Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (583) | 25 апреля 2016г.
 

ВУТ стоит на своем

В то время как РЖД пытается создать цивилизованные условия для работы на станции Химическая

Георгий Кизельгур

В ближайшее время должна быть доведена до логического завершения процедура наведения порядка на ст. Химическая в Тольятти. Вопрос о возврате ОАО «РЖД» на Химическую встал после того, как ОАО «ВолгаУралТранс» (ВУТ) Геннадия ТРЕТЬЯКОВА объявило себя полноправным хозяином одного из крупнейших железнодорожных узлов Тольятти. В нормализации работы Химической заинтересованы не только представители РЖД, но и грузополучатели, среди которых немало крупных, известных в Тольятти предприятий. От наведения порядка на ст. Химическая может зависеть стабильность их деятельности.

Близится развязка

Еще в январе 2013 г. начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Приволжской транспортной прокуратуры Людмила Кошеварова сообщала: «На момент проверки установлено, что диспетчерское управление на ст. Химическая... действительно осуществляется ОАО «ВУТ»,... что противоречит требованиям законодательства о железнодорожном транспорте в РФ». Однако лишь спустя более 3 лет появилась возможность говорить, что ситуация вскоре благодаря усилиям РЖД должна прийти в цивилизованное русло. В ходе телефонной беседы начальник ст. Жигулевское Море (ст. Химическая является ее тарифным пунктом) Олег Войтенко подтвердил корреспонденту «Хронографа», что РЖД готово устранить неправомерно размещенные на ст. Химическая объекты ВУТ, создающие государственному оператору помехи.

Ситуация стала налаживаться во многом благодаря инициативе Леонида Иордосополя, собственника одной из многочисленных тупиковых железнодорожных веток, подходящих к ст. Химическая. Длина ветки Иордосополя около 1,5 км, вдоль нее располагаются объекты нескольких десятков грузополучателей. В документах железнодорожников эта ветка имеет название «Путь №21».

Брат на брата

Более 20 лет ВУТ зарабатывал деньги на эксплуатации этого пути. Леонид Иордосополь не давал ВУТ разрешения работать на своем пути. Иордосополь обратился в РЖД с просьбой вмешаться в ситуацию и был услышан. В протоколе совещания руководства КБШ ж.д. от 21 августа 2013 г. говорится: «Рассмотрен вопрос незаконного использования участка железной дороги ОАО «ВолгаУралТранс», что привело к значительному износу инфраструктуры, принадлежащей на праве собственности Л.А. Иордосополь» (см. «Хронограф» №16 (503) от 19.05.14).

После многолетней эксплуатации компанией ОАО «ВУТ» отдельные участки «Пути №21» представляли аварийную опасность. Известен случай схода вагона с рельсов. После того, как в июне 2013 г. Леонид Иордосополь зарегистрировал в Росреестре имущество, аварийные участки были отремонтированы. Перемещение по этому пути вновь, как и 20 лет назад, стало безопасным, участники движения почувствовали, что у «Пути №21» есть законный владелец. Однако Леонид Иордосополь в письме, адресованном «Хронографу», веско подметил: «У ВУТ юристы «хлеб просто так не едят». ВУТ начал предпринимать меры.

За основу была взята версия о том, что Леонид Иордосополь якобы не может выступать в роли собственника ж/д пути. К процессу был подключен брат Леонида Сергей Иордосополь, который сейчас действует в интересах ВУТ.

«С его стороны было письмо, в котором он потребовал половину ж/д пути, — пояснил «Хронографу» Леонид Иордосополь. — На письмо я ответил жестко и категорическим нет. После этого я не отвечаю на его письма, они у меня в архиве. В одном из писем была угроза, что «мои враги станут его друзьями» и теперь он будет сотрудничать с ВУТ против меня. Я не могу знать, как сложились его отношения и взаимопонимание с ВУТ в настоящее время. Из писем, что мне были отправлены, видно, что они знают друг друга с 90-х».

На сегодняшний день уже были созданы прецеденты по оспариванию прав Леонида Иордосополя на ж/ путь. «Только теперь свои интересы он (ВУТ. – Прим. ред.) прячет за ООО «Универсал ОК» и ООО «ПЖБИ», — полагает Леонид Иордосополь.

Рыли яму под другого

Достоверно известно, что Леонид Иордосополь приобрел «Путь №21» у АОЗТ «СЭЛЛ». «Данный договор был заключен в Москве между Иордосополем Л.А. и директором АОЗТ «СЭЛЛ», оплата производилась наличными денежными средствами, внесенными в кассу АОЗТ «СЭЛЛ», — данный факт был установлен Центральным районным судом г. Тольятти в ходе рассмотрения искового заявления от ООО «Универсал О К» к Леониду Иордосополю. Т.е. суд подтвердил, что Леонид Иордосополь на законных основаниях владеет «Путем №21».

