Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (719) | 29 июля 2019г.
 

Частная инициатива

В регионе развивается инфраструктура для перевалки экспортных грузов

Борис Кротов

11 июля в речном порту Тольятти произошло официальное открытие грузового транспортного терминала с универсальным складским комплексом. Новый логистический объект должен восполнить дефицит возможностей по перевалке промышленных и сельскохозяйственных грузов. Проект по реконструкции транспортного терминала реализован за счет частных инвестиций и имеет возможности со временем нарастить дополнительные мощности.

Системные сложности

Открытые данные характеризуют состояние грузовых речных перевозок региона достаточно оптимистично. Можно найти сведения о том, что Самарская обл. по объемам перевалки занимает лидирующее положение в ПФО и третье место по стране в целом. Однако это не отменяет того, что в отрасли речных перевозок, особенно грузовых, накопились системные проблемы. И в первую очередь — инфраструктурные. Их решение требует инвестиций.

В регионе утрачена часть компетенций, связанных с судостроением. Событием стало строительство сухогрузов в ЗАО «Нефтефлот». Подобного не было в регионе последние 100 лет. Не хватает и мощностей по обработке и перевалке грузов речным транспортом.

Грузоподъемное оборудование речных портов морально и физически устарело. Срок его службы зачастую составляет более 40 лет. Физический износ такой оснастки доходит до 90-100%. Существующая нагрузка на причальные стенки не позволяет использовать современную технику для обработки грузов (погрузка, разгрузка, перемещение контейнеров).

Как следствие — регион теряет возможности заработка на экспортных потоках из-за недостаточности инфраструктуры. Об этом заявил заместитель руководителя Росморречфлота Андрей Тарасенко на профильном совещании, которое прошло в правительстве Самарской обл. в январе 2019 г. «Нужно использовать возможности речного грузового транспорта, зарабатывать на экспорте. Самарские грузы всегда славились: это нефтетанкеры, стройматериалы, сжиженный газ, зерно. Нужно сделать инфраструктуру, транспортные хабы», — отметил Тарасенко.

Ожидание и реальность

Не везде возможно строительство инфраструктуры, о которой говорил Тарасенко. Расширение площадки АО «Самарский речной порт» ограничено из-за сложившейся застройки регионального центра. Есть проект логистического хаба в Сызрани. Его представил генеральный директор Самарского речного порта Дмитрий Лукьянов. Речной хаб в Сызрани, согласно имеющейся концепции, включает пассажирскую и грузовую зоны. Для его создания необходимо расширить существующий порт за счет прилегающей земли, продлить причальную стенку, построить зерновой терминал, туристический причал в границах культурно-развлекательного центра «Каскад». Следует отметить, что во многом судьба нового объекта будет зависеть от того, насколько успешно власти региона пролоббируют включение мероприятий проекта в госпрограмму «Развитие транспортной системы РФ». Т.е. пока более-менее обоснованно можно говорить лишь об амбициозной концепции.

Обновление инфраструктуры грузовых речных перевозок должно обеспечить регион новыми экспортными потоками
Обновление инфраструктуры грузовых речных перевозок должно обеспечить регион новыми экспортными потоками

Проект хаба в Сызрани был представлен на обсуждение компетентной аудитории только в январе 2019 г., на профильном совещании в областном правительстве. Окончательные сроки и условия его реализации не раскрываются. А наращивать экспорт нужно уже сейчас.

При таких обстоятельствах открытие нового транспортного терминала в Тольятти представляется событием далеко не рядовым. Особенно если учесть, что дополнительной бюджетной нагрузки он не создал. Новые рабочие места и налоговые отчисления есть уже сейчас. Не следует забывать и об инвестициях в I очередь объекта, а это 50 млн р. Открытие нового терминала в Тольятти способствует решению задач, поставленных президентом РФ Владимиром Путиным и губернатором Самарской обл. Дмитрием Азаровым, по устранению инфраструктурных ограничений, препятствующих наращиванию экспорта.

