Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (619) | 27 марта 2017г.
 

Новые проекты для Тольятти

ТНПЗ планирует диверсифицировать бизнес

Борис Кротов

В течение II — III кв. 2017 г. АО «ТНПЗ» («Тольяттинский нефтеперерабатывающий завод» Алексея СИВАКОВА планирует приступить к началу строительства НПЗ мощностью 1 млн т в месяц. ТНПЗ планирует стать одним из немногих в Самарской обл. предприятий, полностью решивших задачу по кардинальному повышению глубины переработки нефти и выхода высокомаржинальных светлых нефтепродуктов.

Нефтепереработка на старте

В настоящий момент идет процедура регистрации эмиссии акций АО «ТНПЗ». Уставный капитал АО «ТНПЗ» составляет 50 млрд р., кроме того, инвесторы рассчитывают, что проекты ориентированы на реальное производство с хорошими экспортными перспективами.

Первый этап реализации инвестиционных планов начнется уже весной. В промзоне Тольятти будет окончательно запущено производство автомобильного топлива. В ассортименте будет горючее как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, а всего около 60 тыс. т горючего в месяц. Для понимания, это, по приблизительным подсчетам, больше 600 железнодорожных цистерн.

Производственная линия уже смонтирована. Ее эксперты оценивают как одну из самых современных в сфере нефтепереработки. Продукция нового предприятия соответствует стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Уже достигнуты предварительные договоренности на поставку ГСМ с предприятиями и организациями в разных регионах страны, ведутся переговоры о поставках ГСМ с ПАО «АВТОВАЗ».

На первоначальном этапе на предприятии будут работать только 200 чел. Но в итоге реализация проектов группы компаний Алексея Сивакова может дать городу до 5000 рабочих мест.

Важные задачи

Для экономики Тольятти и региона в целом проект решит сразу несколько задач. Во-первых, это, конечно, создание новых рабочих мест и формирование дополнительной налогооблагаемой базы. Предприятия нефтехимии выпускают сегодня свыше 40% продукции в общем объеме промышленного производства губернии. В экономических планах региона -создание мощного нефтехимического кластера. В сентябре 2016 г. губернатор Самарской обл. заявил о планах по значительному увеличению нефтедобычи в регионе. «Мы можем оказаться не просто в десятке, а в четверке регионов страны с самым большим объемом добычи нефти. При этом себестоимость добычи нефти в Самарской обл. самая низкая», — заявил глава региона (http://www.vkon-line.ru/news/archive/171369/niko laj-merkushkin-oblast-mozhet-vojti-v-chetverku-liderov-po-obemam-nefte-dobychi). Перед региональной нефтепереработкой при этом встает важная задача — превратить сырье в высокомаржинальный продукт, пригодный для межрегиональных и экспортных поставок.

Одним из важных преимуществ реализации проекта на территории Тольятти станет борьба с бензиновым контрафактом. Рынок Тольятти и региона сможет получить продукцию, которая произведена легально, под контролем и, соответственно, обладает предсказуемым для потребителя качеством.

На технологическом уровне подобную задачу можно решить только за счет ввода в эксплуатацию новых технологических комплексов. Строительство таких современных нефтеперерабатывающих комплексов — задача стратегическая даже для таких крупных игроков рынка, как, к примеру, «Роснефть». Для государства же не менее стратегической задачей является полный переход на стандарты «Евро-5» в нефтепереработке.

На строительстве нефтеперерабатывающего производства в Тольятти инвесторы проекта останавливаться не планируют. Инвесторы прорабатывают проект строительства еще одного завода в Ставропольском р-не, он будет гораздо мощнее тольяттинского. Расширение нефтеперерабатывающего производства даст региону еще несколько тысяч рабочих мест.

Инвестиции в нефтепереработку создают новые рабочие места и способствуют развитию передовых технологий
Инвестиции в нефтепереработку создают новые рабочие места и способствуют развитию передовых технологий

Тольятти — родина грузовиков

Запуск нефтепереработки — лишь первый этап многоаспектного инвестиционного плана, который предполагают реализовывать в Тольятти. На втором этапе планируется расширение мощностей по нефтепереработке и строительство в Тольятти еще одного автомобильного завода.

Общий инвестиционный план группы компаний «Тольяттинский нефтеперерабатывающий завод» рассчитан на долгосрочную перспективу и предполагает вложение нескольких десятков миллиардов рублей в строительство ряда предприятий. Инвесторы рассчитывают на то, что не только сами проекты будут успешными, но и экономика Тольятти, переживающая кризис, сможет получить выраженный позитивный эффект. Инвесторы планируют поставить акценты на те отраслевые проекты, которые являются приоритетными для российской экономики в целом.

В планах инвесторов, помимо нефтепереработки, строительство завода по производству грузовых автомобилей. Подробностей пока нет. Но известно, что называться автомобиль будет «Иван» и грузоподъемность его составит более 40 т. На сегодняшний день машины такого класса выпускает в России только ПАО «КАМАЗ», и тольяттинские автопроизводители намерены потеснить «КАМАЗ» в его привычной нише. Большую часть комплектующих также планируется производить в России, что значительно снизит себестоимость «Ивана» и даст толчок к развитию производителей комплектующих.

