Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (572) | 25 января 2016г.
 

«Цель» Бородина

Жигулевский бизнесмен начал предвыборную кампанию в СГД

Егор Кошеров

На коммунальном рынке г. Жигулевска несколько месяцев назад совершенно неожиданно бурную деятельность развило ООО Управляющая кампания (УК) «Цель» Максима БОРОДИНА (на фото). Однако причиной такой активности может быть не передел рынка ЖКХ, а предстоящие выборы в Самарскую губернскую думу (СГД). В условиях развивающегося в стране кризиса партия власти завалена массой вопросов по удержанию контроля на местах. В связи с этим подняли голову те, кто обычно оказывался на периферии процесса формирования органов власти. Речь идет не только об оппозиции, но и о всевозможных теневых структурах. К одной из таких можно причислить УК «Цель». При этом в Жигулевске еще помнят «подвиги» Бородина в ЗАО «Жигулевское карьероуправление» (ЖКУ), откуда он «отодвинул» своего собственного отца.

Опыт отжима

Когда-то Максим Бородин служил в милиции и был уполномоченным. Он мог неплохо продвинуться по этой линии, поскольку его дядя возглавлял Жигулевское УВД. Но Максим Бородин не стал себя связывать долгом, охранять покой граждан, а предпочел уволиться. Он пошел в бизнес, который традиционно считался криминализированным — стал трудиться в ЗАО «ЖКУ», возглавлял которое его собственный отец Николай Бородин. Наверное, трудно в Жигулевске найти того, кто не знает, что к разработке карьера имела отношение одна из легендарных группировок из Тольятти, носящая имя «сиротенковские». Видимо, милицейское прошлое и поддержка дяди помогли Бородину не оставлять следы на документах, которые сегодня могли бы его скомпрометировать.

В карьерном бизнесе Максим Бородин умудрился подвинуть с должности руководителя своего отца. Причем Николай Бородин, как вспоминают очевидцы тех событий, мягко говоря, не радовался тому, что собственный сын выживает его с годами насиженного хлебного места. В открытых источниках можно найти информацию о том, что в августе 2004 г. на предприятии началась скупка акций, которую вели Максим Бородин, работавший в ЖКУ начальником отдела материально-технического снабжения, его заместитель Юрий Бешанов, юрист предприятия Сергей Смирнов, начальники цехов Олег Макров и Юрий Бубенцов. Бородин-старший пытался противостоять этому процессу. Он выступил в газете «Жигулевский рабочий» с открытым письмом, в котором обвинил своего сына в захвате карьера предприятия.

«Могу ответственно заявить, -писал Бородин-старший, — что этот заговор готовился с 2001 г. ... Еще несколько лет назад Максим Бородин и Сергей Смирнов начали подтасовывать различные документы. И в конце концов у них в руках оказался список акционеров и ряд других юридических и хозяйственных документов. А из памяти компьютера многое было стерто», — откровенничал в прессе Бородин-старший. В письме директор назвал своего сына «бывшим сыном», т.е. публично от него отрекся. Показательно, что спустя много лет ГК «Ростех» поступила с Бородиным-младшим и его партнерами примерно так же, как они в свое время с Бородиным-старшим.

Кто подвинул Бородина/

Сегодня директором ЗАО «ЖКУ» является Александр Полонский. Он также является директором ООО «ДСК №1» и ОАО «Керамзит», в число собственников которых входит Алексей Леушкин. В Самаре зарегистрировано еще и ООО «Жигулевское карьероуправление» (ЖКУ-2), директором которого является Татьяна Осипенко. Учредителями ЖКУ-2 числятся Игорь Шинкаренко и Алексей Леушкин. Игорь Шинкаренко ранее возглавлял ЗАО «ЖКУ». Основной вид деятельности ЖКУ-2 — деятельность агентов по оптовой торговле строительными материалами. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность ЗАО «ЖКУ» и ЖКУ-2 контролируется Алексеем Леушкиным.

Алексей Леушкин входит в совет директоров ОАО Самарский завод «Экран». Среди членов совета директором там также значится Владимир Купцов. Он там представлен как руководитель представительства ГК «Ростех» в Самарской обл.

Скорее всего, он станет членом совета директоров и других предприятий, контролируемых ГК «Ростех» в Самарской обл. Сегодня в ГК «Ростех» в должности первого заместителя генерального директора трудоустроен бывший губернатор Самарской обл. Владимир Артяков. До января 2015 г. в составе аффилированных лиц ОАО «Объединенная приборостроительная корпорация» (ОПК), входящего в ГК «Ростех», находились бывший министр строительства Самарской обл. Павел Донской и бывший министр управления финансами Самарской обл. Павел Иванов.

Можно предположить, что именно с подачи Павла Донского и Владимира Купцова Алексею Леушкину пришлось начинать принимать в 2010 г. контроль над жигулевским предприятием, вокруг которого ранее постоянно происходили криминальные истории. После того как ЗАО «ЖКУ» формально перешло под контроль Леушкина, предприятие было перерегистрировано в Самаре. Отметим, что именно в то время активно велась модернизация старых цехов и строительство новых в ОАО «АВТОВАЗ», куда поставлялись большие объемы бетона и щебня.

Очевидно, что такой поворот событий не предполагает какую-либо любовь Максима Бородина к представителям высоких властных структур. Даже более того, можно намекать на большую нелюбовь его к любым проявлениям вертикали власти. Впрочем, это особо и не скрывается.

Бородин против Меркушкина?

Наблюдая за действиями Бородина, можно сделать вывод, что он не просто случайный политический оппонент действующей власти. Дело даже не в электоральных баллах, которые он пытается набрать на критике креатур «Единой России» (ЕР). Жигулевские комментаторы указывают, что действия бывшего смотрящего ЖКУ по противодействию партии власти отчетливо системны и последовательны.

