Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (582) | 18 апреля 2016г.
 

Жестков наэкономил

Контроль транспортной безопасности на объектах «Роснефти» оставляет желать лучшего

Андрей Неретин

28 марта дочерняя компания ПАО «НК «Роснефть» ООО «Самара-Терминал» попыталась обжаловать решение арбитражного суда, признавшего законность постановления надзорного органа. Надзор выявил нарушения норм законодательства в области транспортной безопасности. Руководитель «Самара-Терминала» Андрей ЖЕСТКОВ, по всей видимости, всячески пытается уйти от проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры на Сызранской нефтебазе. В таких условиях заметно возрастают риски возникновения чрезвычайной ситуации на объекте, откуда реализует топливо смежное предприятие АО «Самаранефтепродукт», возглавляемое все тем же Жестковым.

Надзорный орган оказался прав

Судя по всему, корпоративной службе безопасности «Роснефти» нужно взять на контроль вопросы транспортной безопасности своих самарских «дочек».

8 февраля в Арбитражном суде Самарской обл. потерпела фиаско попытка «Самара-Терминала» признать незаконным постановление Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности (УГАНТБ) по ПФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНТ). Постановление о назначении административного наказания было вынесено 22 сентября 2015 г. УГАНТБ обязало «Самара-Терминал» уплатить штраф в размере 30 тыс. р. Наказание было вынесено за систематическое неисполнение законодательства в области транспортной безопасности. Похоже, генеральный директор «Самара-Терминала» Андрей Жестков счел, что дешевле будет понести судебные издержки и заплатить штраф, чем выполнить требования надзорного органа. Решение вопросов транспортной безопасности явно требует инвестиций, на чем Жестков, не исключено, экономит.

Как следует из материалов дела, 19 марта 2015 г. надзорный орган вынес в адрес «Самара-Терминала» инспекторское предписание об устранении нарушения требований в области обеспечения транспортной безопасности. В частности, не было обеспечено проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, находящегося на балансе «Самара-Терминала». Речь о железнодорожном пути необщего пользования Сызранской нефтебазы «Самара-Терминала». Следует отметить, что этот объект играет важную роль в системе розничной реализации нефтепродуктов компании, подконтрольной «Роснефти». Согласно корпоративным документам АО «Самаранефтепродукт» (СНП), данная компания ведет с указанной нефтебазы в Сызрани мелкооптовую реализацию топлива и сопутствующей продукции.

Сигнал клиентам

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится с целью определения степени их защищенности от угроз совершения актов незаконного вмешательства. Таким образом, отсутствие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры «Самара-Терминала» создает определенные коммерческие риски для возглавляемого Жестковым СНП. Пренебрежение требованиями транспортной безопасности на производственной площадке смежной организации может привести к возникновению ситуаций чрезвычайного характера, которые могут обернуться потерями как для СНП, так и для «Самара-Терминала». Более того, такое отношение ставит под угрозу стабильность поставок топлива основным партнерам СНП. В их числе — ГКП Самарской обл. «АСА-ДО», филиал ОАО «МРСК Волги» — «Самарские распределительные сети», ЗАО «ТД «Перекресток», ООО «Пепсико Холдинге», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Ростелеком», ОАО «АВТОВАЗ» и АО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания».

Согласно материалам вышеупомянутого арбитражного дела, срок исполнения инспекторского предписания истек 19 мая прошлого года. Последовавшая в июне 2015 г. внеплановая документарная проверка выявила, что предписание УГАНТБ так и не было исполнено. Новое предписание с указанием на необходимость проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в срок до 17 августа 2015 г. также было проигнорировано. Это показала вторая внеплановая проверка, проводившаяся в период с 3 по 4 сентября 2015 г. На этом основании 15 сентября 2015 г. в отношении «Самара-Терминала» был составлен протокол об административном правонарушении.

Хроника нарушений

В материалах дела отмечается, что для исполнения предписания ООО «Самара-Терминал» должно было осуществить целый ряд действий. «Общество должно было подготовить материалы и направить их в компетентный орган для включения в Реестр категорированных объектов, после получения уведомления на основе публичного договора со специализированной организацией провести оценку уязвимости объекта

и составить план обеспечения транспортной безопасности», — говорится в решении суда. Однако этого сделано не было. Видимо, Андрей Жестков данные действия посчитал слишком затратными и вместо устранения нарушений предпочел судиться с УГАНТБ.

В октябре 2015 г. «Самара-Терминал» обратился в арбитраж с требованием отменить и признать незаконным постановление о назначении административного наказания. Представители истца даже пытались убедить суд в том, что совершенное компанией правонарушение является малозначительным. Однако суд данный довод счел неубедительным и 8 февраля т.г. в удовлетворении заявленных требованиях «Самара-Терминалу» отказал. Однако Андрей Жестков с решением суда решил не соглашаться. «Самара-Терминалом» была подготовлена апелляционная жалоба.

Следует признать, что ООО «Самара-Терминал» также было замечено надзорными органами в множественных нарушениях законодательства в области промышленной безопасности собственных объектов. В ходе проведенной в июне 2014 г. (с 10 по 18 июня 2014 г.) Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора выездной проверки было «выявлено 72 нарушения при эксплуатации опасных производственных объектов и энергоустановок». При таких обстоятельствах вероятность возникновения нештатных ситуаций на производственных объектах и объектах транспортной инфраструктуры «Самара-Терминала» может оставаться крайне высокой.

При этом под угрозу срыва ставятся контракты на поставку топлива, которые заключил СНП. По мнению наблюдателей, на эту ситуацию уже скоро обратит внимание корпоративная служба безопасности «Роснефти». Соответствующий запрос от Областного аналитического еженедельника «Хронограф» был направлен руководству ПАО «НК «Роснефть» на прошлой неделе. По итогам проверки события могут начать развиваться по разным сценариям. В случае выбора в пользу негативного сценария Жесткову могут предложить отставку с руководящих должностей в «Самара-Терминале» и в СНП.