Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (590) | 27 июня 2016г.
 

Крушение последних бастионов

В Самарской области начали падать объемы добычи нефти

Сергей Неретин

В конце мая Самарастат сообщил о падении добычи нефти на территории Самарской обл. В апреле было добыто на 3,9% меньше, чем в марте. Тем самым была продолжена тенденция падения нефтедобычи, которая наблюдалась на протяжении I кв. 2016 г. Эксперты Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» полагают, что нефтяные компании сокращают объемы добычи нефти не только из-за падения цен на черное золото. Однако на фоне явной рецессии ведущие региональные нефтедобывающие компании АО «Самаранефтегаз» и АО «РИТЭК» зачем-то продолжают трубить об успехах, уклоняясь при этом от их сравнения с показателями IV кв. 2015 г.

«Счастливый» год

Специфика регионального рынка нефтедобычи такова, что он практически целиком монополизирован двумя игроками. Это «Самаранефтегаз» (СНГ, дочерняя компания ОАО «НК «Роснефть»), генеральным директором которого является Гани Гилаев, и АО «РИТЭК» (дочерняя компания ПАО «ЛУКОЙЛ), которое возглавляет Николай Николаев. По итогам 2015 г., на территории Самарской обл. было добыто порядка 16,5 млн т нефти, включая газовый конденсат. Из них более 11,8 млн т приходится на долю СНГ, что составляет 71,5% всей региональной нефтедобычи.

Второе место по объемам добычи нефти уверенно занимает РИТЭК. В 2015 г. компания добыла 7,658 млн т нефти. При этом порядка 2,8 млн т нефти было добыто на территории Самарской обл., где работает структурное подразделение РИТЭК -ТПП «РИТЭК-Самара-Нафта», директором которого является Николай Кузнецов. Таким образом, на долю РИТЭК приходится порядка 17% общерегиональной нефтедобычи. Ближайший «преследователь» РИТЭК — ЗАО «САНЕКО» — значительно отстает. Годовой объем добычи нефти «САНЕКО» составляет около 450 тыс. т, а это всего лишь 2,7% на региональном рынке нефтедобычи.

Таким образом, финансово-экономические и производственные показатели «дочек» Роснефти и ЛУКОЙЛа задают общую динамику в нефтедобывающей отрасли на территории региона. Собственно, СНГ и РИТЭК формируют темпы добычи нефти. Следует полагать, что компании под руководством Гилаева и Николаева внесли основной вклад в общий рост нефтедобычи, который был зафиксирован по итогам прошлого года. По сведениям Самарастата, в Самарской обл. добыча нефти, включая газовый конденсат, по итогам 2015 г. увеличилась на 5,3% по сравнению с итогами 2014 г.

Добыча зависит от цены

Конечно, многих волнует вопрос, продолжился ли рост нефтедобычи в 2016 г. Ответить на него помогут данные за I кв. 2016 г. Недавно были раскрыты сведения по объемам нефтедобычи за указанный период у компании Гани Гилаева. «АО «Самаранефтегаз», дочернее общество НК «Роснефть», в январе-марте 2016  г. увеличило объем добычи нефти на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года -до 3 млн т», — сообщил официальный сайт Роснефти. Конечно, в сравнении с I кв. прошлого года СНГ добыло больше.

Но как быть с предшествующим периодом? Однако в официальном сообщении сравнивать I кв. 2016 г. с IV кв. 2015 г. не стали. Видимо, по той причине, что сравнение будет говорить не о росте, а о падении добычи нефти. Именно такой тренд наблюдается с начала 2016 г. на региональном рынке нефтедобычи. Об этом говорят официальные данные об объемах добычи топливно-энергетических полезных ископаемых. По итогам I кв. 2016 г. в Самарской обл. наблюдается «проседание» нефтедобывающей отрасли. Так, по данным Самарастата, в IV кв. 2015 г. было добыто 4,204 млн т нефти, включая газовый конденсат (в октябре — 1,423 млн т, в ноябре -1,37 млн т, в декабре — 1,41 млн т). Суммарный оборот нефтедобывающих компаний по итогам IV кв. 2015 г. составил 58,248 млрд р. Однако по итогам I кв. 2016 г. объем нефтедобычи в Самарской обл. упал. По данным Самарастата, за январь-март 2016 г. в регионе было добыто 4,129 млн т нефти, включая газовый конденсат (в январе — 1,41 млн т, в феврале -1,312 млн т, в марте — 1,407 млн т). Таким образом, в I кв. 2016 г. было добыто на 75 тыс. т нефти меньше, чем в IV кв. 2015 г. Официальные данные позволяют говорить о том, что в I кв. 2016 г. добыча нефти в Самарской обл. упала на 1,78% по сравнению с IV кв. 2015 г. Самарастат отмечает, что в январе 2016 г. добыча нефти по сравнению с декабрем 2015 г. упала на 0,1%, а в феврале по отношению к январю падение составило 6,5%. Рост нефтедобычи в марте 2016 г. (в соотношении с февралем на 7,2%) не смог исправить ситуацию. При этом рост нефтедобычи в марте следует считать исключением, которое не меняет общего тренда на понижение нефтедобычи. Так, раскрытые в конце мая 2016 г. сведения говорят о том, что в апреле 2016 г. падение нефтедобычи продолжилось. За этот период в регионе было добыто 1,352 млн т нефти, включая газовый конденсат, что на 3,9% меньше, чем в марте 2016 г. При этом падение объемов нефтедобычи в I кв. 2016 г. по сравнению с IV кв. 2015 г. не следует списывать на сезонность. В «праздничный» январь 2016 г. в Самарской обл. было добыто практически столько же нефти, что и в декабре 2015 г. (по 1,41 млн т). Это говорит о том, что на производственную деятельность нефтедобывающих компаний период новогодних каникул не повлиял, а снижение нефтедобычи стало следствием других факторов, в первую очередь падения мировых цен на нефть. Примечательно, что падение нефтедобычи в феврале совпадает с тем, что в этот же период наблюдались минимальные цены на черное золото, а мартовский отскок приходится на период незначительного роста цен на углеводородное сырье. Таким образом, объемы добычи нефти в Самарской обл. напрямую поставлены в зависимость от мировых цен на нефть и основную роль в этом процессе играют СНГ и РИТЭК в лице ТПП «РИТЭК-Самара-Нафта».

