Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (706) | 15 апреля 2019г.
 

Николай Ренц:

Кадровый вопрос — залог успеха нацпроекта «Здравоохранение»

Алиса Кирсанова

27 марта в ходе ежегодного послания губернатор Самарской обл. Дмитрий АЗАРОВ однозначно дал понять, что к реализации «суперуказа» президента России Владимира ПУТИНА о 12 национальных проектах должен подключиться каждый. Губернатор подчеркнул, что задачей № 1 является сбережение народа. Однако необходимо уже сегодня понимать, что национальный проект «Здравоохранение» не сможет преобразить тольяттинскую медицину, если сама территория и лечебные учреждения не внесут серьезный вклад в его реализацию. Об этом в интервью Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» рассказал главный врач ГБУЗ Самарской обл. «Тольяттинская городская клиническая больница №5» (ТГКБ №5), депутат Самарской губернской думы Николай РЕНЦ.

- Николай Альфредович, почему сегодня говорят, что состоявшееся послание губернатора вышло далеко за рамки ежегодного политического ритуала?

- Посланием нам всем в первую очередь указали на то, что реализация 12 национальных проектов уже стартовала. Федеральными и региональными властями согласован план мероприятий, утверждены региональные паспорта, определено финансирование... Наш регион только в этом году на воплощение 12 национальных проектов должен получить несколько десятков миллиардов рублей. Очевидно, что финансирование будущих периодов будет увязано с эффективностью и интенсивностью реализаций целей и задач 2019 г.

Дмитрий Игоревич Азаров особым образом отметил, что национальные проекты — это наше общее дело, общая ответственность. Работа должна идти в первую очередь на местах. Именно на местах должны, еще на стадии проектных, а затем и на всех этапах строительных работ, тщательно думать и заботиться о том, как будет организовано эффективное использование новых мощностей.

В послании губернатора в полной мере отражены усилия государства по повышению продолжительности жизни граждан и росту численности населения. Это нашло свое конкретное отражение в соответствующих нацпроектах «Здравоохранение» и «Демография». Я не помню послания главы региона, где было бы так много уделено внимания — и по времени, и по содержанию — проблемам и реальным перспективам данных сфер.

Остановлюсь на том, что мне ближе по роду моей профессиональной деятельности. Впервые губернатор так четко и предметно говорил о развитии инфраструктуры отрасли здравоохранения. Сегодня наш регион как никогда близок к получению ресурсов для решения давно назревших проблем. По отдельным медучреждениям необходимость принятия мер была очевидна несколько десятилетий назад, но все упиралось в проблему нехватки бюджетных средств. Теперь будут созданы надлежащие условия пребывания пациентов в областном туберкулезном диспансере и в психиатрической больнице. Я был еще студентом и уже тогда видел, что условия пребывания в этих больницах неудовлетворительные. Наконец-то начнется строительство хирургического корпуса детской больницы им. Иванова и областной детской инфекционной больницы. Тольятти и Сызрань получат современные поликлинические комплексы. Это примеры конкретных шагов региональных властей, подкрепленные областным финансированием и договоренностями о привлечении федеральных средств.

Меня лично очень обрадовало, что в послании поставлена задача строительства онкологического корпуса в ТГКБ №5 мощностью 270 коек.

- Его необходимость обсуждалась еще в начале 2000-х. И долгие годы были лишь разговоры...

- Честно говоря, у меня до последнего времени закрадывались сомнения, удастся ли все-таки добиться этой цели. Но сейчас мы услышали однозначную позицию по этому вопросу. Буквально сразу после послания губернатора состоялось совещание на тему строительства онкологического корпуса. Есть предпосылки, что в 2020 г. начнется строительство и за 2,5 года данный объект построят. Проектное решение, на котором сейчас остановились, рекомендовано правительством России как экономически обоснованный проект и рекомендованный территориям для реализации. Данный фактор существенно упрощает инвестиционный цикл строительства. Не придется тратить деньги на проектирование здания, т. к. мы получим проектную документацию от правительства Ярославской обл. бесплатно. Проект имеет заключение главгосэкспертизы. Это существенно снизит затраты бюджета и значительно сократит время для подготовки документации на торги по выбору подрядчика.

Затраты на само строительство онкокорпуса составят 1,95 млрд р. Предполагаемые затраты на оснащение — 1,27 млрд р. Надеюсь, что удастся снизить и эти показатели в плане нагрузки на бюджет.