Причем потребность в расширении отечественного производства магистральных тягачей назрела давно, и сами инвесторы говорят, что они лишь реагируют на прямой призыв российских властей. «Есть послание президента РФ Владимира Владимировича Путина, в котором звучал призыв к российскому бизнесу обратить внимание на то, что в нашей стране очень слабо развито направление крупнотоннажного автомобилестроения. Мы имеем в нашей стране только «КАМАЗ» из автомобилей с большой грузоподъемностью. Исходя из этого, президент нашей компании собрал инициативную группу, которой была поставлена задача на разработку бизнес-идеи и плана по созданию нового отечественного автомобиля с большой грузоподъемностью. В итоге была проведена большая работа, были привлечены российские дизайн-студии и инженеры, которые провели расчеты по данному автомобилю. В результате этой работы появился концепт нового автомобиля с грузоподъемностью более 30 т. Называться он будет «Иван», — рассказал о мотивах инвесторов вице-президент АО «Иван» по производству Сергей Пименов.

Менеджеры компании рассчитывают на то, что наиболее полно потенциал проектов можно раскрыть именно в Тольятти. Поэтому в качестве площадки был выбран именно этот город, который исторически был сформирован как город большой химии и машиностроения. А значит, новый проект не будет иметь больших проблем с набором квалифицированных кадров, которым несложно будет адаптироваться к новым масштабным задачам, которые готовы поставить инвесторы проекта.

О готовящихся к реализации проектах известна пока только рамочная информация, но на общегородском уровне к ним отношение скорее позитивное, чем настороженное. Возможно, потому, что сами инвесторы — тольяттинцы, и это укрепляет доверие у местных элит. «В нынешней ситуации, когда г. Тольятти испытывает нужду в рабочих местах, строительство новых больших производств — это хорошая весть. Наверняка у них будут вспомогательные производства, у которых есть шанс разместиться в Тольятти на территории опережающего развития с теми льготами, которые имеются.

Надо всячески приветствовать намерения инвесторов. В особенности тех, у кого корни в Тольятти. Вернуться на малую родину и вложить деньги в реальное, полезное производство именно здесь, а не где-то не в Тольятти. Я считаю, что общество должно менять свое отношение к инвесторам с настороженного к одобрительному. Не государство сейчас будет развивать промышленность, сервис, торговлю, а частный инвестор. И только отношение общества и властей формируют у инвестора убежденность, намерение вкладывать деньги в развитие своих проектов. Я приветствую решение этих инвесторов на такие крупные, миллиардные вложения на территории Тольятти и Ставропольского р-на», — прокомментировал запланированные к реализации проекты заместитель секретаря тольяттинского отделения партии «Единая Россия» Александр Дроботов.

Комментарии

Валерий ТИХОНОВ, заместитель начальника службы безопасности

- В нашей службе работают профессионалы высокой квалификации. Есть бывшие военнослужащие, выходцы из других силовых структур, но в основном у нас работают бывшие сотрудники частных охранных предприятий. Поэтому все задачи и требования, которые в данном проекте на нас возложены, будут выполнены. Сейчас служба безопасности насчитывает 18 чел. При нашем участии уже подписаны договоры на поставку топлива одной из организаций Минобороны и сельскохозяйственной компании в Башкортостане. Мы ведем юридическое сопровождение договора с АВТОВАЗом, который готовится к подписанию. Уровень предприятия будет действительно очень серьезный. Проект, который сейчас находится в стадии монтажа оборудования, не имеет по уровню технологий аналогов в России. Качество топлива будет соответствовать европейским нормам.

Юрий МАРТЫНОВ, директор проекта по техническому развитию

- Нужно отметить, что наш проект не зависит от западных компаний, что очень важно в свете политических событий последних лет. Создание собственных российских технологий в машиностроении — в этом мы видим одну из приоритетных задач нашего проекта. За счет этого автомобиль будет гораздо дешевле импортных аналогов, потому что степень локализации в России будет очень высокой. Он будет по цене сопоставим с ценой на продукцию КАМАЗа, возможно, но то, что грузовик будет дешевле иномарок в этом классе, это точно. Дешевле тех же Volvo, Navistar International и других иностранных конкурентов.

Сергей ПИМЕНОВ, вице-президент АО «Иван» по производству

- Основная задача президента компании состоит в том, что и рама, и подвеска, и шасси, и двигатель должны иметь нашу местную разработку без покупки каких-либо узлов и агрегатов за рубежом. Автомобиль должен процентов на 90 быть отечественным. Мы будем привлекать наших местных инженеров как из числа студентов тольяттинских вузов, так и людей, имеющих большой опыт в проектировании и расчетах. Также ведутся переговоры с НАМИ для проведения необходимых расчетов, тестов и проектирования рамы и кабины. При минимальных изменениях этот автомобиль может быть переоборудован в тягач, бензовоз, молоковоз, мусоровоз и т. д.

Сергей САВЕНКОВ, вице-президент АО «ТНПЗ»

- Инвестиции нашей компании должны серьезно помочь в возрождении г. Тольятти. Новые предприятия, которые планируется построить, позволят диверсифицировать экономику города, уйти от зависимости от АВТОВАЗа, позволят городу избавиться наконец от приставки «моно». Ведь нефтепереработка — это совершенно новая для города отрасль. Она не только даст Тольятти новые рабочие места, но и принесет совершенно новые технологии и компетенции, в перспективе создаст условия для открытия вокруг города новых предприятий-поставщиков.