Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (569) | 14 декабря 2015г.
 

Тайна Бертуччи

Политические мотивы могли заставить «ПЭС/СКК» уйти в убыток

Андрей Неретин

В конце ноября американская корпорация Delphi на своем официальном сайте раскрыла сведения об итогах III кв. 2015 г. За 9 месяцев чистая прибыль Delphi составила $989 млн, увеличившись на $20 млн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доходы корпорации росли в Азии, Северной Америке и Европе. Удивительно, но на этом фоне дочерняя компания Delphi в Самарской обл. — ЗАО «ПЭС/СКК» — по итогам 2014 г. показала убытки, причем впервые. Тенденция может сохраниться в 2015 г. Редакция Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» рассмотрела разные версии отсутствия рентабельности ПЭС/СКК, включая политические.

По данным бухгалтерской отчетности за 2014 г., ПЭС/ СКК впервые за последние годы продемонстрировало убыточность. Если по итогам 2013 г. ПЭС/СКК зафиксировало прибыль в размере 144,4 млн р., то по итогам 2014 г. компания получила чистый убыток в размере 278,9 млн р. Это притом, что выручка ПЭС/СКК в 2014 г. по сравнению с предыдущим отчетным периодом выросла, пусть и незначительно — с 2,244 млрд р. до 2,377 млрд р.

При анализе данного случая обращает на себя внимание то, что выручка — это не главное, т.к. решающим фактором, оказавшим влияние на прибыльность предприятия, а точнее ее отсутствие, по итогам 2014 г. стала себестоимость продаж ПЭС/СКК.

Так, в 2013 г., себестоимость продаж компании составила 1,96 млрд р. В итоге выручка ПЭС/СКК превысила себестоимость продаж на 284 млн р. Однако по итогам 2014 г. наблюдается удивительная картина. При себестоимости проданных товаров и услуг в размере 2,425 млрд р. выручка компании (2,377 млрд р.) оказалась меньше на 48 млн р. Получается, что ПЭС/СКК занималось реализацией продукции ниже ее себестоимости, что выглядит очень странно.

Известно, что ПЭС/СКК производит автомобильную электропроводку и является ведущим поставщиком жгутов проводов для ОАО «АВТОВАЗ». Руководство последнего в течение 2014 г. неоднократно обращалось к поставщикам комплектующих изделий с просьбой снизить закупочные цены на их продукцию.

В связи с этим возникает предположение, что ПЭС/СКК пошло навстречу градообразующему предприятию Тольятти и произвело снижение цен. Однако член совета директоров ПЭС/СКК Роман Губанов, отвечая на редакционный запрос, такой сценарий исключил: «Отношения между ОАО «АВТОВАЗ» и поставщиками комплектующих строятся на основе заключенных договоров, не предусматривающих такого основания для изменения условий сделки, как «обращение руководства ОАО «АВТОВАЗ».

Впрочем, здесь может быть иное объяснение. Возможно, увеличение себестоимости продукции произошло в связи с резким ростом курса иностранных валют в IV кв. 2014 г. Валюту ПЭС/СКК, вероятно, расходовало и продолжает расходовать на приобретение сырья и материалов для своего производства. По крайней мере есть сведения, что один из акционеров ПЭС/СКК — ЗАО «Самарская кабельная компания», которое возглавляет Анвар Бульхин, — заключает многомиллионные сделки на поставку кабельной продукции с ОАО «Андижанкабель». Не исключено, что дешевая продукция с «Андижанкабеля» поставлялась и на ПЭС/СКК. Возникает ощущение, что курс на импортозамещение, который объявлен высшим руководством России, руководство СКК и ПЭС/СКК не разделяет. В общем-то, это неудивительно: 51% акций ПЭС/СКК принадлежит американской холдинговой компании «Дельфи отомотив системз».

С другой стороны, закупку материалов в «Андижанкабеле» можно рассматривать как вывод валютных средств за границу в аффилированное предприятие. Впрочем, руководство ПЭС/СКК, отвечая на запрос редакции, всячески подчеркивает, что стремится проводить политику импортозамещения.

«Нашей компанией предпринимаются все возможные меры для поиска отечественных аналогов, используемых нами в производстве отечественных материалов и оборудования», — сообщил ОАЕ «Хронограф» генеральный директор ПЭС/СКК Джозеф Бертуччи (на фото в центре).

Говоря об исчезновении прибыльности ПЭС/СКК, следует отметить, что на этот процесс повлиял и тот факт, что в компании возросли так называемые «прочие расходы (прочие операционные расходы)» — с 57 млн р. в 2013 г. до 202 млн р. в 2014 г., а также «управленческие расходы» — с 73 млн р. до 99 млн р. в соответствующий период. Причины роста расходов пока неизвестны. Руководитель ПЭС/СКК не стал отвечать на вопросы редакции о возможных поставках продукции с «Андижанкабеля» и комментировать финансовые показатели ПЭС/СКК. «Информация, касающаяся себестоимости продукции, формирования расходов, прибыли, ее предполагаемого размера, наличия договорных отношений с конкретными контрагентами, условий хозяйственных сделок с контрагентами, относится к сведениям, составляющим коммерческую тайну ЗАО «ПЭС/СКК», — сказал Джозеф Бертуччи. Скорее всего, под предлогом «коммерческой тайны» скрывается желание Бертуччи уйти от ответа на неудобные вопросы.

Вполне возможно, что в ПЭС/СКК бухгалтерская отчетность составляется таким образом, чтобы снизить такой показатель, как прибыль, практически до минимума. В этой ситуации следует обратить внимание еще на один аспект. Налог на прибыль является фактически основным источником наполнения бюджетов субъектов РФ. Таким образом, отсутствие прибыли у ПЭС/СКК отразится на наполняемости бюджета Самарской обл. В условиях кризиса это способствует росту социальной напряженности. Не исключено, что именно этого добиваются заокеанские партнеры Анвара Бульхина.