Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (684) | 22 октября 2018г.
 

Продразверстка по Ростеху

В Самаре сложились условия для монополии оптово-распределительного центра в сфере АПК

Егор Кошеров

В УФАС по Самарской обл. констатировали отсутствие повода влиять на намерение гарантированно обеспечить ООО «Агропарк менеджмент» (А-М) масштабным госзаказом. А-М под руководством ставленника ГК «Ростех» Алексея ДЕДЮЛИ управляет агрологистическим комплексом Агропарк «Самара» и нацелено на поставки продовольствия в близлежащие социальные учреждения региона. Более того, руководитель Главного управления организации торгов Самарской обл. (ГУОТ) Наталья КАТИНА придумала легенду в пользу монополизации рынка поставок силами А-М. Вскоре фермеры региона столкнутся с современным аналогом печально известной продразверстки.

Полномочий нет, жалоб тоже

Запрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» в УФАС по Самарской обл. касался правовой оценки распоряжения №694-р от 7 сентября 2018 г., вышедшего из-под пера врио первого вице-губернатора — председателя правительства Самарской обл. Александра Нефедова. Распоряжение называется «О пилотном проекте по поставке продовольственных товаров в учреждения Самарской обл. через региональный оптово-распределительный центр продовольственных товаров». Распоряжение способно наделить функциями оптово-распределительного центра (ОРЦ) компанию А-М, которую возглавляет Алексей Дедюля, что может обеспечить последнему ежегодный гарантированный госзаказ на миллиарды рублей вне конкуренции (см. «Хронограф» №27 (679) от 17.09.18).

Рассмотрев письмо ОАЕ «Хронограф», в УФАС указали на отсутствие повода для проверки. «Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения установлены Федеральным законом от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», — разъяснила пресс-служба УФАС. — В связи с вышеизложенным проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов не входит в полномочия Самарского УФАС России». По большому счету, высказывать претензии в адрес УФАС по Самарской обл. о безынициативности нет. УФАС реагирует на сообщения участников рынков, ощутивших на себе меры по ограничению конкуренции. В случае же с поднятой в ОАЕ «Хронограф» проблемой есть все основания напомнить, что редакция не является участником рынка фермерского производства продуктов питания и других более крупных субъектов АПК.

С другой стороны, в сообщении ОАЕ «Хронограф» содержался намек на то, что такие полномочия (оформляемые для А-М Дедюли и интересах Ростеха) все же могут возникнуть при условии поступления жалоб на распоряжение №694-р от тех, чьи интересы оно затрагивает. «Вместе с тем сведений, указывающих на нарушение антимонопольного законодательства, а также жалоб и обращений, связанных с изданием распоряжения № 694-р от 07.09.2018, в Самарское УФАС России не поступало», — резюмировала пресс-служба. Тем самым была оставлена определенная надежда для производителей и поставщиков сельскохозяйственной продукции, желающих работать с госучреждениями Самарской обл. напрямую. От них в сложившейся ситуации требуется как можно быстрее организоваться и попытаться совместно оспорить ведущее к большим рискам распоряжение.

Сказки от Катиной

Тем временем риски для фермеров начали обретать вполне реальные очертания. Как следует из комментариев на запрос ОАЕ «Хронограф» руководителя ГУ ОТ Натальи Катиной, в настоящее время ГУОТ готовится заказать целую научно-исследовательскую работу по разработке технико-экономического обоснования и бюджетной эффективности реализации проекта регионального ОРЦ.

«На основе полученных данных будет сделан вывод о создании государственной организации либо закупке услуг специализированного ОРЦ путем проведения конкурентных процедур», — повествует Катина, как бы намекая на возможность органов власти какое-то время удерживать функции ОРЦ при себе. И тут же Катина проговорилась в пользу выбора в качестве ОРЦ частного оператора, подобного А-М Дедюли, ссылаясь на опыт «коллег из Вологодской обл.» (http://ooogos.ru/ regions /rating/ reestr-lpr/luchshie-praktiki.php). Т.е. выбирая «специализированный склад для обеспечения учреждений бюджетной сферы продуктами питания», якобы «пришли к выводу о большей экономической эффективности закупки услуг склада путем проведения открытого конкурса». Более того, Катина указала на необходимость оценки достаточности одного либо нескольких ОРЦ, которые могут быть выбраны по результатам конкурса. При определении количества ОРЦ будет учтена территориальная удаленность заказчиков и частота поставок в их адрес.

Таким образом, ГУОТ может доисследоваться до того, что на территории Самарской обл. возникнет не один, а несколько организаторов поставки продуктов питания в учреждения бюджетной сферы. Всех остальных распоряжение №694-р, принятое на государственном уровне, фактически обязывает сдавать продукцию монополистам. Все это напоминает политику продразверстки, введенную в стране во время гражданской войны (1918-1922 гг.), когда хлеб и другие продукты принудительно изымались у крестьян по установленной («разверстанной») норме продукта и далеким от рыночных цен.

