Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (703) | 25 марта 2019г.
 

Культурный миллиардер

Нацпроект «Культура» подогревает интерес к конкурсу на должность главы профильного министерства

ИА «Центр-Инфо»

19 марта в Самарской губернской думе (СГД) состоялась презентация региональной составляющей национального проекта «Культура». Информация была озвучена на заседании комитета СГД по культуре, спорту и молодежной политике. Общий объем финансирования в течение пяти лет составит порядка 2,7 млрд р. В связи с этим предстоящий конкурс за пост министра культуры Самарской обл. обретает особую значимость. Не исключено, что известный самарский бизнесмен, меценат и музыкант Владимир АВЕТИСЯН (на фото) попытается продвинуть свою креатуру на эту должность. Тем более у него имеется желание создать музей.

Озвучили цифры

19 марта под председательством депутата СГД Александра Милеева состоялось заседание комитета по культуре, спорту и молодежной политике. Один из ключевых вопросов — о региональной составляющей национального проекта «Культура». С докладом по этой теме выступила заместитель министра культуры Ирина Калягина. Реализация нацпроекта «Культура» рассчитана на 5 лет, до 2024 г. Калягина доложила, что в нацпроект «Культура» включены три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Самое финансово емкое направление — это федеральный проект «Культурная среда». Он нацелен на модернизацию учреждений отрасли культуры Самарской обл. В рамках этого проекта министерством культуры Самарской обл. поданы заявки на модернизацию театров юного зрителя и кукольных театров путем их реконструкции и капитального ремонта (ГБУК «Самарский театр юного зрителя «СамАрт» — 3-й пусковой комплекс, Самарский молодежный драматический театр «Мастерская», здание бывшего кинотеатра «Россия»), а также на реновацию двух региональных и муниципальных учреждений культуры (Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина и музей Эльдара Рязанова). Кроме того, в паспорт федерального проекта включены дополнительные мероприятия. Такие, как модернизация двух региональных театров (Самарский театр кукол, Театр юного зрителя «СамАрт» — 2-й пусковой комплекс) и капитальный ремонт четырех зданий учреждений культуры (ДК «Волга» в г.о. Октябрьск, ДК «Октябрь» в г.о. Самара, Тольяттинский краеведческий музей, Тольяттинская филармония). Также намечено проектирование реконструкции двух театров (Самарский академический театр драмы им. М. Горького и муниципальный театр-студия «Грань» в г.о. Новокуйбышевск). Общий объем финансирования региональной составляющей проекта «Культурная среда» обозначено в размере 1,908 млрд р. Из них 1,641 млрд р. предполагается достать из регионального бюджета и 209 млн р. — из федерального. Проект «Творческие люди» нацелен на финансирование творческих коллективов, реализацию творческих проектов.

Его общий объем финансирования составляет 890 млн р. Третий проект — «Цифровая культура» — подразумевает создание виртуальных концертных залов, оснащение цифровыми гидами экспозиций и выставочных проектов государственных и муниципальных музеев, а также оцифровку 600 книжных памятников «ГБУК «Самарская областная универсальная научная библиотека». Общий объем финансирования составит 9,24 млн р.

Кадровый эксперимент

Таким образом, в течение 5 лет в Самарской обл. по нацпроекту «Культура» будет освоено порядка 2,7 млрд р. На этом фоне особую актуальность обретает вопрос о том, кто же все-таки займет пост министра культуры Самарской обл. Следует отметить, что буквально накануне, 14 марта, стало известно о том, что подбор кадров на министерские посты в региональном правительстве будет осуществляться посредством открытых конкурсных процедур. Этот «кадровый эксперимент» в первую очередь будет апробирован в отношении должности главы областного минкульта. Сейчас этот пост занимает Сергей Филиппов. Причем сегодня это единственный областной чиновник, возглавляющий министерство, который до сих пор пребывает в статусе «врио». Примечательно, что кабинет министров при новом главе региона к этому времени уже полностью сформирован. Вполне возможно, что уже задолго до этого было решено, что именно министерство культуры станет «пилотным проектом», в рамках которого конкурсные процедуры по выбору министра будут выставлены на всеобщее обозрение.

На первый взгляд, решение сделать областной минкульт полем для эксперимента вполне оправдано. Вроде бы не настолько значимая должность в структуре правительства Самарской обл. Но объем финансовых потоков, который пройдет через министерство по нацпроекту «Культура», говорит совершенно об обратном. Должность министра культуры становится очень и очень привлекательной.

Меценат подскажет

Примечательно, что на неделе (11-17 марта), когда было объявлено о «кадровом эксперименте» в областном минкульте, на сцену вышел создатель холдинга «Волгопромграз» (ВПГ), меценат и музыкант Владимир Аветисян. Он дал большое видеоинтервью, где существенное внимание было уделено проблемам созданного им музея рок-н-ролла.

Этот музей появился на базе частной коллекции, которую на протяжении долгого времени собирал самарский бизнесмен. «В моем доме стали скапливаться в большом количестве различные артефакты, которые так или иначе связаны с эпохой зарождения рок-н-ролла, развития, его золотой эры. И в какое-то время я уже понял, что владеть этим одному мне просто не по силам. Так родилась идея создания музея, посвященного целой музыкальной эпохе. Все собранные артефакты я передам в коллекцию музея», — рассказывал Владимир Аветисян (https:// www.eg.ru/socie-ty/502197). Экспонаты разместились в здании возле КРЦ «Звезда» (г. Самара, ул. Ново-Садовая, 106, Гк1). Однако музей рок-н-ролла так и не заработал. Более того, по словам Аветисяна, здание уже успело пострадать от пожара.

Сейчас Аветисян, как следует из его интервью, на полном серьезе озабочен вопросом организации музея рок-н-ролла. Для этого он пригласил профессионалов музейного дела. Судя по всему, первоначальная версия музея была любительской. Иначе говоря, не корреспондировалась с нормами музейного дела. Соответственно, статьи расходов были непригодны для приема бюджетных средств. Возможно, именно формирование профессионального бюджета стало причиной приглашения профильных специалистов. Еще одна болезненная тема — помещение. Для размещения музейных фондов требуется специально оборудованное помещение. Само собой, оборудовать помещение разумнее за бюджетный счет. При этом придется делать выбор между частным и муниципальным (государственным) зданием.

Вполне возможно, что Владимир Аветисян подробно заговорил о своем музейном деле именно сейчас со вполне определенным расчетом. Во-первых, это можно расценивать как попытку «пристроить» свои частный музейный проект под бюджетное финансирование. Благо нацпроект «Культура» не запрещает его реализацию на принципах государственно-частного партнерства. Во-вторых, активность в этой сфере в преддверии конкурса на пост министра культуры Самарской обл. может свидетельствовать об определенном интересе «мецената» к этой должности. Разумеется, сам Аветисян министром не будет. Но не вызывает сомнений то, что у него есть на примете фигура, которая, по его мнению, вполне достойна занять этот пост. Понятно, что корпоративная приверженность ВПГ в этом случае является краеугольным фактором. Вполне возможно, что само проведение конкурса — это не более чем шоу. Зато оно способно создать видимость открытых и прозрачных «выборов», чтобы в дальнейшем не было каких-либо кривотолков о том, что кто-то «пролоббировал» свою креатуру на пост министра культуры. Выступление Владимира Аветисяна по музейному делу и фактическое объявление планов по проведению конкурса на пост министра культуры по времени совпали явно не случайно.