такие работы стоят в плане на 2053-2055 гг. Это притом что данный указанный дом был введен в эксплуатацию в 1972 г., т. е. возраст самого МКД к датам, указанным в программе ремонта лифтов, перевалит за 80 лет.

Есть в программе и более ранние даты. В МКД по ул. Мира, 152, введенного в эксплуатацию в 1976 г., ремонт или замена лифтов запланированы на период 2029 — 2031 гг. В относительно молодых домах Комсомольского р-на Тольятти по ул. Матросова, 43 и 60 (оба введены в эксплуатацию в 1983 г.) замена или ремонт лифтов могут быть произведены в промежуток 2051-2053 гг. согласно графику капремонтов.

Такие же отдаленные даты от сегодняшнего времени были определены для МКД, расположенных в Автозаводском р-не Тольятти. МКД по ул. Автостроителей, 49, введенный в эксплуатацию в 1985 г., может ожидать своей очереди на замену лифтов в промежутке 2039-2041 гг. 43-й дом по этой же улице, который был введен в эксплуатацию в 1984 г., стоит в планах на замену лифтов на период 2037-2039 гг.

Все указанные дома, как и ряд других, определены управляющими компаниями в группу риска, в которых может быть остановлена работа лифтов. Реестр МКД был доведен компаниями до руководителя департамента городского хозяйства (ДГХ) администрации г.о. Тольятти Вадима Ерина с целью включения в подпрограмму «Капитальный ремонт лифтового оборудования в МКД» на 2020 г., реализуемой минЖКХ Самарской обл. Результат был приведен выше. И подобная картина характерна для 69% МКД г. Тольятти, обозначенных в проекте изменений региональной программы капремонта.

Похоже, что уже и сами чиновники не воспринимают ФКР как организацию, способную на реальную деятельность. Об этом свидетельствует информация ДГХ, которая доводится управляющими организациями МКД до населения, с разъяснениями о порядке формирования фонда капремонта на специальном счете и прекращении отношений с регоператором в лице ФКР. Такая позиция выглядит вполне логичной, потому что, как бы это прискорбно ни звучало, не все плательщики взносов в ФКР смогут оценить результаты своих денежных вложений просто потому, что могут не дожить до 2055 г.

Что касается непосредственно лифтового хозяйства, то здесь необходимо дать отдельные пояснения. Дата, на которую определяется соответствие лифта ТР ТС 011/2011, т. е. 15 февраля 2020 г., может быть скорректирована. Об этом стало известно из письма заместителя министра строительства России Максима Егорова, направленного в субъекты РФ с целью изучения ситуации на местах. В документе, датированном 23 января 2019 г. идет речь о возможном продлении срока переходного периода по 2026 г.

Позднее, в сентябре 2019 г., Совет Евразийской экономической комиссии издал распоряжение о «Разработке проекта изменения в технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), ответственным разработчиком определена Российская Федерация. Документ размещен на портале специализированного издания «Лифт-Пресс. ру»( www. lift-press, ru/ view_post.php?id =8296).

И хотя об изменениях в ТР ТС 011/2011 как о состоявшемся факте пока неизвестно, чиновники, похоже, сумели себя убедить, что кризис миновал и проблему замены лифтов в МКД и как следствие — финансирование этого вопроса можно отодвинуть на второй план. На выходе получилось следующее: при средней стоимости лифта в 2 млн р. заложенных минЖКХ 92 млн р. хватит на замену всего 46 лифтов (!). Да и поправки от депутатов кардинально не изменят картины по региону, т. к. дадут возможность увеличить список всего втрое. Хотя, как обсуждалось в ходе профильных мероприятий СГД, по состоянию на 2018 г. требовалась замена 6,5 тыс. лифтов. При таких темпах, с учетом отсрочки переходного периода, к 2026 г. ситуация действительно достигнет критической отметки, поскольку старение лифтового оборудования будет опережать процесс по его замене. Не говоря уже о гипотетических сроках 2055 г., отмеченных в программе капремонта.