12 апреля молодые семьи Тольятти через свой Twitter-аккаунт в очередной раз заявили о том, что рассчитывают на получение 1000 сертификатов в рамках ФЦП «Жилище». Эта просьба-требование звучит уже несколько месяцев одновременно с намеками на возможность организации акций протеста. Логика получателей сертификатов очень простая: пусть будут свернуты все расходы, пока мы не получим все причитающееся нам по ФЦП. Особых условий для себя требуют в целом благополучные семейные трудоспособные люди молодого возраста без травмирующих страниц в биографии.
Политизация процесса борьбы за жилищные сертификаты становится все более явной буквально на глазах. «Нам нужно устроить голодовку, митинг и пикеты как Сургут с Нефтеюганском — чтобы выделили из федбюджета нам на сертификаты фцп Жилище!!??» (орфография и пунктуация оригинальная. – Прим. авт.). «Мы не вытянем ипотеки, мы рассчитывали на сертификат!» — прямо заявляют участники очереди через свой аккаунт в Twitter. Хотя, к примеру, по данным 2017 г., ипотечные кредиты платили 4,5 млн россиян и в целом как-то справлялись с этой нагрузкой. Но для молодых семей Тольятти и их политических сторонников это, конечно, не аргумент. В упрек властям ставят и то, что федеральные органы власти финансируют общественные проекты, никак не связанные с улучшением благосостояния молодых семей. К примеру, под огонь критики тольяттинских очередников попал проект, связанный со строительством бассейна в Центральном р-не г. Тольятти стоимостью более 200 млн р. Логика претензий проста: на бассейн деньги нашлись, а на молодые семьи — нет. Здесь следует добавить несколько цифр, чтобы оценить объемы финансовых притязаний группы недовольных. Стоимость сертификата на одну молодую семью складывается из следующих пропорций: 50% денег дает область, 23% — федеральный бюджет, 27% составляют городские финансы. Изначально при формировании бюджета г.о. Тольятти было заложено муниципальное финансирование в размере 30 млн р. на 96 сертификатов. Теоретически город может заложить на финансирование этой расходной статьи сколько угодно денег, но вот гарантировать аналогичную щедрость из вышестоящих бюджетов муниципалам крайне проблематично. | | Попытки завести большее количество федеральных и областных средств предпринимаются, но и они должны преодолеть барьер из вопроса «какие расходные статьи нужно секвестировать ради молодых семей Тольятти и почему?». Не следует забывать и того, что помимо молодых семей в Тольятти есть и те категории получателей жилья, чье право на льготу подтверждено законом либо решением суда. К таковым относятся сироты или участники боевых действий, иными словами, те, чей жизненный путь имеет особые, зачастую травмирующие обстоятельства. Получатели помощи в рамках ФЦП в данном случае находятся в менее привилегированном положении. Но очередники Тольятти считают, что каким-то образом можно закрепить обязательство местных и региональных властей выделять им по 1000 жилищных сертификатов в год. По сути, молодые, здоровые и семейные люди без травмирующих страниц в биографии требуют приравнять себя к сиротам или ветеранам. Согласно даже самым грубым подсчетам, запрошенная планка в 1000 сертификатов для молодых семей в год означает 300 млн р. прямых расходов муниципального бюджета в год. Для того, чтобы понять, что такое 300 млн р. в год не в абстрактных цифрах, можно обратиться к стоимости спортивных объектов и объектов соцкультбыта, возведенных в Тольятти в последнее время. К примеру, запрашиваемые 300 млн р. — это стоимость 3 ФОКов, сопоставимых с ФОК «Союз». Или почти 4 сквера в год, подобных Итальянскому: его благоустройство оценивается в 70 млн р. Благоустройство набережной Комсомольского р-на оценивается в 100 млн р. Ориентировочная стоимость реконструкции парка Центрального р-на — 100 млн р. Таким образом, те 300 млн р. из городского бюджета, на которые инициативная группа молодых семей рассчитывает в течение следующих 6 лет, означает то, что будут не построены и не реконструированы десятки социальных объектов, не созданы общественные территории. Понятно, что группе молодых семей личная персональная выгода важнее, чем развитие неких общественных пространств. Но согласятся ли с ними все остальные горожане? Что-то подсказывает, что нет. А противников идеи 6 лет перенаправлять все городские ресурсы, к примеру, с программ благоустройства на частные потребности молодых семей, в городе тоже найдется предостаточно. | | В качестве справочной информации можно отметить, что на обеспечение всех очередников Тольятти жильем город сейчас должен единовременно выделить около 1,2 млрд р. Средства колоссальные: сумма превышает пятую часть собственных доходов бюджета Тольятти, причем речь идет исключительно о муниципальной доле софинансирования. В общей сложности цена вопроса только для молодых семей Тольятти составляет порядка 4,5 млрд р. Если говорить о статистике в целом, то за последние десять лет субсидии на приобретение жилья в Тольятти получили 5155 молодых семей — это самый большой показатель по стране среди городов, не являющихся столицами субъектов. В лучшие годы сертификаты выдавались сотнями и даже тысячами: в 2013 г. — 1136, в 2015 г. — 723. Но пропорционально тому, как сокращалась доля государственного участия в реализации федеральной программы (с 62% в 2009 г. до 23% в 2019 г.), снижалось и количество предоставляемых молодым семьям выплат. В 2018 г., например, сертификаты получили 124 семьи, в 2019 г. средств городского бюджета в размере 30 млн р. хватит на 96 сертификатов. Объем собственных доходов Тольятти снижается. К примеру, на момент формирования бюджета 2019 г. этот показатель составлял на 100 млн р. меньше, чем в 2013 г. Иными словами, внутренних ресурсов, достаточных для удовлетворения всех потребностей, становится все меньше и меньше. Закономерный процесс секвестрования расходных статей при падающих доходах всегда осуществляется по принципу «кто более нуждается». Очевидно, что при распределении бюджетного пирога непопулярные решения (вроде сокращения каких-то статей) подробно в публичном пространстве не обсуждаются. Но логику таких решений отследить можно: очевидно, что общественные интересы всегда будут учитываться в большей степени, чем интересы отдельных семейных пар среднего возраста с двумя работающими супругами. |