- Поясните?

- Стержнем нацпроекта «Здравоохранение» считается программа «Борьба с онкологическими заболеваниями».

И в рамках ее реализации еще до начала строительства онкокорпуса начнется поставка и запуск в эксплуатацию медицинского оборудования. В 2019 г. ТГКБ №5 получит новый томограф, рентген-аппарат, маммограф, ультразвуковые аппараты, оборудование для проведения сложных хирургических операций, а в 2020 г. — новый линейный ускоритель для лучевой терапии. Т.е. для граждан уже сегодня будут созданы условия получать необходимую помощь. Впоследствии это оборудование будет перемещено в новый корпус.

Появление нового энергоемкого оборудования могло потребовать дорогостоящих мероприятий по обеспечению больницы дополнительными энергетическими мощностями. Но этого не потребуется. В учреждении обеспечен резерв по нагрузкам благодаря тому, что мы вывели на аутсорсинг услуги прачечной. Уход от непрофильной деятельности позволил высвободить мощность по электроэнергии в 1000 киловатт.

Сегодня по многим параметрам ощущается, что в регионе отношение к жизненно важной отрасли существенно изменилось. Не могу оставить без внимания очень показательную ситуацию. ТГКБ №5 полтора года просила выделить средства на замену рентгеновской трубки компьютерного томографа, используемого в терапевтическом корпусе для диагностики инсультов. Данные расходы попросту отсутствуют в системе финансирования больниц. В итоге летом прошлого года аппарат остановился. В конце осени данная ситуация была озвучена новому министру здравоохранения Самарской обл. Михаил Александрович Ратманов поддержал нас, и в январе долгожданные деньги поступили в учреждение. В марте необходимые работы были уже завершены. Все вздохнули с облегчением, т. к. диагностика стала проводиться в штатном режиме.

- Не так давно в сети Интернет «хирург ТГКБ №5» опубликовал расчетный лист, где была отражена его зарплата за февраль в 14 тыс. р. В соцсети сразу подняли волну критики и даже иронии относительно обещанных и фактических зарплат медиков. Насколько стоит ожидать прорывного развития здравоохранение с такими зарплатами?

- Не надо заблуждаться относительно уровня оплаты труда, обозначенного в дорожной карте. По форме оплаты труда есть постановление правительства. Исходя из него на одну ставку в 168 часов оклад врача со всеми категориями и большим стажем составляет 17-20 тыс. р., а у начинающих специалистов -13.

В любой из больниц, чтобы заработать и обеспечить доступность медицинской помощи, врачи вынуждены трудиться на 1,75- 2 ставки, да еще и выполнять обязанности за отсутствующих специалистов. В итоге врач находится на работе в течение месяца от 290 до 340 часов. В этом случае за работу получают 60-80 тыс. р. и более. Особенно если она связана с оказанием экстренной медицинской помощи или с очень высокой интенсивностью. Например, терапевт приемного отделения, работая с 16 до 8 утра, принимает по 70 человек. Или в службе патанатомии должно быть 17 врачей, а по факту их 5. При таких условиях и получаются такие зарплаты. И у нас есть специалисты, у которых заработная плата выше, чем у главного врача. Поэтому в больнице могут быть врачи, которые получают и 20, и 100 тыс. р. Надо осознавать, что работа с экстремальной нагрузкой выматывает людей, лишает их возможности уделять должное внимание пациентам.

Администрация в силу интенсивности, ответственности и важности тех или иных этапов оказания медицинской помощи, естественно, по-разному определяет уровень стимулирующих выплат. Гибкая система доплат позволяет в первую очередь закрывать дефицит кадров по основным направлениям, таким как приемно-диагностическому, оперблокам и реанимации. Но очень важно и выполнение лечебными отделениями производственного плана по пролеченным больным, установленного заданием ТФОМС. Естественно, где происходит перевыполнение плана, доплаты выше. И их может совсем не быть там, где наблюдается отрицательное отклонение от плана-задания.

Существующая система финансирования медучреждения не дает возможности действовать как-то иначе. По ряду параметров действующие тарифы ОМС устарели и слабо поддаются пониманию. Тариф ОМС не подкреплен экономически обоснованными расходами. Так, ресурсоснабжающие организации каждый год формируют свои тарифы исходя из необходимой минимальной валовой выручки, из уровня рентабельности, затрат на амортизацию фондов и пр. Ничего подобного в медицинских тарифах нет. Нам, чтобы устранить течь крыши, заменить окно, отремонтировать медоборудование, необходимо обращаться к ресурсам, полученным за счет платных услуг.

