Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (602) | 24 октября 2016г.
 

Павел Турков:

Вся надежда только на местный бизнес

Сейдамет Абреков

7 октября прошла презентация программы развития Тольятти, подготовленной в рамках присвоения городу статуса Территории опережающего развития (ТОР). После чего началось широкое обсуждение этой программы. В интервью «Хронографу» заместитель директора по взаимодействию с госорганами ООО «Тольяттинский Трансформатор» Павел ТУРКОВ рассказал о том, какие возможности открывает статус ТОР для Тольятти, предприятий и жителей города. Также он поделился своим видением сложностей, которые могут сопутствовать реализации проекта ТОР «Тольятти».

- Павел Владимирович, многие с воодушевлением восприняли новость о том, что Тольятти получил статус ТОР. Каким вам видится ближайшее будущее Тольятти в связи с этим событием?

- Начну с того, что в законе, регулирующем деятельность ТОР, четко сказано, что градообразующие предприятия не могут становиться резидентами ТОР. Но, насколько я понимаю, под градообразующим предприятием в случае Тольятти подразумевается ОАО «АВТОВАЗ». Т.е. только АВТОВАЗ не может учреждать, создавать резидентов ТОР. Все остальные, в т.ч. «Тольяттинский Трансформатор», те же крупные химические предприятия могут участвовать в проекте ТОР «Тольятти». Поскольку требования к резидентам ТОР достаточно серьезные, к примеру, необходимо только на первоначальном этапе инвестировать 5 млн р., затем еще 15 млн р., создать как минимум 20 новых рабочих мест, выполнить эти требования смогут очень немногие. Кто сможет? Разумеется, те, у кого в сегодняшних кризисных условиях есть на это средства. А это прежде всего средние и крупные тольяттин-ские производственные предприятия. Именно такие организации могут создать новые юридические лица и рискнуть вложиться в них. Например, выделить в качестве резидента ТОР какое-то одно свое направление деятельности и за счет произведенных инвестиций попробовать его вывести на качественно новый уровень. Применять уже там какие-то инновации, технические решения и разработки.

При этом я бы не стал рассчитывать на то, что в сегодняшних условиях предприниматели массово начнут пытаться стать резидентами ТОР. Не нужно надеяться, что условный инвестор из Москвы, у которого имеется лишний миллиард, вдруг решит приехать в Тольятти и начнет здесь развивать новый бизнес. Я не хочу быть обвиненными в критиканстве, но давайте смотреть правде в глаза. Проекты ОЭЗ «Тольятти» и технопарка «Жигулевская долина» не оправдали тех надежд, которые на них возлагали. Да, и тот, и другой проект достигли каких-то промежуточных результатов. Но как я считаю, это капля в море. Ситуацию в экономике Тольятти те немногие резиденты ОЭЗ и «Жигулевской долины» пока не поправили. К тому же сам институт особых экономических зон изжил себя, поскольку в российских реалиях оказался неэффективным. Правительством уже принято решение о закрытии целого пула ОЭЗ. При этом я напомню: идея создания ОЭЗ как раз и была в том, чтобы привлечь инвесторов за счет налоговых послаблений, чтобы те открывали новые производства. ТОР «Тольятти» во многом по смыслу — это те же ОЭЗ, только на большей территории. Боюсь, что в смысле привлечения инвесторов в ТОР результат будет примерно таким же, как в случае с ОЭЗ.

- Т. е. вы не разделяете оптимизма тех, кто говорит о том, что ТОР позволит вдохнуть в Тольятти жизнь?

- Я оцениваю происходящее реально. Иностранцы то, что хотели, уже забрали, я говорю об АВТОВАЗе. Теперь налаживают свою цепочку поставщиков. Что касается российского бизнеса, то во время кризиса обанкротилась масса больших и малых предприятий, активы которых были скуплены за копейки. Многие предприятия, одной ногой стоявшие перед банкротством, также были проданы по весьма скромной цене. Т.е. те, кто хотел, уже вложились в бизнес или и вовсе с ним закончили. Поэтому рассчитывать на то, что в Тольятти вдруг приедут инвесторы и начнут здесь что-то производить, я бы не стал.

Да, откроются единичные производства, но на общую ситуацию они вряд ли повлияют. Чтобы было по-другому, нужна продуманная государственная программа, необходим существенный по объему государственный заказ. Что говорить, та же идея импортозамещения практически полностью оказалась нереализованной. Все, по сути, ограничилось разговорами, реальных серьезных результатов нет. Понимание есть, что нужно все производить внутри России, а каких-то реальных планов и потребностей государства, которые бы оно в очевидной и понятной форме выразило, нет. Поэтому я и делаю вывод о том, что ни иностранцы, ни инвесторы из крупных российских городов в Тольятти в массовом порядке не будут создавать новые производства. Вся надежда только на местный бизнес. Вот для местного реального бизнеса ТОР — это не только возможность выжить, но и развиваться. ТОР может дать возможность за счет льгот пережить тяжелые времена и построить что-то новое. Соответственно, легко очертить круг тех, кто в основе своей станет резидентом ТОР. Это будут местные предприниматели, причем те, которые находятся в лояльных, годами складывающихся конструктивных отношениях с местной властью. Это средние и крупные предприятия, имеющие финансовые возможности вкладываться в развитие либо существующего производства, либо в создание нового.

- Какие конкретные предприятия, которые могли бы потенциально создать новых резидентов ТОР, стоит выделить? И что даст статус ТОР уже представленному в Тольятти бизнесу?

