Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (676) | 30 июля 2018г.
 

По стандартам FIFA

Тольяттинские транспортники получили впечатляющий опыт от работы на матчах мундиаля

Борис Кротов

В середине июля администрация г.о. Тольятти объявила об интеграции данных о городском транспорте в информационную систему «Яндекс. Транспорт». Глава г.о. Тольятти Сергей АНТАШЕВ позитивно отметил старт работы в контексте внедрения программ «Умный город» на тольяттинском пассажирском транспорте. Незадолго до этого автобусы МП ТП АТП-3 завершили свою работу по перевозке пассажиров на матчах FIFA World Cup 2018 в Самаре. Там благодаря повсеместному внедрению модулей ГЛОНАСС удалось поминутно контролировать движение всех транспортных единиц, задействованных в перевозке болельщиков. А в целом коэффициент готовности тольяттинских автобусов на маршрутах мундиаля составил 0,96 при 0,85 рекомендованных.

Приняли гостей

Организация FIFA World Cup 2018 заслужила множество самых комплиментарных отзывов от гостей спортивного праздника. Можно сказать, что страна в полной мере раскрыла свой потенциал перед туристами. «Россия! Гостеприимные и любящие люди, сильно отличающиеся от того, что думали я и большинство бразильцев. Вкусная еда, красивые пейзажи, суперэффективная транспортная система, услуги первого мира, очень богатая культура, во всяком случае ... Я влюблен в это место!»- таким мнением поделился известный бразильский болелщик-мем Томер Савойя, посетивший в т.ч. и игры, которые проходили в Самаре. Логистика действительно стала одной из организационных фишек FIFA World Cup 2018 в России, который был распределен на всей европейской части России. А обеспечивали связь между городами-хозяевами множество транспортных компаний. Для тех, кто организовывал спортивный праздник в городах-хозяевах FIFA World Cup 2018, его проведение дало уникальный опыт массовых мероприятий, решения комплексных задач с одним из самых высоких уровней ответственности. Кроме того, FIFA World Cup 2018 дал городам — хозяевам мундиаля новые точки роста. Появились новые объекты, были отремонтированы дороги и другая и инфраструктура. Естественно, обновление получил и транспорт городов-хозяев.

Редкий опыт

Тольятти в этом смысле пока повезло меньше: автобусы, закупленные в рамках подготовки к FIFA World Cup 2018, останутся в Самаре. Но кое-что получил и наш город. К примеру, современную систему видеонаблюдения в городском транспорте. Ею были оснащены все автобусы, работавшие на маршрутах мундиаля в Самаре. А это более 10 млн р., которые, по сути, теперь инвестированы в безопасность тольяттинских пассажиров. Появился и новый опыт решения сложных комплексных задач. Кроме того, ожидается, что затраты предприятии на организацию перевозок будут компенсированы после того, как представленные документы пройдут бюджетный контроль.

Месяц FIFA World Cup 2018 оказался для тольяттинских транспортников напряженным. Первоначальная концепция организации перевозок мундиаля предполагала, что 60 тольяттинских автобусов на компримированном природном газе отправятся в Самару вместе с водителями на месяц. Но от такого способа пришлось отказаться, ведь речь идет о половине автобусов, работающих на тольяттинских улицах. В результате сошлись на следующей схеме: утром все автобусы выходят на городские маршруты (количество единиц и график движения все же пришлось подкорректировать с учетом графика игр). А ближе ко времени проведения матча автобусы возвращаются в депо, проходят осмотр, отправляются на мойку, заправляются горючим и колонной отбывают в Самару. Длина колонны, кстати, составляла почти 2 км. Для тех, кто разбирается: только перемещение 60 единиц транспорта из Самары в Тольятти представляет собой весьма незаурядную задачу. Непосредственно на начальную точку маршрута тольяттинские водители прибывали за 10 минут до начала перевозок. Кстати, коэффициент технической готовности транспортных средств составил 0,96 при норме FIFA в 0,85. И этот коэффициент был бы еще выше, если бы до начала мундиаля в один из автобусов не въехал невнимательный автомобилист, отправив новый Volgabus на длительное время в ремонтную зону.

Быстро и еще быстрее

Особые задачи были и в Самаре. Тольяттинцам достался самый длинный маршрут — от пл. Куйбышева до «Самара-Арены», а это почти через весь город. Водители выучили его за несколько стажировок на месте. А этап стажировок предваряли месяцы обучения и инструктажа по стандартам FIFA. В среднем матчи FIFA World Cup 2018 в Самаре посещали около 40 тыс. человек. Цифра сопоставима с количеством населения таких городов, как Жигулевск, Отрадный, Кинель. По нормативам FIFA, болельщиков от стадиона необходимо увезти за 1,5 часа (хотя фактически тольяттинские и самарские транспортники справлялись с задачей за 1 час). При этом особое внимание уделялось доступности общественного транспорта для маломобильных пассажиров. Процесс удалось отрегулировать так, что, когда загружался последний автобус из колонны в 85 транспортных средств на маршруте, первый уже прибывал к стадиону и был готов везти новую группу пассажиров. Это стало возможным благодаря тому, что все командированные автобусы (впрочем, как и парк АТП-3 в целом) оборудованы системой ГЛОНАСС, в результате движение транспорта оказалось возможным отслеживать поминутно.

О гостях чемпионата у тольяттинских транспортников впечатления в целом положительные, негативных моментов было исчезающе мало. «О глобальном вандализме я говорить не могу. Единичные инциденты, конечно, были, но это именно инциденты, по которым нельзя судить ни о гостях в целом, ни о странах, из которых они прибыли.

В основном все болельщики, особенно из стран Латинской Америки, показали себя вежливыми, корректными гостями России. Даже грозные болельщики из Великобритании, о которых мы столько слышали загодя, на поверку оказались спокойными и уравновешенными людьми, оставившими о себе только приятные впечатления. Месяц был сложным, но продуктивным. От проделанной работы мы получили очень полезный опыт в организации перевозок на мероприятиях такого уровня. От коллег из Самары я слышал то же самое. Безусловно, все, чему мы научились, будет использовано для пользы города. Особая благодарность, конечно, водителям», — прокомментировал заместитель директора МП ТП АТП-3 Евгений Матвеев.

Отвлекаясь от футбольной темы, можно отметить, что обязательный для всех транспортных компаний модуль ГЛОНАСС, который сослужил хорошую службу при организации перевозок мундиаля, в Тольятти теперь пополнился модулем «Яндекс. Транспорт». Информация о городских автобусах, их скорости и периодичности движения, количестве на маршруте и ожидаемом времени прибытия теперь отображается в информационных системах Яндекс.

Глава администрации г.о. Тольятти Сергей Анташев назвал внедрение программы «Яндекс. Транспорт» самым наглядным и эффективным примером работы в пилотном проекте «Умный город», участником которого стал Тольятти. Особо глава отметил нулевые затраты на это со стороны муниципального бюджета. Об этом не без гордости сообщили в администрации Тольятти уже после завершения FIFA World Cup 2018.

Комментарии

Александр АБРАМОВ, директор МП ТП АТП-З

- Думаю, что водители с такой самоотдачей отнеслись к работе не только потому, что это очередное испытание их профессионального мастерства. Мы все были воодушевлены тем, что своим трудом участвуем в организации крупнейшего спортивного тура на планете. Страна готовилась к мундиалю долгие годы, и мы, конечно, не имели права никого подводить плохой организацией нашего участка ответственности. Для коллектива такое поручение стало большой честью. Водители, диспетчеры, ремонтники, служба эксплуатации — весь коллектив сработал как единый слаженный механизм. Благодарю каждого.