Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (582) | 18 апреля 2016г.
 

Закручивают гайки

Бенефициарам ЖСМ могут сделать предложение о продаже завода

Илья Ширтанов

До 20 апреля должен решиться вопрос о возбуждении дела о банкротстве ЗАО «Жигулевские стройматериалы» (ЖСМ), входящего в состав холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». Предприятие простаивает с октября 2015 г. Есть основания полагать, что кризис на заводе холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» мог быть смоделирован лицами, заинтересованными в смене собственника. Например, претендентами на роль подрядчика на строительство моста через Волгу. К таковым можно отнести Аркадия и Бориса РОТЕНБЕРГОВ.

22 марта Арбитражным судом Самарской обл. была раскрыта информация о поступлении заявления о признании банкротом компании ЖСМ. Инициатором процесса выступило ярославское ООО «Юникс». Практически безошибочно можно строить версию о том, кому может быть выгодно создание очага напряжения на одном из предприятий холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». В последние время в Самарской обл. было презентовано немало глобальных строительных проектов, которые будут реализоваться в рамках государственного заказа. Некоторые, такие как строительство ледового дворца «Лада-Арена», уже завершены. В настоящее время ведется строительство Фрунзенского моста. Впереди реализация еще более амбициозных замыслов. Например, строительство моста через Волгу в районе с. Климовка, который напрямую свяжет Тольятти с правобережьем.

Очевидно, что такие масштабные стройки потребуют вливания колоссальных сумм. Причем основная часть денег будет затрачена на приобретение строительных материалов. В частности, цемента, без которого невозможно обойтись при строительстве объектов. Объемы цемента, необходимые для строительства того же моста через Волгу, вероятно, будут сопоставимы с мощностью завода ЖСМ. Причем можно смело прогнозировать, что ЖСМ будет не один год работать при полной загрузке, например, для удовлетворения потребностей исполнителя возведения моста через Волгу. Что касается предполагаемого исполнителя заказа на строительство моста, то здесь без труда угадываются персоны друзей президента РФ Владимира Путина — братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов.

Может случиться, что новые выбросы в атмосферу ЖСМ начнут уже при новом собственнике
Может случиться, что новые выбросы в атмосферу ЖСМ начнут уже при новом собственнике

Именно Ротенберги с помпой возвестили о начале реализации мегапроекта — строительства Керченского транспортного мостового перехода. После чего за Ротенбергами прочно закрепился имидж самых известных новых мостостроителей России.

По плану автомобильное движение на Керченском мосту может начаться уже в 2018 г. Соответственно, Ротенберги, также как и ПАО «Волгомост», которое считается подконтрольным им предприятием, сможет приступить к освоению денег на других госзаказах. К этому времени, возможно, уже будет подготовлен строительный проект моста в Климовку.

Кроме того, в текущем году начинаются подготовительные работы по строительству развязки на федеральной трассе М-5 в районе пос. Жигулевское Море в границах г. Тольятти. Реализацией этого проекта также занимается «Волгомост». На подходе еще ряд проектов, которые будут реализованы в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 г. Ожидается, что Ротенберги получат свои строительные заказы.

Если рассматривать ситуацию комплексно, то не составит труда понять, что самым ресурсоемким контрагентом застройщика станет ЖСМ. Ведь именно ЖСМ является в Самарской обл. монополистом по производству цемента. По логике, ЖСМ может позиционироваться как безальтернативный продавец, который к тому же будет диктовать покупателю свою ценовую политику. Соответственно, значительную часть денег подрядчик будет вынужден отдавать ЖСМ.

Однако Ротенберги, наверное, не для того расчищали себе доступ к госзаказам, чтобы впоследствии «разбазаривать» деньги на контрагентов. Гораздо выгоднее заранее подготовить площадку для захода в регион.

Наиболее выгодным вариантом видится получение полного контроля за предприятием ЖСМ.

Тем более что сейчас весьма подходящее время для «атаки». В феврале 2016 г. серьезные финансовые проблемы затронули бенефициара «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Филарета Гальчева. Последний был вынужден расстаться со своим пакетом акций компании LafargeHolcim, одного из ведущих мировых производителей стройматериалов. По оценкам аналитиков, в результате проведенной операции Гальчев мог потерять около S700 млн.

На этом фоне вполне обоснованно выглядит предположение, что инициатива банкротства ЖСМ может стать лишь одним из рычагов влияния на позицию бенефициара «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». К примеру, до настоящего времени производственная деятельность ЖСМ не возобновлена, о чем в ответе на запрос «Хронографа» сообщила генеральный директор ЖСМ Алла Полозова. Хотя в момент остановки производства ЖСМ, т.е. в октябре 2015 г., речь шла о том, что запустить завод планируется после новогодних праздников. Чего наблюдать не приходится. Алла Полозова, в свою очередь, озвучила официальную версию происходящего, из которой следует, что производственная деятельность ЖСМ «приостановлена на период модернизации оборудования».

Ранее свои претензии к ЖСМ обозначила Межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. В ходе тщательно проведенной проверки налоговики сумели вскрыть схему формального документооборота, организованную на ЖСМ. Причем представители ФНС смогли доказать свою позицию в суде в рамках дела №А55-11768/2015.

Бенефициары ЖСМ, судя по всему, уже рассматривают варианты дальнейшей судьбы предприятия. Именно на такие мысли наталкивает то, что руководство холдинга, похоже, находится в раздумьях насчет необходимости вложения инвестиций в ЖСМ. Заявления о начале строительства новых мощностей на ЖСМ президент холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Михаил Скороход делал еще начале 2012 г. в ходе визита в Жигулевск. С тех пор ситуация на заводе только ухудшилась.