Наращивая перевалку

Реконструкция и модернизация производственных мощностей транспортного терминала речного порта Тольятти реализована ОАО «Порт-Тольятти» совместно с ПАО «КуйбышевАзот». Проект, скорее всего, оценят аграрии региона: он предполагает беспрепятственную обработку и перевалку сельскохозяйственной продукции. Специалисты грузового терминала в Тольятти освоили отгрузку сельскохозяйственной продукции во все виды транспорта: контейнеры, ж/д вагоны, водный транспорт. Это упрощает процесс доставки аграрной продукции до оптовых покупателей, повышает конкурентоспособность региональных сельхозпроизводителей. Как отметил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл. Владимир Игонин, реализация подобных проектов способствует развитию экспорта региональных товаров: «Самарская обл. всегда выпускала сельхозпродукцию высокого качества. Благодаря новым производственным возможностям порта мы можем консолидировать партии продукции наших аграриев и доставлять грузы в разные страны. Это серьезный толчок в развитии экспорта и повышении конкурентоспособности регионального АПК».

Но собственники универсального складского комплекса планируют обрабатывать не только сельскохозяйственные грузы. В числе направлений деятельности – перегрузка минеральных удобрений, генеральных грузов и т.д. Единовременно в новом терминале может храниться до 10 000 т продукции, а обрабатываться — до 2 000 т в сутки. Ожидается, что в период навигации терминал будет осуществлять перевалку до 200 000 т груза. В отличие от имеющихся в регионе складских комплексов УСК порта Тольятти позволяет осуществлять погрузку (в т.ч. сельскохозяйственной продукции) по варианту «склад — судно».

Комплекс весового контроля позволил в 2,5 раза увеличить пропускную способность весового узла порта, а также повысить точность учета грузов. Этого позволяют добиться его технические характеристики, соответствующие современным требованиям. Длина весов составляет 24 м, а их грузоподъемность — 100 т. Пропускная способность комплекса — до 15 000 т в сутки (или 500 грузовых автомобилей). Все приведенные технические параметры позволяют отнести новый терминал к крупнейшим транспортно-логистическим комплексам региона. Впрочем, и это не предел. Место размещения и конструкция складского комплекса позволяют дополнительно нарастить мощности за счет строительства новых модулей. Потребности региона в экспортных потоках и соответствующая административная поддержка позволят превратить Тольятти в один из крупнейших транспортных хабов региона, а может быть, и ПФО.

Комментарии

Дмитрий БОГДАНОВ, министр экономического развития и инвестиций Самарской обл.

- Министерство экономического развития и инвестиций Самарской обл. оказывает всестороннюю поддержку в локализации производств на территории региона и акселерации экспортно-ориентированных предприятий. В регионе сформирована многоканальная система господдержки экспорта, реализуются мероприятия по устранению административных и инфраструктурных барьеров на всех этапах жизненного цикла инвестиционного проекта.

Павел КОРОЛЕВ, генеральный директор ОАО «Порт-Тольятти»

- Новые производственные мощности позволят увеличить объемы перевалки грузов и снизить ее себестоимость, а также сократить время на обработку всех видов транспорта. Все это будет способствовать не только развитию г. Тольятти и Самарской обл., но и привлечет трейдеров из других регионов.

Виктор ГЕРАСИМЕНКО, председатель совета директоров ПАО «КуйбышевАзот»

- Ввод в эксплуатацию универсального складского комплекса на территории порта — это важные и своевременные шаги ОАО «Порта Тольятти» и ПАО «КуйбышевАзот» по развитию транспортной инфраструктуры Самарской обл. Мы видим и знаем, в каких непростых климатических условиях приходится работать аграриям нашего региона, особенно если сравнивать их с условиями в южных областях нашей страны. Именно поэтому совместными усилиями стараемся сделать так, чтобы логистика сельхозпредприятий была еще более эффективной. Сегодня делаются новые шаги в этом направлении, и нам очень важно наладить обратную связь с нашими партнерами — потребителями транспортных услуг, чтобы работа в этом направлении была еще более результативной.