11 июля в речном порту Тольятти произошло официальное открытие грузового транспортного терминала с универсальным складским комплексом. Новый логистический объект должен восполнить дефицит возможностей по перевалке промышленных и сельскохозяйственных грузов. Проект по реконструкции транспортного терминала реализован за счет частных инвестиций и имеет возможности со временем нарастить дополнительные мощности.
Системные сложностиОткрытые данные характеризуют состояние грузовых речных перевозок региона достаточно оптимистично. Можно найти сведения о том, что Самарская обл. по объемам перевалки занимает лидирующее положение в ПФО и третье место по стране в целом. Однако это не отменяет того, что в отрасли речных перевозок, особенно грузовых, накопились системные проблемы. И в первую очередь — инфраструктурные. Их решение требует инвестиций. В регионе утрачена часть компетенций, связанных с судостроением. Событием стало строительство сухогрузов в ЗАО «Нефтефлот». Подобного не было в регионе последние 100 лет. Не хватает и мощностей по обработке и перевалке грузов речным транспортом. Грузоподъемное оборудование речных портов морально и физически устарело. Срок его службы зачастую составляет более 40 лет. Физический износ такой оснастки доходит до 90-100%. Существующая нагрузка на причальные стенки не позволяет использовать современную технику для обработки грузов (погрузка, разгрузка, перемещение контейнеров). Как следствие — регион теряет возможности заработка на экспортных потоках из-за недостаточности инфраструктуры. Об этом заявил заместитель руководителя Росморречфлота Андрей Тарасенко на профильном совещании, которое прошло в правительстве Самарской обл. в январе 2019 г. «Нужно использовать возможности речного грузового транспорта, зарабатывать на экспорте. Самарские грузы всегда славились: это нефтетанкеры, стройматериалы, сжиженный газ, зерно. Нужно сделать инфраструктуру, транспортные хабы», — отметил Тарасенко. Ожидание и реальностьНе везде возможно строительство инфраструктуры, о которой говорил Тарасенко. Расширение площадки АО «Самарский речной порт» ограничено из-за сложившейся застройки регионального центра. Есть проект логистического хаба в Сызрани. Его представил генеральный директор Самарского речного порта Дмитрий Лукьянов. Речной хаб в Сызрани, согласно имеющейся концепции, включает пассажирскую и грузовую зоны. Для его создания необходимо расширить существующий порт за счет прилегающей земли, продлить причальную стенку, построить зерновой терминал, туристический причал в границах культурно-развлекательного центра «Каскад». Следует отметить, что во многом судьба нового объекта будет зависеть от того, насколько успешно власти региона пролоббируют включение мероприятий проекта в госпрограмму «Развитие транспортной системы РФ». Т.е. пока более-менее обоснованно можно говорить лишь об амбициозной концепции. | | Обновление инфраструктуры грузовых речных перевозок должно обеспечить регион новыми экспортными потоками
Проект хаба в Сызрани был представлен на обсуждение компетентной аудитории только в январе 2019 г., на профильном совещании в областном правительстве. Окончательные сроки и условия его реализации не раскрываются. А наращивать экспорт нужно уже сейчас. При таких обстоятельствах открытие нового транспортного терминала в Тольятти представляется событием далеко не рядовым. Особенно если учесть, что дополнительной бюджетной нагрузки он не создал. Новые рабочие места и налоговые отчисления есть уже сейчас. Не следует забывать и об инвестициях в I очередь объекта, а это 50 млн р. Открытие нового терминала в Тольятти способствует решению задач, поставленных президентом РФ Владимиром Путиным и губернатором Самарской обл. Дмитрием Азаровым, по устранению инфраструктурных ограничений, препятствующих наращиванию экспорта. Наращивая перевалкуРеконструкция и модернизация производственных мощностей транспортного терминала речного порта Тольятти реализована ОАО «Порт-Тольятти» совместно с ПАО «КуйбышевАзот». Проект, скорее