У Катиной на это есть свой малоубедительный аргумент. «Поставщики и производители в результате внедрения механизма поставок через ОРЦ будут освобождены от обязанности ежедневной доставки минимальных партий заказчикам, что позволит расширить участие в государственных закупках непосредственных товаропроизводителей, а поставщикам уменьшить издержки, связанные со сложной логистикой ежедневных поставок», — говорит она.

Самым любопытным выглядит обоснование Катиной того факта, что правительство Самарской обл. вдруг озаботилось не поддержкой малого бизнеса в лице крестьянских фермерских хозяйств и их партнеров, а монополистов в лице ОРЦ. Оказалось, в интересах А-М и возможных прочих перевалочных баз даже создали внешнюю угрозу. «В ноябре 2017 г. широкий резонанс, в т.ч. на федеральном уровне, получила тема поставки некачественных продуктов питания в образовательные и социальные государственные учреждения Самарской обл., — пояснила Катина в ответе на запрос «Хронографа». — Следует отметить, что данная проблема носит системный характер и связана в первую очередь с отсутствием возможности у заказчиков организовать качественную приемку продуктов питания на профессиональной основе. Учитывая, что поставка качественных продуктов питания в учреждения социальной сферы является важной стратегической задачей, правительством Самарской обл. принято решение осуществить реализацию указанного пилотного проекта для государственных заказчиков, расположенных в пределах г.о. Самара, а также Волжского, Красноярского и Кинельского р-нов Самарской обл.».

Причем Катина утверждает, что Агропарк «Самара», расположенный «в географическом центре указанных территорий» имеет самое короткое плечо доставки, а также управляющее им А-М, не имеют отношения к реализации пилотного проекта. Совпадение выхода распоряжения № 694-р с анонсированием в тот же день официального открытия Агропарка «Самара», по мнению Катиной, всего лишь случайность.

Фермерский кошмар

Из отзывов ряда сельхозтоваропроизводителей следует, что их очень тревожит готовящийся перевод львиной доли госзаказа на Агропарк «Самара». Вся беда — в российских особенностях организации бизнеса с ориентацией на ведущие мировые стандарты. Если в Европе фермеры имеют действительно хорошие условия для гарантированного сбыта своего урожая, то в переносе на самарский ОРЦ, каким управляет А-М, этот сбыт, похоже, больше будет напоминать жесткое выкручивание рук селянам, не исключено даже, с полукриминальным уклоном. До выхода распоряжения №694-р фермер имел возможность реализовать свою продукцию тому, кого выберет сам. Пусть иногда и с большим дисконтом (если говорить о сетевых магазинах). С появлением фактически законного акта, устанавливающего обязанность по передаче продукции в тот же А-М, производители вынуждены будут сдавать ее по той цене, что им назовет монополист. В противном случае их товар может остаться невостребованным. И эту крайне невыгодную для крестьян схему позиционируют как заботу о малом предпринимательстве в сельском хозяйстве.

Раньше нечто подобное можно было видеть на примере ОАО «Самараоблагропромснаб». Это общество с подачи губернатора (1991-2007 гг.) Константина Титова за счет бюджетных средств до 2005 г. обеспечивало предоставление селянам в лизинг техники на проведение полевых работ. Не расплатившиеся за технику агропроизводители отдавали долги продукцией своих предприятий либо бюджетными субсидиями (см. «Хронограф» №44 (308) от 21.12.09). Однако существовал выбор — пользоваться или нет лизинговыми схемами. Насильно их никто не навязывал.

Теперь выбора фермерам, судя по всему, не оставляют. Обязание сдавать произведенные товары единому оператору «профессиональной приемки», по сути, размывает экономический смысл торговли сельхозпродукцией. Поскольку диктовать условия продажи будет исключительно ОРЦ в лице того же А-М, это уже пахнет экспроприацией за мизерную компенсацию. Не желающие мириться с этим могут столкнуться с риском, что их урожаи неожиданно заполыхают либо будут испорчены иным способом.

Учитывая, что ответственные органы в лице УФАС и ГУОТ, по мнению наблюдателей, расписались в своем покровительстве ОРЦ, формируемым в случае с А-М под эгидой «Ростеха», едва ли не единственным выходом для фермеров представляется публичная апелляция. В частности, через независимые СМИ нужно жаловаться в прокуратуру и суд с требованием признать распоряжение №694-р незаконным, ущемляющим права и свободы сельхозпроизводителей.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Наталья КАТИНА, руководитель Главного управления организации торгов Самарской обл.

- 15 февраля 2018 г. Главным управлением организации торгов Самарской обл. проведено совещание с участием представителей органов власти, учреждений, осуществляющих закупки, а также представителей общественности, включая представителей Общероссийского народного фронта «За честные закупки», на котором рассмотрен опыт Вологодской обл. по созданию специализированного склада. По итогам совещания принято решение поддержать концепцию и выступить с предложением о внедрении пилотного проекта специализированного склада на территории Самарской обл.