- Назвать их не так сложно, это все те же локомотивы сегодняшней тольяттинской экономики: Тольяттиазот, КуйбышевАзот, СИБУР, «Тольяттинский Трансформатор», ТЗТО, возможно, АКОМ и другие подобные крупные предприятия. Они могут и 20, и 30, и 300 новых рабочих мест создать. Нужно вести переговоры именно с такими компаниями. Это и будет реальный путь к диверсификации нашей внутренней городской экономики. Понимание такого пути есть. Неспроста же представителей этих предприятий пригласили на встречу, проходившую по поводу присвоения Тольятти статуса ТОР.

Но и здесь необходимо отделять мух от котлет. Для некоторых ТОР -это не более чем возможность извлекать доход за счет возможной коррупционной составляющей. Т.е. условный чиновник за определенное вознаграждение вполне может одобрить тот или иной проект потенциального резидента ТОР, а может не одобрить. Мотивы некоторых, кто хочет получить статус резидента, очень далеки от развития реального производства и создания реальных рабочих мест. К примеру, кто-то задумался о снижении налогов на имущество, а тут государство дает такой прекрасный шанс. Кто-то рассматривает статус резидента ТОР не более чем возможность получить доступ к инфраструктуре, которую предоставит город. Проще говоря, такие начнут злоупотреблять правом резидента ТОР. Реальные рабочие места и реальная продукция для них станут лишь ширмой, красивой легендой. А вложение стартовых 5 млн р. окажутся лишь платой, причем весьма скромной, за полученные блага, например, в виде той же нулевой ставки по земельному налогу. Т.е. для таких цель будет проста: получить легкий доступ к ресурсам и налоговым льготам. Это не более чем рыбы-прилипалы. Нужны городу такие «инвесторы»? Лично я считаю, что нет.

Кроме того, не стоит забывать, что присвоенный Тольятти статус именуется «территорией социально-экономического развития». Т.е. необходима социальная ответственность бизнеса.

Нельзя допустить, чтобы какой-то олигарх местного разлива либо «варяг», не важно, извлекал бы пользу только для себя, ничего не отдавая взамен той территории, на которой он зарабатывает, и тем людям, которые здесь живут. Резидент должен, к примеру, благоустраивать территорию, брать шефство над социально-культурными заведениями и т.д. Вот это и будет настоящее социально-экономическое развитие Тольятти. А иначе ТОР станет не чем иным как выкачиванием последних сил, которые еще остались в Тольятти. Без социальной составляющей город рискует стать маргинальным, молодежь уедет, бурым цветом расцветет преступность.

Поэтому процесс присвоения статуса резидента ТОР должен быть максимально прозрачным. Необходимо привлекать к этому процессу широкую общественность, экспертов, СМИ, чтобы выбирать действительно реальные проекты и реальных резидентов, которые будут работать в интересах города, а не в своих узкокорыстных интересах. Иначе никакой реальной пользы экономике, новых разработок и перспектив мы не получим.

- Сложно не согласиться с вашими идеями. Но в то же время те, кто защищал и защищает проект ОЭЗ «Тольятти», могут сказать: посмотрите, уже созданы реальные производства, причем иностранными инвесторами, а скоро их будет еще больше. Та «Жигулевская долина» функционирует. А вы критикуете еще более глобальный и масштабный проект. Что ответите тем, кто так думает?

- Лично у меня нет задачи критиковать ОЭЗ «Тольятти» и «Жигулевскую долину». Но согласитесь, если в правительстве уже признали институт ОЭЗ как несостоятельный, это же о чем-то говорит. К тому же давайте вспомним, какие цели декларировали те, кто стоял у истоков ОЭЗ. Давайте вспомним то бесконечное количество камней, заложенных в основание того или иного производства, которое должно было появиться в Тольятти. Где эти производства? Хотя бы где эти камни? Из того, что было задумано, на деле реализовано крайне мало. А сколько средств затрачено из государственного бюджета? Миллиарды и миллиарды рублей. Точно, наверное, даже руководители ОЭЗ уже не смогут сказать, сколько именно средств потрачено. «Жигулевская долина» также далека от идеала. Пока она представляет собой некое подобие торгово-офисного центра, где на льготных условиях снимают помещения предприниматели, чья сфера более или менее подходит под сферу деятельности, которую подразумевает «Жигулевская долина». Поэтому я скептически отношусь к подобным идеям. Они слишком дороги и малоэффективны, к сожалению. Хотя, надо признать, в ТОР условия для потенциальных резидентов интереснее, чем в ОЭЗ.

Мое личное мнение: для иностранных инвесторов и даже российских иногородних, у которых в Тольятти нет базовых активов, например земли, местная ТОР будет малоинтересна. Покупка земельных участков и прочей недвижимости — это существенные затраты, и не факт, что они отобьются даже при условии налоговых льгот. Потому что спрос на многие виды продукции падает, рынки ужимаются. А именно перспективы сбыта, причем сбыта продукции в кратчайшие сроки, являются, пожалуй, определяющим фактором.

Сегодня в смысле развития ТОР необходимо опираться на порядка 8-10 крупных тольяттинских предприятий, которые выжили несмотря ни на что и готовы идти дальше. Эти предприятия в понимании законодательства не являются градообразующими, но оказывают существенное влияние на экономику города. На каждом из этих предприятий работают от 1 до 8 тыс. человек. Нужно сделать ставку на тех, кто реальный патриот города. На тех, кто не хочет собирать чемоданы и переезжать в другой город или страну. Эти предприятия и эти люди в силах реально изменить обстановку в городе, сделать ТОР работающей, а не числящейся на бумаге.