Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (167) | 22 января 2007г.
 

Защита Качмазова

Кредит от Волгомоста обезопасит ИжАвто

Павел Соколов

11 января между ОАО «Волгомост» (Группа «СОК») и ОАО «ИжАвто» (Группа «СОК») был заключен договор купли-продажи векселей. ОАО «Волгомост» приобрело у ОАО «ИжАвто» векселя на сумму 400 млн. р. Оплату осуществили уже на следующий день — 12 января. Таким образом, Волгомост прокредитовал ИжАвто. Основным источником доходов ОАО «Волгомост» является участие в федеральных и региональных строительных программах. В 2006 г. финансирование проектов данной отрасли существенно увеличилось. Соответственно компания «Волгомост» стала одним из самых выгодных приобретений Группы «СОК». Возможно, именно поэтому председатель совета директоров ЗАО ГК «СОК» Юрий КАЧМАЗОВ (на фото) предпочел владеть акциями ОАО «Волгомост» напрямую. С 10 ноября 2006 г. ему лично принадлежит 7,5% акций ОАО «Волгомост». Высказывается версия, что кредитом от Волгомоста Качмазов пытается защитить ИжАвто от недружественного поглощения.

По сути, в случае с покупкой векселей ОАО «ИжАвто» компания ОАО «Волгомост» выступила в роли внутрихолдингового банка. «Зачастую в холдинговых структурах основным источником кредитных ресурсов выступает принадлежащий этому же холдингу банк», — отмечают эксперты И К «ФИНАМ». У Группы «СОК» тоже имелся свой банк -ООО «Промэкбанк». Но в 2005 г. на пике роста его капитализации было принято решение его продать. Возможно, это было обусловлено тем, что к тому времени Группа «СОК» освоила механизм привлечения крупных объемов заемных средств путем размещения облигационных займов. Однако он требует достаточно продолжительного периода подготовки и не всегда удобен. Причем в марте 2004 г. ОАО «ИжАвто» уже воспользовалось этим инструментом. В марте 2007 г. у ОАО «ИжАвто» истекает срок погашения облигационного займа объемом 1200 млн. р. Это ненамного меньше размера текущей кредиторской задолженности, которую имеет ОАО «ИжАвто» перед своими поставщиками. На конец отчетного периода III кв. 2006 г. общая сумма этого вида кредиторской задолженности составляла

1540 млн. р. При этом самым крупным кредитором ОАО «ИжАвто» на тот период по линии поставщиков числилось ОАО «АВТОВАЗ». Ему ижевский автозавод на 1 октября 2006 г. был должен 231,7 млн. р.

Также у ОАО «ИжАвто» имеется непогашенный долларовый кредит на сумму $21,38 млн., полученный в Удмуртском отделении Сбербанка по договору от 26.07.06.

Также стоит напомнить, что летом прошлого года новое руководство ОАО «АВТОВАЗ» осуществляло ознакомительный осмотр производственных мощностей ОАО «ИжАвто». Чуть позже (в августе — сентябре) в центральных СМИ появилась информация о том, что ФГУП «Рособоронэкспорт» начал с Группой «СОК» переговоры о возможной покупке ОАО «ИжАвто». Не исключено, что стороны не сумели договориться в цене. После чего депутат Государственной думы Александр Хинштейн, находящийся в приятельских отношениях с заместителем генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимиром Артяковым, обратился с запросом в Генпрокуратуру с требованием разобраться в обстоятельствах перехода автомобилестроительных активов концерна «Ижмаш» под контроль Группы «СОК». Но в Генпрокуратуре не нашли в схеме ничего предосудительного. Сомнительно, что у Рособоронэкспорта после этого пропал интерес к ижевскому автозаводу.

Вместе с тем Группа «СОК» только усилила свою работу по увеличению ценовой привлекательности своего автомобильного завода. В декабре была начата сборка автомобилей KIA Rio JB, подписано соглашение о сборке автомобилей KIA Sorento, объявлено о том, что сборку KIA Sorento планируется начать уже в I кв. 2007 г. А уже в январе ОАО «ИжАвто» вдруг решается разместить векселя на сумму 400 млн. р. Навряд ли эти деньги были нужны для подготовки производства новой модели, т.к. для этого нужно на порядок больше средств.

«Запуск любого нового проекта требует значительных денежных средств. Только на проект по выпуску KIA Spectra на ОАО «ИжАвто» было потрачено около $100 млн.», — сообщили «Хронографу» в пресс-службе Группы «СОК».

Участники рынка отмечают, что вексельная схема заимствований может выполнять в том числе защитные функции от потенциальных рейдеров. Хотя в Группе «СОК» комментируют эту тему несколько иначе: «В данном случае продажа векселей является лишь одним из способов для привлечения заемных средств. На месте Волгомоста могло оказаться любое юридическое лицо. Ничего особенного в данной сделке нет».

ОАО «Волгомост» перешло под контроль Группы «СОК» в течение 2004 г. На тот момент финансирование практически всех проектов по линии федеральной программы было заморожено. Однако с позиции сегодняшнего дня можно отметить, что данный актив начал приносить выгоду Группе «СОК» уже не только по своему прямому профилю. Хотя официальные представители Группы «СОК» пытаются при комментировании этого вопроса сохранять нейтралитет: «Компания «Волгомост» действительно занимается строительством объектов как в России, так и за ее пределами. Где-то финансирование идет из средств федерального бюджета, где-то — из региональных бюджетов. Однако обращаем внимание на то, что для приобретения векселей ОАО «ИжАвто» компания «Волгомост» использовала собственные денежные средства, полученные от заказчика за фактически выполненные работы. В большинстве случаев механизм финансирования строительства таких крупных инфраструктурных объектов, какими являются мосты, производится по следующей схеме: сначала компания-подрядчик осуществляет выполнение работ за счет собственных средств, а затем, после приема выполненных работ, заказчик выплачивает подрядчику необходимые денежные средства».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме