Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (572) | 25 января 2016г.
 

Пластмассовый сотрудник Шамина

Станцию самарского метро «Кировская» охраняет манекен

Сергей Ромашов

19 января специальный корреспондент «Хронографа» в рамках цикла репортажей о работе МП «Самарский метрополитен» побывал на станции «Кировская». Издание уже проверило уровень безопасности станции «Юнгородок», который оставляет желать лучшего. Но увиденное на станции «Кировская» просто повергло в шок. Уровень безопасности станции не выдерживает никакой критики. И это несмотря на то, что претензии к МП в прошлом году предъявляли Управление ФСБ Самарской обл. и Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Немного истории

В прошлом номере Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» начал цикл репортажей о работе «Самарского метрополитена». Возглавляет это муниципальное предприятие Сергей Шамин. Издание решило проверить, насколько безопасно метро для пассажиров и самих сотрудников предприятия. Напомним, что 3 декабря 2015 г. начальник ГУ МВД России по Самарской обл. Сергей Солодовников лично проверил работу МП, а также провел встречу в формате «вопрос — ответ» с сотрудниками предприятия. Сергей Солодовников итогами проверки безопасности на станциях остался не очень доволен.

12 января специальный корреспондент ОАЕ «Хронограф» побывал на станции «Юнгородок» и убедился, что к рекомендациям Солодовникова в «Самарском метрополитене», видимо, решили не прислушиваться (см. «Хронограф» №1 (571) от 18.01.2016). 18 января была проверена вторая в хронологическом порядке постройки станция метро — «Кировская».

«Кировская» расположена на 1-й линии между станциями «Юнгородок» и «Безымянка». Она была открыта 26 декабря 1987 г. в составе первого пускового участка Самарского метрополитена «Юнгородок» — «Победа». Станцию назвали по одноименному проспекту в честь государственного и партийного деятеля СССР Сергея Мироновича Кирова (1886 -1934 гг.). Конструкция станции — односводчатая мелкого заложения (глубина заложения 12 м). В настоящее время из двух вестибюлей, оборудованных эскалаторами, работает только один. Один из вестибюлей располагается в центре Кировского рынка, с 2000 по 2015 г. он был закрыт для входа и выхода на поверхность из-за предельного износа эскалаторов. Был проведен капитальный ремонт эскалаторов. Открытие после реконструкции произошло 16 ноября 2015 г.

Второй выход (также находится на территории Кировского вещевого рынка) на данный момент находится на реконструкции. Он расположен между проходной Самарского подшипникового завода и железнодорожной станцией «Пятилетка». Первоначально предполагалось совместить выход и железнодорожную станцию, создав пересадочный узел с пригородными электропоездами, но проект остался нереализованным. Здесь уместно задать вопрос начальнику ГУ МЧС по Самарской обл. Олегу Бойко. Ведь если случится какое-то ЧП, люди будут вынуждены эвакуироваться только через один-единственный выход, который к тому же выходит на «густонаселенный» Кировский рынок. В таких условиях на благополучную эвакуацию едва ли приходится рассчитывать. Непонятно — почему при таких обстоятельствах Бойко дремлет?

Что касается оформления станции, то его разработал архитектор Ф.А. Симонян. «Пол — гранит теплых тонов, на стенах ленты из мрамора. Потолок арочный белый, подсвеченный белым светом создает иллюзию объема. В торцах платформы художественные панно из красного туфа, славящие созидательный труд человека — выбор этой темы для оформления панно был обусловлен тем, что станция расположена в центре промышленной зоны города и предназначалась для подвоза рабочих к многочисленным заводам», — говорится в справочных материалах об истории самарского метро.

Похоже, что это самый ответственный сотрудник самарского метро.
Похоже, что это самый ответственный сотрудник самарского метро.

Однако от былой роскоши почти ничего не осталось. Сегодня внешний вид станции уже далеко не идеален — побелка на стенах по обеим сторонам пассажирской платформы крошится от неприятных для глаза подтеков, а по некоторым мраморным плитам пошли трещины. Но это далеко не худшее, что сотрудник «Хронографа» обнаружил на «Кировской».

Молчаливый страж

В прошлый раз корреспондент «Хронографа» отправился в самарское метро с большой сумкой, в которую положил в т. ч. и металлические предметы. В этот раз задачу охраняющим метро стражам порядка он решил усложнить, и вместо сумки взял с собой обычный с виду пакет, содержимое которого, впрочем, осталось тем же.

Когда корреспондент издания прибыл на станцию в составе поезда со стороны «Алабинской», то на пассажирской платформе ни одного стража порядка не обнаружил. Тогда он поднялся на эскалаторе в вестибюль — единственный наземный вестибюль подземной станции в «Самарском метрополитене». Там ему также не удалось увидеть ни одного стража порядка, по крайней мере живого. Данная оговорка не случайна, т. к., к большому своему изумлению, корреспондент «Хронографа» обнаружил в нескольких шагах от выхода из станции женский манекен в форме сотрудника метрополитена. Этот факт удивил не только журналиста, т.к. посетители станции фотографировали пластмассовую куклу на свои телефоны.

