Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (569) | 14 декабря 2015г.
 

Опасная геология

Добыча песка может оставить весь Тольятти без канализации и привести к затоплению села Зеленовка

Егор Кошеров

В начале декабря в редакцию Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» обратились жители с. Зеленовка. Предметом их беспокойства стал функционирующий в непосредственной близости от их села карьер, на котором ведется добыча песка. Граждане переживают за состояние возделываемого поля, через которое осуществляется вывоз песка. Но куда большую опасность представляет состояние коллекторов, по которым осуществляется транспортировка стоков с очистных сооружений Тольятти в направлении Волги. В любой момент они могут быть разрушены большегрузным транспортом. Потоки зальют федеральную трассу М5, под воду стремительно уйдет многотысячное с. Зеленовка. Весь Тольятти будет вынужден остаться без канализации.

Шелковый путь Козюкова

Для того, чтобы лично убедиться в обоснованности опасений обратившихся в редакцию ОАЕ «Хронограф» граждан, было принято решение о выезде репортерской группы на место событий. По итогам выезда к месту добычи песка можно констатировать, что деятельность на участке, действительно, ведется, техника имеется, песок вывозят через пахотное поле. В ходе общения с лицами, которых можно было идентифицировать как обслуживающий персонал, было выяснено, что в этом месте действительно добывают и вывозят песок.

Живой, активный бизнес в пригородном селе, яркие КАМАЗы, рабочие места — что может быть лучше? Как водится, не обошлось без нюансов. Увиденное на месте позволяет редакции ОАЕ «Хронограф» сделать вывод о том, что жителям Зеленовки есть от чего нервничать.

Состояние поля, на котором долгие годы добывают и вывозят песок, выглядит, мягко говоря, удручающе. За время эксплуатации карьера на поле были прокатаны как минимум три грунтовые дороги, шириной сопоставимые с расположенной рядом федеральной трассой М5. Последствия деятельности добытчиков песка может оценить каждый желающий, обратившийся к любому онлайн-сервису, предоставляющему возможность просмотра спутниковых снимков. Площадь, по которой пролегают проезды и проходы к карьеру, в несколько раз превышает площадь самого карьера. Что это, если не порча сельскохозяйственных земель?

Примечательно, что подобное творится в зоне территориальной ответственности ОГИБДД Ставропольского р-на. Может быть, здесь уже пора говорить о коррупционной составляющей? Езду коммерческого транспорта через поля вряд ли можно назвать законной, но она осуществляется. Куда же смотрят в ОГИБДД?

Есть и другой вопрос. Если опять же судить по открытым спутниковым данным, из карьера есть прямой и короткий выезд непосредственно на М5. И судя по состоянию дороги, он какое-то время достаточно активно эксплуатировался. Почему же тогда сейчас водители большегрузов с песком предпочитают колесить по полю? Может быть, ответ на этот вопрос знает начальник ОГИБДД Ставропольского р-на Игорь Козюков, возглавлявший ранее ОГИБДД Комсомольского р-на г. Тольятти?

Если бы речь шла всего лишь о том, что кто-то где-то прикатал КАМАЗами с песком чужое поле, это было бы полбеды. Нюанс в том, что логистические потоки перевозчиков песка заодно пересекают и маршрут прохождения коллекторов с очищенной водой от очистных сооружений Тольятти. В случае прорыва коллектора диаметром 1200 (а в нем проходит вода под давлением 10 атм, или 100 м водяного столба) все вокруг зальет в считаные минуты. По сути, под постоянной угрозой затопления сейчас находятся логистический центр торговой сети «Лента», ДАФ-центр и строящийся дилерский центр Мерседес-Бенц. Но и это, с позволения сказать, «мелочи». Сквозной проезд под М5 позволит потокам из разрушенных коллекторов достаточно быстро добраться до с. Зеленовка м.р. Ставропольский.

Самой федеральной трассе перспектива подобного порыва также не сулит ничего хорошего. Она может быть размыта, случится затор.

Нарушение работы любого из коллекторов приведет к коллапсу городского хозяйства в Тольятти, т.е. существенному ограничению стоков канализации и, соответственно, подачи воды. Коснется это жителей всего Тольятти. Т.к. по этим коллекторам идут стоки в сторону Волги со всех основных тольяттинских очистных сооружений, которые расположены восточнее с.п. Васильевка. Впрочем, кого может волновать безопасность какого-то коллектора, когда можно получать совершенно неиллюзорные прибыли буквально из земли?

Копать и сеять

В открытых источниках удалось установить, что добычей песка в этом карьере занимается ООО «Геология С». Его учредителями, по данным ЕГРЮЛ, являются Дмитрий Петров, Евгений Захаров, Валерий Ивандеев, Марсель Галеев, Игорь Лозовой и Яна Дудина. Возглавляет «Геологию С» Валерий Ивандеев.

Компания ООО «Геология С» образована в 2007 г. Основной вид деятельности — разработка песчаных карьеров. Лицензия на право пользования недрами СМР 80062 ТЭ выдана министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской обл. (минлесхоз) в 2009 г. Срок окончания действия лицензии — 2022 г. Песок, судя по данным сайта компании, вывозят давно и масштабно.

