Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (590) | 27 июня 2016г.
 

Французы отказали

Renault не даст АВТОВАЗу 20 миллиардов

Сейдамет Абреков

23 июня прошло годовое общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». Его итоги можно назвать неожиданными и в какой-то степени симптоматичными. АВТОВАЗ не получит от Renault 20 млрд р.: соответствующая сделка не была одобрена. Зато заместитель генерального директора Госкорпорации «Ростех» Сергей СКВОРЦОВ, который в этот день был избран председателем совета директоров АВТОВАЗа, рассказал, как в таких условиях будет выживать предприятие. По его версии, Ростех простит АВТОВАЗу долг в 20 млрд р., еще 30 млрд р. будут конвертированы в акции АВТОВАЗа. Если, конечно, согласятся в Renault и правительстве РФ.

Провели рокировку

Основным акционером АВТОВАЗа является Alliance Rostec Auto В. V., зарегистрированный в Нидерландах. Ему принадлежит 74,51% акций АВТОВАЗа. В свою очередь, доли в Alliance Rostec Auto В. V. распределены следующим образом: 50% минус одна акция у -Renault s.a.s., 32,87% -у ГК «Ростех», 17,13% — у Nissan International Holding B.V. Совершенно очевидно, что те, кто контролирует Alliance Rostec Auto В. V., и составили абсолютное большинство из участвовавших в годовом собрании акционеров АВТОВАЗа.

Renault, Ростех и Nissan одобрили все вынесенные вопросы повестки дня, кроме одного. Общее собрание акционеров АВТОВАЗа утвердило годовой отчет и бухгалтерскую отчетность за 2015 г. Было принято решение не выплачивать дивиденды по акциям. Совет директоров покинули Карлос Гон (он был председателям) и Сергей Чемезов (был его заместителем), Бу Андерссон (бывший президент компании), Владимир Артяков (бывший губернатор Самарской обл. (2007-2012 гг.), первый заместитель гендиректора Ростеха Сергея Чемезова) и Жан-Кристоф Кюглер.

В новый совет директоров в итоге были избраны все те 15 кандидатур, которые и были представлены акционерам. Это заместитель председателя правления УК РОСНАНО Владимир Аветисян, вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами ОАО «АВТОВАЗ» Эдуард Вайно, старший вице-президент Группы Renault, директор региона Евразия Дени Ле-Вот, президент ОАО «АВТОВАЗ» Николя Мор, исполнительный вице-президент Группы Renault Стефан Мюллер, исполнительный вице-президент Группы Renault Тьерри Боллоре, заместитель генерального директора ГК «Ростех» Игорь Завьялов, председатель первичной профсоюзной организации ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Зайцев, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, представитель Nissan Тревор Манн, вице-президент Группы Renault по стратегии и развитию бизнеса Жереми Пален, исполнительный вице-президент и директор по финансам Nissan Джозеф Петер, первый заместитель председателя правления ГК «Внешэкономбанк» (ВЭБ) Андрей Сапелин, заместитель генерального директора ГК «Ростех» Сергей Скворцов, специальный советник альянса Renault-Nissan Доминик Торман. Новым председателем совета директоров АВТОВАЗа стал Сергей Скворцов, его заместителем — Дени Ле-Вот. Таким образом, произошла рокировка: совет директоров АВТОВАЗа вновь возглавил представитель Ростеха, а представитель альянса теперь в его замах.

Понять и простить

Это говорит о том, что именно Ростех будет нести ответственность за то, что происходит и будет происходить на предприятии. Что касается сегодняшней вазовской реальности, то она крайне печальная, даже несмотря на то, что в своих докладах представители альянса попытались быть оптимистичными. К слову, именно иностранцы по ходу прошедшего собрания излучали оптимизм, тогда как представители Ростеха — наоборот. К примеру, Николя Мор рассуждал о том, что президент России Владимир Путин прокатился на LADA Vesta и о том, что команда LADA Sport Rosneft, выступающая на гоночной версии автомобиля LADA Vesta, выиграла две гонки на этапе WTCC в Москве. Вспоминали французы и о 50-летнем юбилее АВТОВАЗа.

