Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (582) | 18 апреля 2016г.
 

Недопоставили для Сочи

Из-за неисполнения обязательств СКАДО может оказаться перед угрозой банкротства

Андрей Неретин

15 марта Арбитражный суд Московского округа вынес постановление, в соответствии с которым следует считать законным решение ООО «Гелиона» в одностороннем порядке расторгнуть договор поставки с ООО «Самарские канатные дороги» (СКАДО). По этому договору, заключенному в 2010 г., СКАДО должны были поставить для «Гелионы» канатное оборудование на сумму EUR3,2 млн, однако этого сделано не было. Судя по всему, теперь «Гелиона» имеет полное право добиваться от СКАДО возврата более EUR2 млн, которые ушли в счет оплаты поставки. Взыскание такой суммы способно поставить СКАДО на грань банкротства. Соответственно, участие компании в амбициозных проектах на территории Самарской обл. может быть сорвано.

Утром – деньги

ГК «СКАДО» является одним из немногих российских холдингов, специализирующихся на работах в области проектирования, изготовления и строительства канатных дорог. Стержневую роль в холдинге выполняет ООО «СКАДО» (до ноября 2014 г. — ЗАО «СКАДО»), генеральным директором которого является Александр Козловский. СКАДО подконтрольны австрийской компании «Доппельмайр Зайльбанен Г.м.б.Х.», которой принадлежит 87,65% в уставном капитале самарского общества. Австрийский участник СКАДО входит в холдинг «Доппельмайр/Гаравента», который является всемирно известным производителем канатных дорог с большой историей.

Согласно раскрытым материалам дела в московском арбитраже, 4 мая 2010 г. между СКАДО и «Гелионой» был заключен договор поставки. По этому договору СКАДО обязались поставить и передать в собственность «Гелионы» оборудование производства австрийской фирмы «Доппельмайр», а также собственного производства. Оно было предназначено для строительства скоростной комбинированной канатной дороги и пассажирской подвесной канатной дороги с поворотной станцией (Фишт-2, Сочи). Сумма сделки составила EUR3,246 млн. Оплата была предусмотрена в 5 этапов. Согласно условиям договора и допсоглашения, подписанных 1 ноября 2010 г., обязанность СКАДО по передаче оборудования возникала только после того, как «Гелиона» исполнит свои обязательства в части оплаты стоимости оборудования. Общая стоимость оборудования австрийской фирмы «Доппельмайр», с учетом транспортных расходов и таможенных платежей, составила EUR3 млн, а стоимость оборудования СКАДО — EUR246 тыс.

Разрыв контракта

Как следует из материалов дела, «Гелиона» не в полном объеме исполнила свои обязательства, так и не осуществив оплату 4 и 5 этапов по договору. Была оплачена стоимость оборудования только в размере EUR2,5 млн.

СКАДО тоже исполнили обязательства лишь частично, поставив оборудование только собственного производства. Австрийское оборудование осталось за границей. «В связи с тем, что ООО «Гелиона» не в полном объеме оплатило цену договора, ЗАО «СКАДО» не смогло ввезти на территорию РФ и передать ООО «Гелиона» оборудование канатных дорог, изготовленное австрийской фирмой «Доппельмайр», — говорится в материалах дела. Обращения СКАДО с просьбой произвести оплату 4 и 5 этапов успехом не увенчались. Более того, 10 февраля 2014 г. «Гелиона» уведомила СКАДО об одностороннем отказе от договора поставки, мотивировав свое решение нарушением сроков поставки товара. К этому моменту зимняя Олимпиада в Сочи, для которой старались «Гелиона» и СКАДО, уже началась.

