Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (634) | 24 июля 2017г.
 

Навстречу катастрофе

Работа МП «Пассажиравтотранс» порождает вопросы о транспортной безопасности

ИА «Центр-Инфо»

2 июля пассажирский автобус из Самары попал в ДТП возле г. Записка (Республика Татарстан), которое унесло жизни 14 чел. Трагедия дает повод всерьез задуматься над вопросом обеспечения транспортной безопасности со стороны перевозчиков. Разбившийся автобус принадлежал АО «Евразийская корпорация Автовокзалов» (ЕКА), которая не спешила устранять выявленные нарушения. Сегодня похожие ошибки допускает один из ведущих перевозчиков г.о. Самара — МП «Пассажиравтотранс» (МП ПАТ). Они были вскрыты проверкой, которая проводилась по поручению первого заместителя председателя правительства РФ Игоря ШУВАЛОВА.

До сих пор остается масса вопросов о причинах аварии, которая случилась на трассе Альметьевск — Заинек с пассажирским автобусом ЕКА. Особое беспокойство вызывает то, что компания-перевозчик грешила нарушениями в сфере транспортной безопасности. Это было выявлено Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы в сфере транспорта (УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора). Среди выявленных нарушений -необеспечение проведения оценки уязвимости 82 автобусов. Это при том, что на начало 2016 г. весь автопарк предприятия состоял из 98 автобусов. Получается, эксплуатация большинства транспортных средств ЕКА таила в себе потенциальный риск для жизни пассажиров. Однако руководители компании вместо того, чтобы устранять выявленные нарушения, буквально до последних дней пытались оспорить постановление надзорного органа.

Между тем ЕКА — это крупнейший игрок на рынке Самарской обл. в сфере пассажирских перевозок автобусами в междугородном сообщении. Аналогичную роль на рынке г.о. Самара по обслуживанию муниципальных маршрутов играет МП ПАТ.

К сожалению, городской перевозчик повторяет тот же самый печальный путь, который уже был проделан ЕКА.

Вопросом соблюдения транспортной безопасности в МП ПАТ уже год назад озаботились на самом высоком уровне. Вице-премьер РФ Игорь Шувалов выступил в качестве инициатора проведения внеплановой выездной проверки в отношении самарского перевозчика. Зампред правительства РФ издал соответствующее поручение 9 августа 2016 г. №ИШ-П9-4765. Затем последовало распоряжение врио начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Геннадия Бровацкого от 17 января 2017 г. №31. На основании этих документов в период с 1 по 27 февраля 2017 г. УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора провел внеплановую выездную проверку МП ПАТ.

По результатам проверки был составлен акт проверки от 27 февраля 2017 г. №СМ-11АВ/17, в котором зафиксирован факт выявления семи нарушений требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности. Любопытно, что в документах прямо указывается на то, что ответственность за допущенные нарушения несет директор МП ПАТ Олег Дрига. Возглавляемое Дригой предприятие пыталось оспорить результаты проверки в Арбитражном суде Самарской обл. Однако 5 июня арбитраж вынес решение, оставив в силе постановление №СМ17-17 от 17 марта 2017 г., которое было вынесено Управлением Ространснадзора под руководством Бровацкого.

Примечательно, что многие нарушения в деятельности МП ПАТ оказались аналогичны тем, которые были выявлены в ЕКА. «В нарушение п.9 Приказа Минтранса РФ от 12 апреля 2010 г. №87... МП «Пассажиравтотранс» не обеспечило проведение дополнительной оценки уязвимости транспортных средств. Допущено по вине юридического лица — МП «Пассажиравтотранс» и должностного лица — директора МП «Пассажиравтотранс» О.И. Дрига», — говорится в решении суда от 5 июня.

Также в материалах арбитража указывалось, что МП ПАТ допустило нарушение ФЗ «О транспортной безопасности» в части ограничения на допуск к работам лиц, имеющих непогашенную и неснятую судимость за совершение умышленного преступления, лиц, страдающих психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, а также лиц, которые имеют медицинские противопоказания к выполнению указанных работ. Согласно материалам дела, МП ПАТ под руководством Дриги не осуществило проверку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (ОТБ), включая водителей, и не представило соответствующие сведения во исполнение указанных требований закона. Помимо этого, как установил суд, МП ПАТ под руководством Дриги не смогло обеспечить аттестацию сил ОТБ.

Еще одним существенным нарушением следует считать нарушение требований антитеррористической защищенности объектов. Данное нарушение выразилось в том, что МП ПАТ не предоставило в надзорный орган полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объектах транспортной инфраструктуры — территорий Транспортных комплексов ЦД-1 и ЦД-2.

Выводы напрашиваются самые неутешительные. Остается признать, что руководство МП ПАТ своим отношением к выполнению требований законодательства в области транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов создает условия для возникновения ситуаций, которые могут создать угрозу жизни и здоровью пассажиров. Страшное ДТП с участием автобуса ЕКА служит наглядным примером, к чему может привести пренебрежение в соблюдении требований транспортной безопасности.