С какой целью поставили этот манекен — непонятно. Не иначе как создать видимость того, что за пассажирами ведется наблюдение по аналогии с картонными сотрудниками ГИБДД на дорогах. Или же это такая своеобразная насмешка директора «Самарского метрополитена» Сергея Шамина над руководителем ГУ МВД Самарской обл. Сергеем Солодовниковым, который в начале декабря 2015 г. высказал свое неудовлетворение уровнем безопасности в метро. И вот какие меры предприняли сотрудники «Самарского метрополитена» — поставили манекен, а настоящие стражи порядка, вероятно, где-то гуляют в рабочее время. Здесь уместно вспомнить, что в период Рождества в одном из европейских магазинов одежды хулиган попытался изнасиловать манекен. Это видео тут же облетело весь интернет. Интересно, будет ли смешно Шамину и Солодовникову, когда нечто подобное произойдет в Самаре или случится настоящая трагедия?

Корреспондент «Хронографа» решил прогуляться 5 мин. по Кировскому вещевому рынку в надежде на то, что за это время полицейские вернутся на свой пост и будут следить за проходящими через металлодетекторы людьми. Но когда время истекло и журналист вернулся на станцию, пройдя через тревожно сигнализирующую раму металлодетектора, проверять его было некому — полицейских по-прежнему не было на посту. Корреспондент попросил женщину в кабинке, следящей за пропускными турникетами, объяснить ему, где гуляют сотрудники полиции. «Отошли, сейчас придут», — ответила она. «Кто и для чего поставил здесь манекен?» -спросил сотрудник издания. «Не знаю, наверное, пошутить хотели», — ответила женщина. Т. е. даже работающие на станции сотрудники точно не знают, кто именно из представителей «Самарского метрополитена» поставил манекен в вестибюле станции и для чего.

Ничему не учатся

В прошлом номере ОАЕ «Хронограф» уже упоминал, что уровнем безопасности в Самарском метро недовольны даже в Управлении ФСБ России по Самарской обл. и Ространснадзоре.

23 декабря 2015 г. Арбитражный суд Самарской обл. отказал «Самарскому метрополитену» в удовлетворении заявления к Ространснадзору. МП оспаривало постановление надзорного ведомства № СМ 43-15 от 23 июля 2015 г. В материалах дела говорится: «5 июня 2015 г. в адрес управления из Управления ФСБ России по Самарской обл. поступило письмо исх. №21/5293 от 28 мая 2015 г., содержащее информацию о том, что в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий Управлением ФСБ по Самарской обл. выявлены существенные недостатки в системе транспортной безопасности объектов МП г.о. Самара «Самарский метрополитен», создающие предпосылки к актам незаконного вмешательства в деятельность метрополитена, а именно информацию о проникновении 18 мая 2015 г. в 2.37 на территорию ОТИ — «Электродепо «Кировское» МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» посторонних лиц». 6 чел. с рюкзаками на спинах незаконно проникли через забор на территорию депо, видимо, решили устроить ночную экскурсию по территории объекта. Впрочем, в их рюкзаках могло оказаться все что угодно. Окажись они террористами, то в ту ночь могли заложить в один из вагонов в депо взрывное устройство. И никто бы им не помешал. Не манекен же будет отбиваться от террористов или от вандалов!

На основании письма начальника службы УФСБ по Самарской обл. Ространснадзор и провел проверку в отношении «Самарского метрополитена». В определении Ространснадзора говорится: «Согласно разработанной в субъекте транспортной инфраструктуре, утвержденной 11 ноября 2009 г. директором предприятия и представленной надзорному органу в ходе проверки «Инструкции о порядке взаимодействия работников предприятия и отдела полиции», дежурный по электродепо обязан силами дежурной смены организовать осмотр территории электродепо, в ночное время включить освещение прожекторных матч, сообщить о случившемся начальнику электродепо и принятых мерах, после проведения мероприятий по поиску и задержанию посторонних лиц организовать проверку сохранности материальных ценностей территории электродепо, о проведенных мероприятиях сообщить поездному диспетчеру, что в полном объеме 18 мая 2015 г. сделано не было».

Также Ространснадзор заключил: «Нарушения допущены по вине юридического лица — МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» ввиду недостаточной организации работы по обеспечению транспортной безопасности, в т.ч. по исполнению организационно-распорядительных документов по ОТБ, в т. ч. инструкции о порядке информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры МП г.о.Самара «Самарский метрополитен», утвержденной первым заместителем директора МП СВ. Шаминым 27 сентября 2011 г.».

Т. е. получается, что Шамин не контролирует, как исполняются его же инструкции. Так или иначе, на примере станции «Кировская» видно, что Шамин не сделал никаких выводов ни после визита Солодовникова, ни после претензий ФСБ и Ространснадзора. Уровень безопасности на станции «Кировская», так же как и в «Юнгородке», редакция оценивает как неудовлетворительный.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.