Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (601) | 17 октября 2016г.
 

Оптимизированные гонки

Renault хочет разобраться в финансовой деятельности ООО «Лада Спорт»

Сейдамет Абреков

26 сентября директор ООО «Лада Спорт» Владислав НЕЗВАНКИН дал обширное интервью, в котором рассказал о ситуации в компании. Согласно обнародованной отчетности, на фоне всеобщего кризиса в автомобилестроении ООО «Лада Спорт» отчиталось о росте выручки. При этом компания показала рекордные убытки — более 185,6 млн р. Подобная бухгалтерия в свое время подтолкнула президента (2014 г. — март 2016 г.) ОАО «АВТОВАЗ» Бу АНДЕРССОНА заняться оптимизацией ООО «Лада Спорт». Незванкин начал сопротивляться. Но, похоже, новый президент АВТОВАЗа Николя МОР все-таки закончит начатое предшественником дело.

Убытки на фоне побед

ООО «Лада Спорт» занимается мелкосерийным производством спортивных автомобилей, в т.ч. для участия в разнообразных гоночных сериях. Так, команда Lada Sport участвует в чемпионате мира по кольцевым автогонкам WTCC. Несколько лет назад спортивная команда получила спонсорскую поддержку со стороны ПАО Нефтяная компания (НК) «Роснефть», что, видимо, в лучшую сторону сказалось на росте оборотов ООО «Лада Спорт». Показательно, что интервью директора «Лада Спорт» Владислава Незванкина по времени совпало с выходом статистических данных, касающихся отчетности предприятий, которые Росстат раскрывает ежегодно. Возникло подозрение, что Владислав Незванкин попытался манипулировать информацией, чтобы создать у публики нужное ему восприятие. Однако на деле ситуация выглядит не так, как ему хочется.

Согласно данным Росстата, по итогам 2015 г. «Лада Спорт» показала рекордную для себя выручку — более •. 1,631 млрд р. Стоит отметить, что «Лада Спорт» является 100% дочерним обществом ОАО «АВТОВАЗ». При этом в головной компании выручка уже несколько лет падает. Но вот в «Лада Спорт» ситуация обстоит совершенно иначе. Роднит «Лада Спорт» с материнской компанией способность работать в убыток. Так, если по итогам 2013 г. убытки составили чуть более 17,3 млн р. при выручке около 416,2 млн р., то по итогам 2014 г. убытки достигли 75,6 млн р. при выручке 1,355 млрд р. Более показателен в этом смысле 2015 г., по итогам которого убытки составили уже более 185,8 млн р. при выручке, как уже было отмечено, более 1,631 млрд р. Вывод напрашивается простой: если рост оборотов бизнеса приводит к увеличению размеров убытков, то зачем этим заниматься? Выходит, что Незванкин занимается чем-то очень странным. Успех «Лада Спорт» по линии наращивания оборотов Владислав Незванкин в т.ч. объяснял замечательным выступлением команды Lada Sport Rosneft в чемпионате мира по кольцевым автогонкам WTCC. Что ж, успехи этой спортивной команды, которая в т.ч. за счет спонсорских вливаний ПАО НК «Роснефть», главным исполнительным директором и председателем правления которой является Игорь Сечин, сумела пригласить отличных иностранных пилотов и качественно поработать с автомобилем никто не оспаривает. То, что автомобили Lada регулярно показывают по телеканалу Евроспорт, тоже весьма похвально.

Однако напрашивается вопрос: почему при подобном положении дел компания «Лада Спорт» третий год подряд отчитывается об убытках? При этом сам Владислав Незванкин в интервью подробно описывал рост продаж у «Лада Спорт», нахваливал автомобили, говорил о том, что они «подвинули» иностранные бренды. Стоп! Но ведь «Лада Спорт» берет базовые версии автомобилей Lada на АВТОВАЗе и наверняка по бросовой цене. Вряд ли АВТОВАЗ обижает свою «дочку». «Лада Спорт» дорабатывает авто и продает их чуть ли не по цене самолетов, особенно в версии для автогонок. Ну как же: «заряженные» и «горячие» Lada! И тут такие колоссальные убытки! Хотя на самом деле должна быть показана не менее колоссальная прибыль.

Прибыль на стороне

Владислав Незванкин объяснил этот факт буквально так: «Экономический кризис и снижение покупательной способности населения. Пожалуй, больше я сказать на эту тему не смогу». Получается, он сам себе противоречил: то рост популярности, то, оказывается, у населения упала покупательная способность. Вероятно, Владислав Незванкин лукавит. Особенно если знать, что при годовом обороте в 1,631 млрд р. у ООО «Лада Спорт» 1,634 млрд р. было списано на себестоимость. Еще 187 млн р. — на коммерческие расходы. Еще 25 млн р. -на управленческие расходы. При чем тут покупательная способность населения?

При анализе подобной отчетности сам собой напрашивается вывод, что руководители «Лада Спорт» только и думают, как сформировать как можно более существенную затратную часть. Формально генеральным директором ООО «Лада Спорт» является Виктор Шапавалов. Он известный автогонщик, который и по сей день отвечает за спортивную составляющую проекта Lada Sport. Фактически Виктор Шаповалов выступает неким прикрытием для дел, за которыми просматривается интерес Владислава Незванкина. Чем именно он занимается, как раз и раскрывают такие статьи расходной части ООО «Лада Спорт», как управленческие и коммерческие расходы, а также себестоимость проданных товаров и услуг. Стоит заметить, что часто подобная бухгалтерия имеет место, если основной доход формируется не в той компании, которая у всех на виду, а где-то рядом с ней. Благо у людей, связанных с ООО «Лада-Спорт», имеется масса других частных организаций.