Государство уделяет большое внимание развитию нашей отрасли, а текущее содержание — это забота руководства учреждения.

И как главврач, и как депутат я — человек системы. ТКГБ №5, будучи крупнейшим даже по меркам страны медучреждением, зачастую оказывается на острие ключевых отраслевых и социальных проблем. Уверяю вас, что у всех есть понимание, что реализация национальных проектов в нашей отрасли еще в большей степени обострит существующий кадровый вопрос. И позиция министра здравоохранения РФ Вероники Игоревны Скворцовой тут однозначна. Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» имеет статус основного в нашем нацпроекте. Но надо быть честными, Тольятти уже в этом году, а по сути уже сегодня, нужны экстренные меры по этому вопросу.

- Была информация, что в Самарской обл. 50 млн р. будут направлены на приобретение ведомственного жилья медикам с последующей приватизацией. Ведь традиционно считалось, что тема жилья является ключевой в привлечении специалистов?

- Впервые в истории Самарской обл. реализуется такая мера поддержки. Это личная инициатива нашего губернатора Дмитрия Игоревича Азарова. И есть надежда, что это не разовое событие. Губернатор дал распоряжение министерству имущества разработать соответствующую программу, чтобы выделение средств на жилье медикам было продолжено и в 2020, и в 2021 гг. Но тех врачей, которые нам так нужны, ждут еще в десятках субъектах РФ.

Объясню на конкретном примере. Мы надеемся, что все хорошо сложится и к концу года мы откроем Региональный сосудистый центр, где будет происходить постановка стентов пациентам с острым коронарным синдромом и инфарктом. Чтобы центр заработал полноценно и круглосуточно 365 дней в году, нужно минимум 4 кардиолога и 4 хирурга, владеющих методом эндоваскулярной хирургии. И подобные центры открываются по всей стране. На данных специалистов сейчас везде идет спрос.

Да, жилье — это важно. Но практика показывает, что сегодня не только жилье является определяющим. ТКГБ №5 не один год изыскивает возможности из средств от приносящей доход деятельности компенсировать затраты приглашенных сотрудников на аренду комфортабельного жилья. Любому, кто готов приехать к нам и интенсивно трудиться, учреждение компенсирует затраты по аренде квартиры. Буду откровенен, сегодня торг с нужными специалистами уже идет за уровень оплаты труда, из-за которой люди будут готовы бросить насиженные места. Действующая система финансирования крупных стационаров и тарифы ОМС за один день не изменятся. Существующую систему формирования оплаты работы врача я уже озвучил. У нас фонд оплаты труда на 20% состоит из средств от оказания платных услуг.

При всех планируемых мерах господдержки в Тольятти без надлежащего уровня зарплат заманить медиков будет нереально. И если местная власть с государственной позицией понимает проблему, то, я надеюсь, найдут возможность создать условия, чтобы именно в Тольятти приехали специалисты. И нужно думать, как завлечь специалистов и по другим жизненно важным направлениям. Городу нужны реаниматологи, анестезиологи, онкологи... Да даже трудно назвать, по какой специальности тольяттинская медицина не испытывает дефицита кадров. Наш город давно нуждается в муниципальной программе по созданию условий для привлечения медицинских работников. И не так, чтобы можно было отчитаться, что программа есть. Ее мероприятия должны дополнить усилия государства и региона, усилия самих медучреждений по привлечению врачей.

Практика других территорий показывает: там, где к этому подключены органы местного самоуправления, — там ситуация полегче, чем у нас. Вполне возможно, и субъекту федерации придется серьезно участвовать в решении кадрового дефицита. Весь драматизм ситуации поясню на существующем положении дел в городской онкологической службе г. Тольятти. В онкослужбе должно работать 74 врача. Вместо этого трудится 32. Из них 10 уже пенсионного возраста. Новые объекты здравоохранения, новое диагностическое оборудование потребуют дополнительные кадры. Одновременно с этим стоит ожидать и рост заболеваемости, т. к. растет продолжительность жизни. Нам нужно как минимум столько же специалистов, сколько сейчас есть. Интенсивная работа по претворению в жизнь национального проекта «Здравоохранение» будет серьезно осложнена, если не будет решен кадровый вопрос. Кадровый вопрос — залог успеха нацпроекта «Здравоохранение».