всего, оценят аграрии региона: он предполагает беспрепятственную обработку и перевалку сельскохозяйственной продукции. Специалисты грузового терминала в Тольятти освоили отгрузку сельскохозяйственной продукции во все виды транспорта: контейнеры, ж/д вагоны, водный транспорт. Это упрощает процесс доставки аграрной продукции до оптовых покупателей, повышает конкурентоспособность региональных сельхозпроизводителей. Как отметил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл. Владимир Игонин, реализация подобных проектов способствует развитию экспорта региональных товаров: «Самарская обл. всегда выпускала сельхозпродукцию высокого качества. Благодаря новым производственным возможностям порта мы можем консолидировать партии продукции наших аграриев и доставлять грузы в разные страны. Это серьезный толчок в развитии экспорта и повышении конкурентоспособности регионального АПК». Но собственники универсального складского комплекса планируют обрабатывать не только сельскохозяйственные грузы. В числе направлений деятельности – перегрузка минеральных удобрений, генеральных грузов и т.д. Единовременно в новом терминале может храниться до 10 000 т продукции, а обрабатываться — до 2 000 т в сутки. Ожидается, что в период навигации терминал будет осуществлять перевалку до 200 000 т груза. В отличие от имеющихся в регионе складских комплексов УСК порта Тольятти позволяет осуществлять погрузку (в т.ч. сельскохозяйственной продукции) по варианту «склад — судно». | | Комплекс весового контроля позволил в 2,5 раза увеличить пропускную способность весового узла порта, а также повысить точность учета грузов. Этого позволяют добиться его технические характеристики, соответствующие современным требованиям. Длина весов составляет 24 м, а их грузоподъемность — 100 т. Пропускная способность комплекса — до 15 000 т в сутки (или 500 грузовых автомобилей). Все приведенные технические параметры позволяют отнести новый терминал к крупнейшим транспортно-логистическим комплексам региона. Впрочем, и это не предел. Место размещения и конструкция складского комплекса позволяют дополнительно нарастить мощности за счет строительства новых модулей. Потребности региона в экспортных потоках и соответствующая административная поддержка позволят превратить Тольятти в один из крупнейших транспортных хабов региона, а может быть, и ПФО. | Комментарии | |
Дмитрий БОГДАНОВ, министр экономического развития и инвестиций Самарской обл. - Министерство экономического развития и инвестиций Самарской обл. оказывает всестороннюю поддержку в локализации производств на территории региона и акселерации экспортно-ориентированных предприятий. В регионе сформирована многоканальная система господдержки экспорта, реализуются мероприятия по устранению административных и инфраструктурных барьеров на всех этапах жизненного цикла инвестиционного проекта. Павел КОРОЛЕВ, генеральный директор ОАО «Порт-Тольятти» - Новые производственные мощности позволят увеличить объемы перевалки грузов и снизить ее себестоимость, а также сократить время на обработку всех видов транспорта. Все это будет способствовать не только развитию г. Тольятти и Самарской обл., но и привлечет трейдеров из других регионов. Виктор ГЕРАСИМЕНКО, председатель совета директоров ПАО «КуйбышевАзот» - Ввод в эксплуатацию универсального складского комплекса на территории порта — это важные и своевременные шаги ОАО «Порта Тольятти» и ПАО «КуйбышевАзот» по развитию транспортной инфраструктуры Самарской обл. Мы видим и знаем, в каких непростых климатических условиях приходится работать аграриям нашего региона, особенно если сравнивать их с условиями в южных областях нашей страны. Именно поэтому совместными усилиями стараемся сделать так, чтобы логистика сельхозпредприятий была еще более эффективной. Сегодня делаются новые шаги в этом направлении, и нам очень важно наладить обратную связь с нашими партнерами — потребителями транспортных услуг, чтобы работа в этом направлении была еще более результативной. |