Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (719) | 29 июля 2019г.
 

Разговаривайте с людьми

ГЖИ указала РСО на необходимость разъяснительной работы

Борис Кротов

25 июля Государственная жилищная инспекция Самарской обл. (ГЖИ СО) провела в Тольятти семинар-совещание «Корректировка платы за отопление в 2019 году, переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, перерасчет платы за ЖКХ при плохом качестве услуг». В мероприятии участвовали представители ресурсоснабжающих организаций (РСО), органов местного самоуправления, представители собственников жилья и управляющих компаний.

Открывая совещание в качестве председательствующего, руководитель ГЖИ СО Виктория Каткова (на фото) подчеркнула: такая работа будет проводиться регулярно в различных муниципальных образованиях региона. Ее цель — проинформировать как можно большее количество заинтересованных лиц. Сделать процесс прозрачным и понятным — такую задачу поставил губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров. По его словам, «важнейшее требование к расчетам за жилищно-коммунальные услуги — их прозрачность для жителей, для органов исполнительной власти».

На семинаре обсуждались такие темы, как работа ведомства в качестве надзорного органа по обращениям граждан, особенности определения размера платы за коммунальные услуги и их корректировка, законодательные формы оснований перехода на прямые договоры с РСО, порядок расчетов и другие вопросы. Чтобы поделиться изменениями в законодательстве и максимально подробно осветить сложные для понимания моменты, специалисты ГЖИ подготовили тематические доклады и разъяснения по применению отдельных норм.

Особый акцент был сделан на сложностях, которые возникают при корректировках платы за ЖКХ: как производится начисление платы за отопление, что означает фраза «годовая корректировка платы за отопление». Были даны подробные разъяснения принципов расчета корректировок.

В Тольятти особая ситуация. По итогам отопительного сезона 2018 г. жители 924 многоквартирных домов получили положительную корректировку за услуги отопления.

Это значит, что им придется доплатить за тепло, которое они получили от поставщика в предыдущий отопительный сезон. Для сравнения: в Самаре таких домов только 75. Отрицательную корректировку получили жители 69 тольяттинских МКД. Это значит, что ресурсоснабжающая организация должна уже им.

В результате в ГЖИ Самарской обл. поступило более 1400 обращений на действия ПАО «Т Плюс» при проведении в 2019 г. корректировки за прошлый отопительный сезон. Люди убеждены: корректировка произведена с нарушениями и ее объемы нуждаются в перепроверке. Ведомство работает с каждым обращением индивидуально. Руководитель управления надзора за созданием и деятельностью организаций сфере ЖКХ ГЖИ СО Галина Макарова сообщила, что по обращениям граждан уже проведено 55 проверок. Есть и типовые замечания. К таким относится, например, включение в корректировку за тепло компенсации за перерасход тепловой энергии на горячую воду, чего делать нельзя; включение в корректировку потерь теплоносителя. Также есть нарушения, допущенные при проведении корректировки в домах с неисправным прибором учета. По правилам в таких случаях расчет производится на основании среднемесячных показаний за предыдущий период. Но исполнителем коммунальной услуги неправильно определяется либо сам период, либо средний объем.

Проверочные мероприятия еще не закончены, но у ГЖИ есть претензии к управляющим организациям. В первую очередь они касаются неудовлетворительного состояния внутридомовых тепловых сетей. Из-за этого происходят большие потери, которые жители оплачивают через корректировку.

«Мнение инспекции: тут, видимо, сказывается плохая работа УК и ТСЖ, которым нужно больше внимания уделять техническому состоянию многоквартирных домов и доводить до людей необходимость проведения тех или иных энергосберегающих технологий. И тогда мы с вами будем платить меньше», — пояснила Виктория Каткова, объясняя природу появления больших сумм в корректировочных квитанциях.

Еще одна претензия прозвучала уже в адрес РСО. Виктория Каткова указала на недостаточный объем разъяснительной работы с потребителями тепла. Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают рассрочку, если платеж за месяц превышает более чем на 25% платеж за аналогичный период предыдущего года. Причем предоставить такую рассрочку не право, а обязанность исполнителя коммунальных услуг. Но, как показывает практика, исполнители не слишком-то охотно информируют потребителей о том, что они могут платить частями. Есть претензии и по качеству разъяснительной работы относительно природы возникновения корректировок, их объемов и порядка оплаты.

Одна из рекомендаций Виктории Катковой, поступившая в адрес руководителя отдела продаж энергии физическим лицам Самарского филиала АО «ЭнергосбыТПлюс» Ирины Свиридович: организовать компанию по sms-информированию потребителей о возможности предоставления рассрочки оплаты корректировки.

Комментарии

Виктория КАТКОВА, руководитель Государственной жилищной инспекции Самарской обл.

- Исполнители должны проводить большую разъяснительную работу среди населения, объяснять, с чем связаны корректировки, предоставлять всю расчетную информацию, журналы учета показаний, объемы за каждый период, чтобы потребитель мог понять, откуда эти величины взялись, обоснованно или нет корректировка сделана. Тогда будет меньше вопросов как к исполнителю услуг, так и в надзорный орган.