Ростеху было не до гонок и юбилея. У руководителей госкорпорации гораздо более насущные проблемы. По крайней мере, Сергей Скворцов, который теперь первое лицо АВТОВАЗа, вспомнил о том, что АВТОВАЗ должен Ростеху около 51 млрд р. В свою очередь, эти средства были получены Ростехом из федерального бюджета, а значит, рано или поздно их нужно вернуть. Но чем, если непокрытых убытков у АВТОВАЗа около 106,6 млрд р.? Общий размер задолженности по кредитам, займам и кредиторской задолженности на 31 марта 2016 г. у АВТОВАЗа составил 213,1 млрд р. Более того, главный бухгалтер АВТОВАЗа Даниил Блюмин сообщил следующее: «Я хотел бы обратить внимание на статью «Капиталы и резервы», которая составила минус 43 млрд р. на конец 2015 г. Она практически равна сумме убытка, который мы получила по итогам 2015 г. Это убыток был профинансирован за счет роста долгосрочных обязательств на 10 млрд р., краткосрочных обязательств — на 25 млрд р... В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», если по окончании финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, в состав годового отчета должен быть включен раздел о состоянии чистых активов... По состоянию на 31 декабря 2015 г. уставный капитал составил 11,421 млрд р., чистые активы составили минус 43,116 млрд р.». Таким образом, чтобы выполнить требование закона, АВТОВАЗу необходимо где-то взять еще около 55 млрд р. Но где, если предприятие и так должно более 213 млрд р.?

Некоторые ответы дал Сергей Скворцов: «Нам необходимо привлечение акционерного финансирования, поскольку возможность наращивания банковского долга у АВТОВАЗа в настоящее время ограничена. Как известно, все последующие кризисы помощь АВТОВАЗу была оказана российским бюджетом. В прошлый раз был получен целевой имущественный взнос в размере 75 млрд р. Из этих 75 млрд р. Ростех конвертировал 12,5 млрд р. в акции АВТОВАЗа, еще на 12 млрд р. купил у АВТОВАЗа непрофильные активы — логистические, энергетические, коммунальные компании. В итоге долг перед Ростехом остался в размере 51 млрд р. Бюджет РФ для оказания помощи АВТОВАЗу в этот раз ограничен. В этой связи было принято решение о прощении долга АВТОВАЗа перед Ростехом в размере 20 млрд р. и готовности конвертировать оставшиеся 30 млрд р. в капитал АВТОВАЗа.

Эти решения возможны к реализации при условии одобрения их правительством РФ и со стороны партнера — альянса Renault-Nissan».

О том, как в альянсе настроены по отношению к идеям Ростеха, хорошо показали итоги собрания акционеров. Единственным решением, которое не получило одобрение акционеров, стала кредитная сделка, по которой Группа Renault должна была предоставить АВТОВАЗу 20 млрд р. При принятии этого решения не было кворума, а значит АВТОВАЗ не получит от Renault этих средств. Сигнал куда как показательный. За все предыдущие годы, пока к управлению АВТОВАЗом имеют отношение эффективные менеджеры из Ростеха, сделки если и выносились на решение собрание акционеров, то получали одобрение. Но всему рано или поздно приходит конец. Однако кредитные сделки с ГК «ВЭБ» на 62 млрд р. одобрение получили. Но в дальнейшем, как признал Скворцов, все будет зависеть от решения правительства.

Дождаться выборов

Вот здесь Ростеху на лояльность рассчитывать не стоит. Возглавляет правительство РФ Дмитрий Медведев, считающийся ставленником т. н. «голубого лобби» ПАО «Газпром». Фактически, это конкурирующий Ростеху экономический клан. Известны случаи, когда Дмитрий Медведев жестко публично критиковал гендиректора Ростеха Сергея Чемезова. Выход для Ростеха — сформировать более лояльное для себя правительство. Это можно будет сделать после 18 сентября 2016 г., т. е. после выборов в Госдуму. Получив большинство в российском парламенте за счет оппозиционных партий, можно будет инициировать отставку правительства Дмитрия Медведева. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Так, дружественная Ростеху КПРФ на первой странице своего официального интернет-сервера проводит сбор подписей под лозунгом «Отправь правительство в отставку».

В противном случае кто-то из эффективных топ-менеджеров Ростеха рискнет отправиться в места не столь отдаленные, где будет давать ответы на вопросы о том, куда на самом деле были направлены 75 млрд р. из средств госпомощи АВТОВАЗу. Это, конечно, будут не Сергей Чемезов и не Владимир Артяков, по-тихому покинувшие совет директоров АВТОВАЗа. А вот Сергей Скворцов или, что более вероятно, бывший президент АВТОВАЗа Игорь Комаров вполне подходят на такую роль. Ведь именно при Комарове лихо осваивались те самые 75 млрд р., часть которых Скворцов сегодня предлагает «простить».

Такой вариант вполне реален, особенно на фоне ареста бывшего председателя правления ОАО «РусГидро» Евгения Дода. Ему инкриминируется мошенничество в особо крупных размерах. Причем, по данным Следственного комитета РФ, речь идет о «скромных» 73,2 млн р., которые Евгений Дод неправомерно выписал себе в качестве премии. Как нетрудно убедиться, порядок цифр в случае с Ростехом и АВТОВАЗом иной.