Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (595) | 5 сентября 2016г.
 

Сидухина — Колесникова:

Хозяйки «новых крепостных»

Егор Кошеров

В сентябре значительно увеличилась «общественная» нагрузка на т.н. «новых крепостных». Сегодня таким термином называют сотрудников бюджетных учреждений образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения за их подневольный труд на партию власти. Уже скоро «на горбу» «новых крепостных» в законодательные органы власти могут въехать такие члены «Единой России» (ЕР), как заместитель министра образования и науки Самарской обл. Надежда КОЛЕСНИКОВА и заместитель министра социально-демографической и семейной политики Самарской обл. Марина СИДУХИНА. У них есть отличная возможность активно пользоваться своим административным ресурсом в текущей избирательной кампании.

Факты

Надежда Колесникова и Марина Сидухина участвуют в осенней избирательной кампании в качестве кандидатов от ЕР. Колесникова была выдвинута в Государственную думу по Самарскому одномандатному избирательному округу №158, а Сидухина — в Самарскую губернскую думу (СГД) по Железнодорожному одномандатному избирательному округу №3.

Политическая карьера Марины Сидухиной начиналась в г.о. Новокуйбышевск. Ее стремительный взлет начался в тот период, когда Новокуйбышевск возглавлял (1991-2007 гг.) Александр Нефедов. Сегодня он первый вице-губернатор -председатель правительства Самарской обл. В 2004 г. Сидухина впервые избралась в Думу г.о. Новокуйбышевск, а в 2007 г. стала ее председателем. В том же году она стала секретарем местного отделения ЕР. Однако в 2007 г. ее шеф ушел на повышение в правительство региона. Вскоре за собой на областной уровень власти Нефедов подтянул и Сидухину. В 2010 г. она была избрана депутатом СГД от Новокуйбышевска. В дальнейшем, буквально перед очередными выборами в СГД, она обменяла свой депутатский мандат на более стабильное местечко. Сидухина была назначена на должность заместителя министра социально-демографического развития Самарской обл. Впоследствии министерство было преобразовано в министерство социально-демографической и семейной политики. В том, что министерская должность более «хлебная», сомневаться не приходится. Возглавляющая министерство Марина Антимонова по итогам 2015 г. заработала в два раза больше, чем губернатор. Доход Антимоновой составил почти 8 млн р. Ее заместитель Марина Сидухина тоже не бедствует. За тот же период она получила доход в размере 1,387 млн р.

В отличие от Сидухиной Надежда Колесникова депутатом еще не была. Ее трудовой путь на чиновных должностях начинался в администрации главы г.о. Самара (1997-2006 гг.) Георгия Лиманского. В 2002 г. Колесникова была назначена на должность заместителя начальника управления образования администрации Самары. До этого она занимала должность в подконтрольном администрации города учреждении — МОУ СОШ «Дневной пансион — 84». В 2003 г. Колесникова возглавила департамент образования г.о. Самара. Таким образом, своим восхождением на политическую сцену Колесникова во многом обязана бывшему главе города Георгию Лиманскому. Любопытно, что в 2006 г., когда Лиманский потерпел сокрушительное поражение на выборах главы города, Колесникова вместе с другими представителями его клана была изгнана из администрации Самары.

После смены мэра (в 2006 г. главой города стал Виктор Тархов) Колесникова перебралась на работу в министерство образования и науки Самарской обл., где была назначена на должность начальника отдела высшего образования. Примечательно, что ей удалось вернуться в администрацию Самары только после ухода Виктора Тархова. В 2010 г. новый глава города Дмитрий Азаров доверил Колесниковой пост руководителя департамента образования г.о. Самара. Здесь она проработала с 2010 по 2014 г. Оттуда она вновь перебралась в региональный минобр, заняв должность заместителя министра. Вместе с должностью она получила приличный заработок. По итогам 2015 г. Колесникова получила доход в размере 1,5 млн р.

Мифы

По мнению мифотворцев, думская работа могла сильно тяготить Сидухину, и когда она получила предложение занять должность замминистра, то с большим удовольствием согласилась. Возвращение Сидухиной в СГД выглядит как шаг назад в ее карьере. По одной из версий, у Сидухиной якобы сложились крайне сложные отношения с руководителем министерства. Известно, что в 2013 г. губернатор Самарской обл. заявил о планах уволить Антимонову с занимаемой должности. Мифотворцы поговаривали, что Марина Сидухина якобы могла иметь мотив подсидеть начальницу. Но это пока лишь не более чем миф. Однако анонсированная отставка так и не состоялась. В итоге у Сидухиной появился шанс продолжить карьеру уже вне стен министерства.

По другой версии, Сидухина, будучи креатурой Александра Нефедова, могла отправиться на выборы по настоятельному предложению своего куратора. Сам же Нефедов, как полагают мифотворцы, расценивается как ставленник председателя правления ОАО «НОВАТЭК» Леонида Михельсона. Вполне вероятно, что выдвижение Сидухиной лежит в русле стратегии, которая могла бы модерироваться политическим окружением главы НОВАТЭКа.

Что касается Колесниковой, то ее поход в Госдуму, видимо, тоже неслучаен. Ее выдвижение на выборы совпало по времени с активизацией клановой группировки Георгия Лиманского. Представители этой изголодавшейся по власти группировки рассчитывают сегодня не просто вернуться во власть, но взять под контроль куда более широкие полномочия, чем когда-либо ранее. Это объясняет то, что Колесникова, прежде совершенно не проявлявшая интерес к политике, вдруг засобиралась в высший законодательный орган страны. Странное, надо заметить, рвение.