В мае 2015 г. СКАДО обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием признать недействительным расторжение договора поставки от 4 мая 2010 г. В своем решении от 23 сентября 2015 г. московский арбитраж удовлетворил требование СКАДО. Односторонний отказ «Гелионы» от договора поставки суд счет недействительным в связи с тем, что «нарушение договорного обязательства вызвано исключительно просрочкой кредитора». Однако «Гелиона» с этим не согласилась и обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд (9ААС), который в своем постановлении от 21 декабря 2015 г. отменил решение Арбитражного суда г. Москвы. Основанием для этого стали следующие обстоятельства. «Уведомления о готовности оборудования к отгрузке в адрес ответчика не поступило, в связи с чем оплата по 4-му и 5-му этапам ответчиком не произведена», — сказано в постановлении 9ААС. Там же поясняется: «Истец (СКАДО. – Прим. ред.) уведомил ответчика о необходимости провести 4-й и 5-й этапы оплаты по договору, поскольку без указанных платежей... не имеет возможности получить оборудование у производителя... тем самым истец подтвердил неготовность к поставке данного оборудования, в связи с чем у ответчика не возникло обязательств по выполнению 4-го и 5-го этапов оплаты по договору... следовательно, односторонний отказ от исполнения договора не противоречит действующему законодательству ». Кассационная жалоба СКАДО закончилась провалом. Арбитражный суд Московского округа в своем постановлении от 15 марта 2016 г. выводы 9ААС счел правомерными и жалобу СКАДО оставил без удовлетворения.

Таким образом, судебные акты апелляционной и кассационной инстанций фактически признали законность решения «Гелионы» о расторжении договора поставки в одностороннем порядке. Получается, что у СКАДО теперь нет никаких прав требовать от «Гелионы» завершения оплаты по договору поставки, т.е. на оставшиеся EUR746 тыс. СКАДО рассчитывать больше не стоит. Более того, следует ожидать, что «Гелиона» в скором времени доведет до логического завершения процесс возврата денежных средств, уплаченных СКАДО за оборудование, которое так и не было поставлено. Это EUR2,5 млн.

В указанных целях «Гелиона» уже переуступила права требования задолженности со СКАДО другой московской организации -ООО «ГаммаЮнит Инжиниринг» (ГЮИ), заключив с ней договор цессии 28 марта 2014 г. В дальнейшем ГЮИ обратилось в самарский арбитраж с требованием взыскания со СКАДО EUR2,253 млн с процентами на сумму EUR174 тыс. В своем заявлении ГЮИ требовало производить взыскание в рублях по курсу Центрального Банка РФ на день фактической оплаты. Однако 30 марта 2016 г. арбитраж в иске ГЮИ отказал. По каким причинам — пока не раскрывается. Не исключено, что взыскивать EUR2,253 млн со СКАДО будет все-таки «Гелиона».

Мечты насмарку

Необходимо обратить внимание, что требование о взыскании EUR2,253 млн выглядит существенным для СКАДО. По курсу сегодняшнего дня это порядка 170 млн р. В то время как выручка СКАДО по итогам, к примеру, 2014 г. составила всего 167,8 млн р. Взыскание EUR2,253 млн может поставить СКАДО на грань банкротства. При таких обстоятельствах ряд амбициозных проектов на территории Самарской обл., в которых планируется участие СКАДО, может быть заморожен. Так, из-за СКАДО рискует тормознуться проект строительства воздушного метро из мкрн «Южный город» к Железнодорожному вокзалу Самары. «В качестве альтернативы автомобильному транспорту правительство Самарской обл. рассматривает инновационный проект от компании «СКАДО» — воздушное метро, которое будет соединять южный район города с железнодорожным вокзалом», — говорится в информационном сообщении, размещенном на официальном сайте СКАДО. Данные планы были озвучены в июне 2013 г. во время визита в «Южный город» губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина.

В настоящее время проект находится в стадии проектирования. Ожидается, что к реализации проекта, которому областные власти уделяют столь пристальное внимание, попросту не допустят подрядчиков, которые находятся в финансовой яме. Вполне возможно, что в этом случае к реализации проекта вместо СКАДО будет подключена совершенно иная компания.