Следует обратить внимание, что выручка нефтедобывающих компаний по итогам I кв. 2016 г. сократилась как в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, так и в сравнении с IV кв. 2015 г. Если в IV квартале 2015 г., как отмечалось выше, оборот нефтедобывающих организаций составлял 58,248 млрд р., то по итогам I кв. 2016 г. этот показатель упал до 43,737 млрд р., т. е. на 24,9%. Если сравнивать объем оборотов I кв. 2016 г. с I кв. 2015 г., то, по данным Самарастата, падение составляет 25,1%. И это притом, что в I кв. 2016 г. объем добычи нефти, включая газовый конденсат, был на 3,7% больше, чем в I кв. 2015 г.

Т. е., несмотря на то что в I кв. 2016 г. было добыто нефти больше, чем в I кв. 2015 г., выручка нефтедобывающих компаний в I кв. 2016 г. оказалась существенно меньше, чем в I кв. 2015 г. Сокращение доходов на фоне роста добычи нефти объясняется падением мировых цен на нефть. Практически нет сомнений в том, что ведущие игроки на региональном рынке нефтедобычи, каковыми являются СНГ и РИТЭК, в настоящее время переживают именно этот процесс: официальная статистика отрасли служит тому подтверждением. Примечательно, что официальные данные, по сути, опровергают утверждение о том, что за счет девальвации рубля нефтедобывающие компании возмещают выпадающие доходы от падения цен на нефть. На этом фоне становится понятным желание руководства нефтедобывающих компаний сокращать объем добычи нефти в условиях падения цен на нефть. И главная роль в этом процессе, следует полагать, принадлежит двум ведущим региональным нефтяным компаниям, которые буквально тянут за собой вниз общие показатели нефтедобычи по Самарской обл.

Обносят бюджет

Необходимо обратить внимание, что падение добычи нефти влечет за собой сокращение налоговых поступлений в бюджет Самарской обл., что подрывает социальную стабильность в регионе. Следование такому тренду вряд ли красит директора ТПП «РИТЭК-Самара-Нафта» Николая Кузнецова, который принял участие в праймериз партии «Единая Россия» (ЕР) по определению кандидатур на выдвижение в Самарскую губернскую думу (СГД) по единому избирательному округу (по партспискам). С одной стороны, получается, что Кузнецов, следуя коммерческим интересам РИТЭК, принимает меры по снижению оборотов нефтедобычи в Самарской обл., тем самым закладывая «мину» под региональный бюджет. С другой стороны, реализуя описанный подход, идущий вразрез с интересами Самарской обл., Кузнецов прилагает усилия для попадания в законодательный орган данного региона.

Впрочем, впечатляющих результатов в политике Кузнецов пока не добился. По итогам праймериз он набрал 2,43% голосов выборщиков, заняв 25-е место. Судя по всему, в СГД Кузнецов, несмотря на все надежды и усилия РИТЭК, не попадет. Если вдруг не случится чуда, которое способно сломать все существующие в ЕР внутрипартийные рамки.

Что касается Гилаева, то он в праймериз партии ЕР участия не принимал. Однако это не освобождает Гилаева от обязательства обеспечивать социальную стабильность в Самарской обл., наполняя бюджет деньгами СНГ. Но бюджет, по всей видимости, недополучит как от СНГ, так и от РИТЭК.