Так, еще в 2007 г., во время избирательной кампании в СГД, Ольга Гладченко (она была председателем жигулевской думы, сейчас простой депутат) обратилась в правоохранительные органы с заявлением в отношении Юрия Бешанова, который в тот период был доверенным лицом кандидата в депутаты Максима Бородина. Гладченко жаловалась, что Бешанов якобы мог ей угрожать. На тот момент Гладченко уже возглавляла исполком местного отделения партии ЕР и могла быть не заинтересована в продвижении креатуры Бородина. В полиции Жигулевска факт подачи с ее стороны заявления отрицать не стали.

Начавшее выходить в конце 2015 г. издание «Жигулевский курьер», финансирование которого приписывают Бородину, прямо-таки обрушилось на городскую администрацию, возглавляемую креатурой губернатора Владимиром Классеном. Взять хотя бы статью «Жигулевск-труженик, без работы?», опубликованную в №3 «Жигулевского курьера» 15 октября 2015 г. Несмотря на то что в самой статье, занявшей чуть ли не половину газеты, речь шла исключительно о бизнес-войнах и рейдерских захватах. О главе жигулевской администрации не было даже косвенных упоминаний. Начало самой статьи, вынесенное на первую страницу газеты, прозрачно намекало, что жигулевский градоначальник (действия которого газета называет «пафосными») знает о том, что «некоторых жигулевских предприятий в ближайшем будущем просто не станет». У читателя вполне мог складываться вывод о том, что Владимир Классен не только знает, но и, получается, покрывает своим бездействием многочисленных рейдеров.

Подвергается нападкам восхваляющего УК «Цель» «Курьера» и глава администрации Яблоневого оврага Татьяна Чумпилова, которую газета обвинила в недостатке внимания к проблемам ЖКХ, а «инициативная группа жителей», распространяющая по Яблоневому оврагу листовки в поддержку УК «Цель», — в противодействии компании Бородина.

Впрочем, от близкого Бородину издания достается не только местной, но и региональной власти. Так, в статье «Жигулевск сливают?» «вышестоящие власти» обвинялись в том, что они «не хотят считаться с ним (с Жигулевском. – Прим. ред.) как с полноценным и хотя бы относительно суверенным городом».

В связи со сказанным выше стало полной неожиданностью появление на страницах пробородинского «Жигулевского курьера» депутата Думы г. о. Тольятти Владимира Боброва, который именно через жигулевское издание стал продвигать свежесозданный региональный фонд противодействия коррупции в сфере ЖКХ и капитального строительства, защиты прав и интересов собственников жилья «ОПЛОТ». Надо думать, что кураторам Боброва из СГД придется как-то объяснять региональным лидерам дружбу своего протеже с активизировавшимся критиком «вышестоящей власти» Максимом Бородиным, который уже сейчас бросает копья в членов «команды губернатора».

Не менее весомые ответы следует подготовить для своего начальства и заместителю начальника Жигулевского ОБЭП Максиму Бобылеву. По Жигулевску ходят упорные слухи, якобы Бобылев принял горячее участие в споре между УК «Яблоневый овраг» и УК «Цель» на стороне последней. Якобы он вызывал в свой кабинет арендаторов, размещающихся на жилфонде УК «Яблоневый овраг», и уговаривал их к разрыву отношений со старой компанией и к заключению новых с компанией Бородина. Учитывая родственные связи Максима Бородина с высокопоставленными сотрудниками из органов внутренних дел, а также сам факт трудоустройства Бородина в этих органах в прошлом, такие слухи могут в итоге подтвердиться. Если последнее произойдет, у «вышестоящих властей», которыми так недоволен Максим Бородин, могут возникнуть вопросы к главе жигулевского ОМВД Аманжолу Аинсанову.

Так или иначе, но сегодня, когда Максим Бородин лишился лакомого куска в виде ЖКУ, он, очевидно, нуждается в иных источниках заработка, поэтому и продвигает в Жигулевске УК «Цель». В результате он имеет конфликт интересов с УК «Яблоневый овраг». Как показывают происходящие в Жигулевске события, действует он примерно так же, как в 2004 г. Соответственно, и его новый ЖКХ-проект может ожидать судьба Жигулевского карьероуправления. Кроме того, он пиарит себя через газету «Жигулевский курьер» (почти Жигулевский карьер). Издание газет имеет двойное назначение: не только борьбу за жилищный фонд, но и продвижение Бородина на выборах в СГД по округу №16.

Ранее на выборах в Жигулевскую думу по схожей технологии был поддержан протеже Бородина Роман Новиков, ставший в итоге депутатом. На территории округа №5 по адресу: ул. Муравленко, 10, расположена усадьба Максима Бородина. Так вот, в шаговой доступности от коттеджа Максима Бородина располагается фитнес-центр «Lime». Контроль над этим учреждением приписывают безработному депутату Роману Новикову.

Что характерно, Новиков отрицал даже наличие приятельских или деловых отношений с Бородиным. Однако все его «добрые» дела, такие как установка детской площадки прямо носом в дерево и бесплатный щебень для парковки во дворах, были оплачены... ООО «Цель» Бородина. Примечательно, что на оборотной стороне визитных карточек фитнес-центра Новикова размещена информация, которую можно трактовать как предложение услуги по микрофинансированию населения. Может быть, это еще одно направление бизнеса Бородина? Похоже, что, начав историю с УК «Цель» и выборами в СГД, Бородин решил сыграть ва-банк и попробовать заскочить в последний вагон уходящего поезда под названием «Ресурсы, контроль и власть».