Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (676) | 30 июля 2018г.
 

Мигрантов уточнят

Изменения в законодательстве должны подтолкнуть надзорные органы к активизации в поимке нарушителей

ИА «Центр-Инфо»

8 июля вступил в силу Федеральный закон, вносящий изменения в порядок миграционного учета иностранных граждан в РФ. Теперь подробно разъяснено, какие объекты могут считаться местом пребывания мигранта, а также указаны основания для его учета по данному месту пребывания. Новеллы, в частности, со временем позволят избавиться от такой порочной практики, как регистрация приезжих в т.н. «резиновых» квартирах и по «резиновым» юридическим адресам. В управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по региону и прокуратуре Самарской обл. уже задумались о проверках предприятий и граждан на предмет соответствия их деятельности требованиям освеженного закона.

Вступивший в силу Федеральный закон №163 от 27 июня 2018 г. дает следующее определение места пребывания иностранного гражданина в РФ. Это жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха). Также местом пребывания положено считать организацию, по адресу которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Однако в этом случае организация должна предоставить мигранту возможность фактически проживать либо по ее адресу, либо в помещении, в т.ч. временном, которое принадлежит организации, но не имеет адресных данных.

Еще одно важное изменение касается оснований для учета. Теперь иностранные граждане подлежат постановке на учет по адресу жилого помещения, где они фактически проживают, т.е. по месту пребывания. Как вариант, мигранты могут быть поставлены на учет по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги (т.н. хостелах), где они фактически проживают. Также постановка на учет может быть произведена по адресу организации, где трудится гражданин, но с условием фактического проживания в помещениях этой организации.

Все сведения об адресе места пребывания иностранных граждан должны обязательно фиксироваться в учетных документах управлений по вопросам миграции ГУ МВД по регионам.

На практике новый закон означает конец эпохи т.н. «резиновых квартир», когда, к примеру, на конкретной жилплощади отдельно взятого жилого дома регистрировали по несколько сотен человек. Найти этих мигрантов по месту регистрации редко представлялось возможным, поскольку фактически они проживали в других местах, приближенных к адресу ведения трудовой деятельности. Зачастую эти места были значительно удалены от мест регистрации.

Теперь начнет действовать принцип «одно койко-место — один мигрант». Причем, как поясняют эксперты, без удостоверения факта, что каждый иностранный гражданин занимает отведенное только ему спальное место, постановка на учет по месту пребывания проводиться не будет. Если число граждан станет превышать количество койко-мест, это тоже квалифицируют как нарушение законодательства.

Ожидается, что изменения вынудят работодателей сдвинуть места пребывания наемных сотрудников ближе к местам ведения ими трудовой деятельности. Т.е. если раньше «резиновые» квартиры часто обнаруживались в какой-нибудь глубинке или сельской местности, то сегодня им на смену должны прийти оборудованные кухней, туалетами, душевыми кабинами общежития-хостелы где-то поблизости от городских новостроек.

Причем застройщикам, скорее всего, будет выгоднее селить работников даже не в хостелах, а во временных помещениях, оборудованных на стройплощадках, или даже в объектах незавершенного строительства (квартирах) до момента их продажи третьим лицам. Логично, что из привычных «резиновых» квартир выселить мигрантов окажется непросто. Дело здесь не только в инерционности системы миграционного учета, длительно реагирующей на любые изменения в законодательстве. Главным образом препятствия реализации нового закона будут чинить лица, выгодно присевшие на тему массовой регистрации мигрантов и обладающие связями в органах, ответственных за ведение учета и контроля иностранных граждан. Сюда можно отнести, в частности, многочисленных «серых» посредников в сфере оформления трудовых патентов и разрешений на временное проживание.

Их лоббистскими усилиями, не исключено, можно объяснить факт, что с момента вступления в силу ФЗ №163 и до сегодняшнего дня надзорные органы слабо пропагандируют выявление действий, которые можно квалифицировать как нарушения согласно поправкам к закону. Вероятно, проверочные мероприятия будут тормозиться и дальше, если с отдельными должностными лицами, саботирующими применение ФЗ №163, не провести хотя бы профилактическую беседу.

С другой стороны, можно отметить, что в управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской обл. и прокуратуре региона после направления туда запросов Областным аналитическим еженедельником «Хронограф» уже задумались о необходимости разработки плана проверок предприятий и граждан на предмет соответствия их деятельности требованиям освеженного закона. Плотность проверок должна быть высокой, поскольку система учета мигрантов меняется довольно радикально. Ответственность для нарушителей, если все организовать правильно, станет неотвратимой.