Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (713) | 17 июня 2019г.
 

Грязная добыча

Поиск истинных виновников «отравителей» нефтепровода «Дружба» может затянуться

Егор Кошеров

Вскрылась новая сторона расследования нашумевшего уголовного дела о загрязнении хлорорганикой нефтепровода «Дружба». Адвокат одного из подозреваемых Дмитрий НОТАРИУС дал понять, что у следствия нет весомых аргументов против его подзащитной Светланы БАЛАБАЙ. Она является учредителем и руководителем ООО «Нефтеперевалка», которое владеет злополучным узлом слива нефти возле с. Николаевка Волжского р-на. Происходящее заставляет задуматься над тем, почему у следствия столь долго не возникало вопросов к должностным лицам из ПАО «Транснефть», которые обязаны контролировать качество нефти, поступающей в нефтепровод «Дружба».

Крайние есть всегда

В начале мая в публичную плоскость попала информация о том, что в Самарский районный суд г. Самара поступили материалы на двух наиболее медийно известных фигурантов резонансного уголовного дела о хищении и загрязнении нефти, поставляемой через нефтепровод «Дружба». Были названы основатель ООО «ГК «ПетРоНефть», гражданин Мальты Роман Трушев и бывший генеральный директор ООО «Самаратранснефть-Терминал» (CTHT) Роман Ружечко. Федеральные гостелеканалы «оперативно протранслировали», что «в настоящее время они находятся в розыске». Из этих реляций государственных телеканалов можно было понять, что «в настоящее время» они пребывают за границей.

Несколькими днями ранее были арестованы четверо других фигурантов громкого уголовного дела. В версии Следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской обл. (СУ СК РФ) они проходят как члены «организованной преступной группировки». «По версии следствия, с августа 2018 г. по апрель 2019 г. шестеро подозреваемых, среди которых генеральный директор ООО «Нефтеперевалка» Светлана Балабай, заместитель генерального директора ООО «Нефтеперевалка» Рустам Хуснутдинов, генеральный директор ООО «Петронефть Актив» Владимир Жоголев, заместитель директора ООО «Магистраль» Сергей Баландин, являющиеся участниками преступного сообщества, совершили многократные хищения нефти на сумму не менее 1 млн р. Кроме того, в марте-апреле 2019 г., чтобы скрыть хищения, несколькими подозреваемыми в узел слива нефти, расположенный у с. Николаевка Волжского р-на, была поставлена нефть, не отвечающая требованиям ГОСТа, с добавлением в ее состав хлорсодержащих соединений. В последующем загрязненная нефть попала в нефтехранилище, расположенное в с. Лопатино Волжского р-на, а затем в систему магистрального трубопровода, в результате чего 8 резервуаров парка «Лопатино» были приведены в непригодное для эксплуатации состояние», — говорится в официальном заявлении СУ СК РФ от 7 мая 2019 г. Уголовное дело расследуется следственными органами СУ СК РФ по признакам состава преступления предусмотренного пп. «а, б» ч. 4 ст. 215.3 УК РФ (приведение в негодность нефтепровода, совершенное из корыстных побуждений, группой лиц по предварительному сговору, в отношении магистрального трубопровода), ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества и участие в нем), ст. 158 УК РФ (кража). Оперативное сопровождение по уголовному делу осуществляется сотрудниками УФСБ России по Самарской обл.

Из всех фигурантов дела лишь двое признали свою вину. Один из них замдиректора ООО «Магистраль» Сергей Баландин. Он написал явку с повинной.

«Это свидетельствует о том, что мой клиент не имеет намерения скрываться и оказывать на кого-либо давление», — передает слова адвоката ИА «ТАСС». Также информагентство сообщило, что свою вину якобы признал и замдиректора ООО «Нефтеперевалка» Рустам Хуснутдинов. Впрочем, пока непонятно, в чем именно они сознались. И не стало ли это частью оперативной игры с выходом на куда более серьезные фигуры. Например, в структурах ПАО «Транснефть». Если это так, то впору говорить об инциденте с засором «Дружбы» как об очередном эпизоде непрекращающейся войны корпораций.

Владимир Жоголев и Светлана Балабай, напротив, свою вину не признают. «Светлана Балабай занималась в «Нефтеперевалке» бухгалтерской отчетностью и лишь номинально числилась руководителем компании. Мера пресечения в виде ареста ей была избрана... только на этом формальном основании, доказательств же ее причастности к преступлению у следствия нет», — озвучил мнение ее адвоката Дмитрия Нотариуса портал «Волга Ньюс». Характерно, что «повинились» только те, кто находился во всей этой истории даже не на вторых, а на третьих ролях. Главные действующие лица настаивают на своей непричастности. Более того, они недвусмысленно кивают на Транснефть Николая Токарева. По их логике, могла иметь место недоработка со стороны АО «Транснефть-Дружба» («дочка» Транснефти), которая занимается управлением нефтепровода. АО «Транснефть-Дружба» возглавляет Олег Богомолов.