Так, 25 октября 2013 г., накануне начала сотрудничества команды Lada Sport и НК «Роснефть», в Тольятти по адресу: ул. Коммунальная, 46, строение 5, было учреждено ООО «Старт». Состав учредителей «Старта» таков: ООО «Редлайн Мотор Спорт» (33,3%), Николай Шаповалов (33,4%), Владислав Незванкин (33,3%). Николай Шаповалов — родной брат генерального директора ООО «Лада Спорт» Виктора Шаповалова. Генеральным директором «Редлайн Мотор Спорт» является Рустам Акиниязов — человек далеко не посторонний таким темам, как автоспорт на АВТОВАЗе и распоряжение денежными средствами автогиганта, предназначенными для рекламы и PR. В 2006-2009 гг. Рустам Акиниязов работал в ОАО «АВТОВАЗ» директором по связям с общественностью, затем заместителем директора по маркетингу. Сам Рустам Акиниязов в одном из интервью так вспоминал те годы: «Мне же АВТОВАЗ дал возможность заниматься рекламой. Эта тема меня интересовала давно, и я смог спланировать и провести несколько крупных рекламных кампаний». Одним из направлений, через которое удобно было осваивать рекламный бюджет, как раз и оказались автогонки. Уже в то время, когда Акиниязов присутствовал на АВТОВАЗе, можно было заметить его плотную поддержку проектов Владислава Незванкина.

Похоже, с тех пор мало что изменилось. Причем еще раз следует оговориться, что спортивные результаты пилотов или гений инженеров, например английских, сумевших из обычных автомобилей Lada сделать конкурентоспособный спортивный болид, имеют довольно опосредованное отношение к тому, как ООО «Лада Спорт» формирует затраты. Например, такие, как коммерческие и управленческие расходы. Фактически спорт как таковой является некой ширмой, прикрытием, красивой легендой, скрывающей истинные цели бенефициаров такой компании, как ООО «Старт». Вполне возможно, что этот «Старт» и есть главный выгодоприобретатель от деятельности ООО «Лада Спорт», а вовсе не ОАО «АВТОВАЗ». Причем подобных «Стартов» можно при желании создать хоть сотню.

Renault справится без Незванкина

Судя по словам самого Владислава Незванкина, в замечательной бухгалтерии «Лада Спорт» и схеме деятельности этой компании разобрался теперь уже бывший президент АВТОВАЗа Бу Андерссон. Известно, что спустя непродолжительное время после того, как Бу Андерссон появился на АВТОВАЗе, был проведен аудит по многим контрагентам и дочерним обществам автогиганта. Результаты не заставили себя ждать.

Бу Андерссон решил перевести производство спортивных автомобилей «Лада Спорт» на главный конвейер АВТОВАЗа. Он имел на это полное право, ведь «Лада Спорт» на 100% принадлежит АВТОВАЗу, а значит, руководители ООО «Лада Спорт» были подчиненными Бу Андерссона. Но Бу Андерссон встретил ожесточенное сопротивление Владислава Незванкина.

По убеждению Незванкина, мелкосерийное производство непременно нужно сохранить вне стен АВТОВАЗа. Якобы от этого растет эффективность. Но это со слов Незванкина. Сухие же цифры четко свидетельствуют о том, что именно росло в компании «Лада Спорт» — расходы, причем семимильными шагами. Поэтому совершенно понятно было желание Бу Андерссона добиться снижения затратной части предприятия после того, как производственный процесс начал бы идти подальше от Владислава Незванкина и поближе к представителям альянса Renault-Nissan. Стоит отметить, что подобную же практику Бу Андерссон проводил касательно всех поставщиков АВТОВАЗа. И, понятное дело, нарвался на жесточайшее сопротивление, особенно со стороны Госкорпорации (ГК) «Ростех», которая контролирует значительное число крупных поставщиков АВТОВАЗа. Памятны многочисленные интервью обычно не совсем словоохотливого генерального директора Ростеха Сергея Чемезова, где он активно критиковал Андерссона, говорил о том, что тому пора уйти.

Сергей Чемезов добился своего. Бу Андерссон ушел. У Незванкина, как и у Чемезова, праздник? Это вряд ли. Как уже видно, новый президент АВТОВАЗа Николя Мор продолжает линию Бу Андерссона. Достаточно отметить, что уже при нем Renault отказалось выдавать АВТОВАЗу очередной кредит, а значит, «Лада Спорт» никуда не денется с той бухгалтерией, что показывает эта компания. В ближайшее время стоит ожидать как оптимизации самой компании, так и лично Владислава Незванкина. Тем более что уж где-где, а в Renault знают об автоспорте не хуже Незванкина. Достаточно напомнить, что в свое время Renault выигрывала даже чемпионаты мира в классе Формула 1 — самой дорогостоящей и престижной гоночной серии. И сегодня Renault участвует в Формуле 1 как собственной заводской командой, так и поставляя моторы другим командам.

Если альянс все-таки сможет поменять ситуацию в ООО «Лада Спорт», почему-то кажется, что и спортивные результаты так-же качественно улучшатся. Ведь речь в данном случае идет не более чем об оптимизации странных расходов ООО «Лада Спорт», а отнюдь не о спортивной составляющей. А раз неэффективных расходов будет меньше, значит, и непосредственно в разработку и доводку автомобилей, на приглашение классных специалистов — пилотов и инженеров — можно будет направлять еще больше средств, чем сегодня. С пониманием подобного расклада следует ожидать новой активности Владислава Незванкина по дискредитации идей руководства АВТОВАЗа из числа топ-менеджеров альянса Renault-Nissan. В частности, стоит ожидать новых интервью, тем более что подобную практику ранее применял не только Незванкин, но и сам Сергей Чемезов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.