Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (609) | 19 декабря 2016г.
 

Соломоново решение

Перевод Баландина в министры снял вопрос законности власти в Волжском районе

Андрей Неретин

12 декабря Александр БАЛАНДИН был представлен общественности в качестве нового министра строительства Самарской обл. До этого он занимал должность главы Волжского р-на. Имелись сомнения в законности его пребывания в должности главы исполнительного органа муниципальной власти. Решение о переводе Баландина в министры позволило снять проблемные вопросы с повестки дня.

В соответствии с действующим законодательством и Уставом м.р. Волжский (принят 22 апреля 2013 г.) избранное в сентябре 2015 г. собрание представителей V созыва должно было объявить о проведении конкурса на замещение должности главы м. р. Волжский. Однако этого не произошло. Главой района остался Александр Баландин. Он был назначен на эту должность предыдущим созывом собрания представителей, срок полномочий которого к тому времени уже истек. В соответствии с Уставом глава района назначается на срок полномочий собрания представителей (до дня начала работы Собрания представителей муниципального района нового созыва), принявшего решение о назначении лица на данную должность. Впрочем, в том же Уставе содержится оговорка, что глава района назначается на срок не менее чем два года. Следует отметить, что формально Баландин стал главой совсем «недавно» — 14 августа 2015 г. На первый взгляд Устав не нарушается и Баландину следует сидеть до августа 2017 г.

Между тем Баландин уже пребывал в должности главы администрации Волжского р-на, которую он занял по итогам конкурса на основании решения собрания представителей IV созыва от 25 декабря 2013 г. На тот момент по Уставу номинальным главой района считался председатель собрания представителей м.р. Волжский. С 2 декабря 2013 г. по 30 октября 2015 г. председателем собрания представителей Волжского р-на был Сергей Котенков. По решению собрания представителей м.р. Волжский от 5 мая 2015 г. в Устав были внесены изменения, согласно которым главой муниципального района является высшее выборное должностное лицо муниципального района, избираемое собранием представителей муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Таким образом, должность председателя собрания представителей м.р. Волжский была «разведена» со статусом главы района. Главой района стало избираемое на конкурсной основе должностное лицо, которое одновременно возглавляет администрацию. В июле 2015 г. была принята отставка Котенкова с должности председателя собрания представителей м. р. Волжский, однако Котенков тут же был назначен на нее вновь. Предполагается, что в результате такого действия Котенков утратил статус номинального главы, т.к. согласно принятым изменениям в Устав председатель собрания представителей более не значится главой м.р. Волжский. Тогда же был объявлен конкурс на замещение должности главы м.р. Волжский, по итогам которого главой стал Баландин.

Однако есть мнение, что данный конкурс вообще не должен был проводиться. Комбинацию с отставкой Котенкова и последующим конкурсом на «вакантную» должность главы м.р. Волжский некоторые эксперты расценивают как заблуждение. Баландина назначили главой в тот момент, когда он официально был главой администрации м.р. Волжский. Согласно Уставу срок полномочий Баландина как главы администрации истекал только с окончанием срока полномочий собрания представителей, которое назначило его на эту должность. Когда принималось решение о назначении Баландина на должность главы администрации в декабре 2013 г., п. 1 ст. 45 Устава гласил: «Глава Администрации муниципального района назначается на должность по контракту на срок полномочий Собрания представителей муниципального района, принявшего решение о назначении лица на должность Главы Администрации муниципального района (до дня начала работы Собрания представителей муниципального района нового созыва), но не менее чем на два года». Согласно изменениям в Устав от 5 мая 2015 г. этот пункт был признан утратившим силу. Вместо него появилась запись: «Глава муниципального района избирается Собранием представителей муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 (пять) лет, возглавляет Администрацию муниципального района» (п. 1. Ст. 40.1. Устава м.р. Волжский).

Таким образом, в августе 2015 г., когда состоялся конкурс на должность главы района, должность главы администрации фактически была «переформатирована» в должность главы района.

С точки зрения законодательства такое решение представляется весьма спорным. В отставку с должности главы администрации Баландин не подавал, и срок его полномочий как главы администрации фактически истекал вместе с истечением срока полномочий представительного органа местного самоуправления Волжского р-на. Это произошло 30 октября 2015 г., когда состоялось первое заседание собрания представителей м.р. Волжский нового созыва.

Получается, что полномочия Баландина как главы администрации были досрочно прерваны. Между тем, по мнению наблюдателей, досрочное прекращение (сокращение сроков) полномочий не предусмотрено законодательством и не может считаться истечением сроков полномочий органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах конкурс на замещение должности главы м.р. Волжский, по всей видимости, следовало проводить только после истечения полномочий Баландина в должности главы администрации, т.е. после 30 октября 2015 г. Однако конкурс не проводился, а Баландин продолжил удерживать за собой должность главы района. Согласно такой версии трактовки законодательства занимаемая Баландиным должность главы района, скорее всего, досталась ему с нарушением действующего законодательства и Устава м.р. Волжский. В таких условиях в любой момент мог бы возникнуть вопрос о легитимности пребывания Баландина в должности главы района. Теперь этот вопрос снят с повестки дня.