Колесникова и Сидухина — женщины неглупые. Более того, людей, обладающих теми же организаторскими способностями, что и они, в кулуарах «белого дама» надо еще поискать. И уж тем более они прекрасно понимают, что выборы — дело не только дорогостоящее, но еще и требующее много свободного времени. Возникает вопрос: откуда у чиновниц социальной сферы вдруг появилось и то и другое? Для простых избирателей этот вопрос автоматически становится риторическим, как только в их понятийном обороте появляется термин «новые крепостные».

О том, с каким усердием Надежда Колесникова использует подконтрольный ей административный ресурс, пытаясь прорваться в Госдуму, мифотворцы уже слагают целые саги. Замминистра образования получила возможность прославиться нещадной эксплуатацией «новых крепостных» уже на этапе праймериз ЕР. В мае 2016 г. скандальную известность приобрела акция «Праздничный пирог для ветерана». Сотрудники образовательных учреждений якобы добровольно согласились разносить пироги ветеранам, предлагая в обмен за угощение поносить на груди табличку с фамилией Колесниковой. Вполне логично, что министерство образования и науки Самарской обл. свою причастность к проведению акции «Праздничный пирог для ветерана» отрицает. У чиновника всегда хата с краю.

«Жить, чтобы людям смотреть в глаза», — гласит лозунг на предвыборных баннерах Марины Сидухиной. Однако, по рассказам мифотворцев, красивый лозунг совершенно не имеет никакого отношения к реальным делам замминистра-политика.

6 июня 2016 г. в отделении «Мать и дитя» ГКУ «Социально-реабилитационный центр «Подросток», который с недавнего времени стал частью аналогичного рода приюта ГКУ СО «КЦ «Ровесник», скончался годовалый ребенок, который находился на воспитании у несовершеннолетней матери.

Описывая этот инцидент, авторы НА «ВолгаНьюс» отметили, что мать умершего мальчика «ранее тесно общалась с волонтерами» (http:// volga.news/article/417635.html).

Мифотворцы отмечают, что трагической ситуации можно было бы избежать. По их мнению, к печальному исходу привел негласный запрет министерства социально-демографической и семейной политики Самарской обл. на помощь, которую ранее получали социальные учреждения от волонтеров и благотворительных организаций. О проблемах в подведомственных Сидухиной учреждениях и о ее нежелании решать их в публичной плоскости высказывался директор региональной общественной организации волонтеров Самарской обл. «Домик детства» Антон Рубин. Его позицию изложил информационный портал «Такие дела» (takiedela.ru). «Министерству совершенно не важно, где директора приютов будут брать деньги на необходимое, — пояснял Рубин. — Марина Сидухина как-то в личной беседе сказала мне, что, если директор не может обеспечить учреждение всем необходимым, значит, он плохой директор. И принимать от нас помощь он не имеет права». Результатом столь черствого и бюрократического подхода, похоже, стала вышеописанная трагедия.

Прогнозы

Шансы Колесниковой и Сидухиной избраться в законодательные органы в целом выглядят высокими. В их руках находится мощный административный ресурс в лице «новых крепостных». Любопытно, что каждой из них в их округах противостоит депутат СГД Михаил Матвеев, выдвинутый КПРФ. По мнению наблюдателей, хозяйки «новых крепостных» смогут преодолеть сопротивление Матвеева, задавив его административным ресурсом. Однако более долгосрочные перспективы героинь несколько различаются. Если согласиться с тем, что Сидухина является креатурой Александра Нефедова, за которым маячит НОВАТЭК Леонида Михельсона, то ее политические позиции можно расценивать как относительно прочные. Миллиардер из Новокуйбышевска мог бы снизойти до того, чтобы хотя бы на мгновение увидеть Самарскую обл. в качестве одного из своих опорных регионов. Его влияние здесь будет сохраняться всегда. Следовательно, Сидухина, пока не потеряет способность гармонично вживаться в роль верной лоббистки, всегда будет оставаться при деле.

Что же касается Колесниковой, то усиление клановой группировки Лиманского наблюдатели склонны оценивать как временное. Один из видных ее представителей Игорь Станкевич до сих пор пребывает в качестве и. п. секретаря Самарского регионального отделения ЕР. Сам этот факт позволяет думать о том, что клану Лиманского позволили окопаться на ключевых должностях лишь до первого промаха. После того как эта голодная до власти группировка растеряет рычаги влияния, Колесникова рискует остаться без мощных покровителей. В этом случае избрание Колесниковой в Госдуму вполне может стать первым и последним, после чего она вместе с Лиманским навсегда уйдет в небытие политического дна.

Цитата:

«...Волонтеры искали спонсоров, чтобы купить детям зимнюю одежду. После этого замминистра социально-демографической и семейной политики Марина Сидухина прямым текстом сказала Рубину, что «в помощи волонтеров они не нуждаются». (Портал «Такие дела» об обстоятельствах смерти ребенка в ГКУ СРЦ «Подросток», http://takied.ela. ru/2016/08/my-otberem-u-tebya-rebenka)

- Я совершенно аполитичный человек. Обдуманных планов куда-либо избираться до недавнего времени не было. (из интервью Надежды Колесниковой информационному порталу «ВолгаНъюс», 27мая 2016 г.)