Ружечко и фрау Шейфер

Узел слива и компаундирования нефти (УСИКН) Самара-Унеча, на котором произошел вброс загрязненной нефти, изначально принадлежал CTHT (дочернее предприятие ГК «ПетРоНефть»). Однако еще в 2017 г. CTHT вывел этот актив со своего баланса. Об этом стало известно после того, как представитель Транснефти Игорь Демин обрушился с обвинениями на «дочку» ПетРоНефти. «Упомянутый в заявлении Транснефти терминал был продан компанией в 2017  г. в адрес ООО «Нефтеперевалка». Указанный терминал находится вне территории завода. Какие-либо коммерческие отношения между ООО «Нефтеперевалка» и CTHT в настоящий момент отсутствуют. CTHT является нефтеперерабатывающим заводом. Т.е. является потребителем нефти и не может иметь отношения к сдаче нефти в трубопровод. Более того, в настоящий момент на территории CTHT отсутствуют какие-либо подключения к трубопроводу Транснефть», -говорится на официальном сайте ГК ПетРоНефть (https://stn-terminal.ru).

Таким образом, в силу международного скандала был вскрыт один из эпизодов, в котором Роман Трушев и его компаньоны могли оказаться под подозрением в выводе активов из предбанкротного CTHT. Как известно, ПАО АКБ «Абсолют Банк», кредитовавший бизнес Романа Трушева, воспользовался своим правом осуществлять права участника общества в отношении 100% долей от уставного капитала и 28 июня 2018 г. принял решение о досрочном прекращении полномочий топ-менеджеров Трушева. Вместо Владимира Бартоша в ГК «ПетРоНефть» и Романа Ружечко в CTHT должности генерального директора занял Виктор Коробко (см. «Хронограф» №4 (687) от 11.02.19).

ООО «Нефтеперевалка» было образовано 1 октября 2017 г., а ООО «Петронефть Актив» 7 мая 2013 г. Оба общества зарегистрированы по адресу: Самарская обл., Волжский р-н, с. Николаевка, ул. Рабочая, стр. 1В. Учредителем ООО «Нефтеперевалка» является Светлана Балабай.

Учредителем ООО «Петронефть Актив» значится товарищество с ограниченной ответственностью «Метапрон», которое является собственностью иностранных юридических лиц. По данным ЕГРЮЛ, ТОО «Метапрон» зарегистрировано в Германии по адресу: г. Михелыптадт, Целлер штрассе, 22. К слову, именно в Германии, согласно неофициальной информации, сейчас мог бы находиться Роман Трушев. При этом доля уставного капитала ООО «Петронефть Актив», которым владеет ТОО «Метапрон», согласно ЕГРЮЛ, находится в залоге у Романа Ружечко и некой Анны Шейфер.

Друг Путина вне подозрений

Любопытно, что сам Трушев в беседе с корреспондентом зарегистрированного в Латвии интернет-издания «Медуза» вину за произошедшее возложил на Транснефть. «Узнайте, например, почему Транснефть 10 апреля не проверяла нефть на хлорорганику перед сдачей в (магистральную) трубу? Хотя по регламенту положено каждые 10 дней проверять. Нефть от узла напрямую не попадает в (магистральную) трубу, она сначала поступает в емкостный парк на НПС «Транснефти», там компаундируется, проверяется на качество — и потом сама Транснефть ее отправляет в трубу, в данном случае — в «Дружбу». На вопрос, должны ли проверять качество нефти владельцы узла слива, Трушев заявил: «Конечно, все нефти на любом узле должны смешиваться, проверяться на качество. Но ответственность за попадание нефти в магистральную трубу Транснефти (https: //meduza.io/ feature/2019/ 05/07/chastnyy-punkt-priema-nefti).

Адекватных ответов со стороны ПАО «Транснефть» не последовало. Молчаливую или очень скупую реакцию руководства Транснефти и ее дочерних подразделений на произошедшее понять можно.

Можно сделать вывод о том, что фигуранты уголовного дела пока даже не понимают, в чем заключается их вина. Они вполне справедливо и обоснованно намекают на то, что ответственность за попадание некачественной нефти в нефтепровод «Дружба» несут не только владельцы УСИКН Самара — Унеча. В связи с этим закономерно возникает вопрос к Транснефти и ее «дочке» «Транснефть-Дружба», которые «проморгали» попадание загрязненного продукта в собственный резервуарный парк линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) «Лопатино» (Куйбышевское районное управление АО «Транснефть-Дружба»).

По версии экспертов Областного аналитического еженедельника «Хронограф», скорее всего, инцидент, который обрел характер международного скандала, мог быть результатом чьей-то спланированной провокации. Вероятно, в ней принимали участие не только реальные бенефициары частного узла слива нефти, но и должностные лица самой Транснефти. Не исключено, что целью провокации было высшее руководство Транснефти. Как бы то ни было, Николаю Токареву пришлось в итоге объясняться по данной ситуации перед самим президентом РФ Владимиром Путиным. Примечательно, что ни один из сотрудников Транснефти по странному стечению обстоятельств не подвергся уголовному преследованию со стороны правоохранительных органов, что также может наводить на определенные мысли. Вполне возможно, что расследование уголовного дела в том ключе, в котором оно сейчас идет, может надолго затянуться или вообще закончиться ничем.