Ранее путь принадлежал филиалу ОАО «Самараэнерго» — Жигулевские электрические сети. Примечательно, что ни бывший директор СЭЛЛ, ни Самараэнерго не претендовали и до сих пор не претендуют на это имущество. Более того, судя по позиции РЖД, даже государственный оператор не сомневается в том, что право собственности было приобретено Леонидом Иордосополем на законных основаниях. Об этом можно узнать, ознакомившись с материалами арбитражного дела № А55-30628/2015: «Регистрация Иордосополя Л.А. права собственности на подъездной путь в 2013 г. не противоречит нормам права. В РЖД делают заключение: «В связи с тем, что сделка по приобретению подъездного пути Иордосополем Л.А. не была оспорена в судебном порядке и не была признана недействительной, то указанное лицо является надлежащим владельцем данного объекта недвижимости». Необходимо подчеркнуть, что 21 апреля 2016 г. суд подтвердил обоснованность доводов РЖД, признав право собственности Иордосополя на «Путь №21».

Между тем оппоненты Леонида Иордосополя оперируют сегодня документами, которые могут подтвердить лишь то, что ВУТ не прекращал пользоваться ж/д веткой на протяжении десятилетий. И более ничего. Ими представлены копии договора на эксплуатацию ветки, где в качестве ветвладельца значится некое АОЗТ «Транзит Сервис» (ТС). В качестве контрагента ТС числится «Промжелдортранс» (Предшественник ВУТ до реорганизации. – Прим. авт.). Представлены опять же копии документов: о неком разрешении выхода тепловоза, о смене реквизитов ТС, акт обследования железнодорожного хозяйства. Но ни один из документов, поступивших от Сергея Иордосополя, брата Леонида Иордосополя, не дает жестких оснований для выводов, что тот же ТС либо другое лицо могут на законных основаниях сегодня владеть «Путем №21». По сути, все бумаги, представленные Сергеем Иордосополем, показывают, что ВУТ все эти годы пользовался «Путем №21» в целях получения коммерческой выгоды.

На этом фоне у правоохранителей могут возникнуть вопросы к компании Третьякова. Насколько законной была коммерческая эксплуатация этого пути? Если ВУТ использовал все это время ветку возмездно, то кому он производил оплату с 1995 г. и как в результате этих сделок осуществлялись налоговые выплаты? А если оплата не производилась, то по каким причинам? Леонид Иордосополь не оставляет надежд, что «на ст. Химическая будет организован диспетчерский пункт РЖД. Конечно, для восстановления порядка на ст. Химическая это нужно сделать как можно скорее».

Комментарии

Олег ВОЙТЕНКО, начальник ст. Жигулевское Море

- Олег Владимирович, несмотря на указание надзорного органа, РЖД до сих пор не приступило к диспетчеризации Химической. Вероятно, у РЖД есть весомые аргументы, позволяющие на протяжении нескольких лет игнорировать предписание прокуратуры?

- В марте было проведено очередное совещание по поводу ситуации на Химической. Вроде все готово. Но наши специалисты доложили, что у ВУТ есть свидетельство, подтверждающее права на стрелочные переводы на Химической, хотя земля принадлежит РЖД.

Мы написали официальное письмо в ВУТ с тем, чтобы они самостоятельно демонтировали принадлежащие им элементы стрелочного перевода, а РЖД могли использовать эту территорию для организации работы станции. Если они в течение месяца не предоставят нам ответ, то мы вправе принять решение о демонтаже стрелочных переводов своими силами с последующей передачей имущества собственнику. Мы до сих пор не можем принять функции диспетчера Химической, поскольку представители ВУТ заблокировали работу стрелочных переводов, выставили охрану и не допускают сотрудников РЖД.

- Вы не рассматривали вопрос о том, что РЖД лишено возможности получать прибыль от работы на станции, поскольку ВУТ продолжает функционировать на Химической?

- Экономическую выгоду от работы на Химической мы не подсчитывали. Но это не меняет ситуации. У нас есть предписание, согласно которому мы должны управлять Химической. Из прокуратуры регулярно интересуются, по каким причинам мы все еще не приступили к диспетчеризации Химической. На что я отвечаю то, что уже сказал. Мы пытаемся решать вопросы цивилизованно, не переходя на крайности.

- Что Вам известно о конфликте собственника «Пути №21», примыкающего к Химической, и ВУТ?

- У РЖД есть договор с ВУТ, который осуществляет подачу-уборку вагонов, и с ТТС, который владеет путями на основании договора аренды. По идее, деньги зарабатывает ВУТ. В нюансы споров хозяйствующих субъектов я не вникал. Насколько я знаю, в ВУТ пытаются доказать, что 21-й путь был незаконно приобретен Иордосополем. Каждая сторона приводит свои доводы. Понятно, что ВУТ не хочет отдавать свою работу.