Сельхозугодья под с. Зеленовка используются под стоянку грузовой техники
Сельхозугодья под с. Зеленовка используются под стоянку грузовой техники

«Песок месторождения «Ставропольское» используется на многих строительных объектах г. Тольятти и Ставропольского р-на: ОАО «АВТОВАЗ», ОЭЗ г. Тольятти, технопарк «Жигулевская долина», ледовый дворец «Лада-Арена», в дорожном строительстве в г. Тольятти и Ставропольском р-не, при работах по замене тепловых магистралей и многих других строительных объектах», — позиционирует себя как надежного и проверенного партнера ООО «Геология С».

Лицензия, на которую ссылается ООО «Геология С», действительно упомянута в соответствующем реестре лицензий на недропользование на официальном сайте минлесхоза Самарской обл. Однако сопоставление данных официального сайта минлесхоза, официального сайта Росреестра и данных самой «Геологии С» вызывает большие вопросы относительно факта лицензирования.

Итак, сайт минлесхоза гласит, что лицензия у «Геологии С» на добычу песка имеется. «Геология С» на своем официальном сайте дает спутниковые снимки, на которых виден и сам карьер, и способы проезда к нему (кстати, именно через поле — такой способ доставки песка в самой «Геологии С» считают оптимальным). А данные Росреестраи, в частности, космические снимки Ersi и Сканэкс, которые использует Росреестр, демонстрируют, что карьер расположен в границах земельного участка 63:32:1801001:2354. Тот же Росреестр утверждает, что это земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования для крестьянского (фермерского хозяйства). Здесь-то и зашит парадокс.

Добыча песка возможна по закону только на землях, отнесенных к землям промышленности. «Использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для добычи песка запрещено, т.к. противоречит закону об использовании земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому для законной добычи песка, во-первых, согласно Земельному кодексу, необходимо изменение категории такого земельного участка на «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» с установлением вида разрешенного использования «недропользование», для чего необходим утвержденный проект рекультивации земель. Во-вторых, нужно согласие собственника земельного участка, в-третьих, лицензия на разведку и документы, подтверждающие разведанные запасы», — рассказал «Хронографу» председатель Центрального совета Российской Зеленой Лиги, член общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, проректор Самарской государственной областной академии (Наяновой) Сергей Симак. «У нас в области огромное количество незаконных карьеров, большей частью на территориях лесного фонда, но есть и на землях сельхозназначения, и даже на землях особо охраняемых природных территорий. Они постоянно возникают. Это очень широко развитый криминальный бизнес. Огромное количество таких карьеров находится, например, в Ставропольском, Сызранском р-нах», — поделился своими размышлениями об обобщенной практике добычи песка в Самарской обл. Сергей Симак.

В качестве информации для размышления можно оговориться, что режим налогообложения для земель сельскохозяйственного использования значительно лояльнее, чем для земель промышленности. Может быть, именно здесь следует искать корень всех парадоксов? Иначе как получилось, что официальный Росреестр считает землю, на которой территориально расположен карьер, сельхозугодьями? Более того, получается, что официальный, лицензированный и контролируемый бизнес по степени воздействия на окружающую среду мало чем отличается от криминального? Как такое возможно при таком-то количестве бдительных органов?

«Официальных карьеров единицы, остальные с грохотом закрываются по легкому нажатию кнопки вызова на телефоне у местного монополиста, как только вы каким-нибудь образом перейдете ему дорогу. Очень опасная штука, без реальной крыши и поддержки в правоохранительных и политических сферах вероятность заработать без последствий стремится к нулю», — такие мнения можно прочитать об отрасли на специализированных форумах. Приведенная цитата, к примеру, принадлежит пользователю с никои Samon на форуме www.biznet.ru. И, судя по изучению других аналогичных форумов, Samon выражает консолидированное мнение тех, кто более-менее знаком со спецификой этого вида деятельности — добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Откройте, милиция!

Ивандеев в бизнесе по добыче песка уже давно. До 2007 г. он был причастен к разработке недр на месторождении «Зеленовское», к нему было причастно ООО «Экогеопром». Его учредителями, по данным ЕГРЮЛ, являются все тот же Валерий Ивандеев, Елена Додика и Елена Трошина. Директором являлся Жамель Ахмедьянов. В 2007г. лицензию у компании отозвали. «Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской обл. решением от 9 августа 2007 г. досрочно прекратило право пользования недрами на месторождении «Зеленовское»,

предоставленное ООО «Экогеопром» с целью добычи строительного песка... Основанием для досрочного прекращения принятия указанного решения послужило нарушение заявителем существенных условий лицензии, в действиях заявителя установлено систематическое нарушение установленных правил пользования недрами, заявителем не представлялась отчетность, предусмотренная законодательством Российской Федерации о недрах», — говорится в решении Арбитражного суда Самарской обл. от №А55-9366/2008, которым Экогеопрому было отказано в его требованиях вернуть лицензию обратно.

А потом случилась громкая история: два чиновника этого министерства попались на получении взятки от представителя ООО «Геология С», где соучредителем и директором является опять же Валерий Ивандеев. «В начале июля 2008 г. сотрудниками Управления по борьбе с организованной преступностью при ГУВД по Самарской обл. в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий — оперативного эксперимента в здании министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской обл. были задержаны сотрудники данного министерства: заместитель министра К.Н. Коровяковская и главный консультант министерства В.Е. Шашкин. Они оба были задержаны с поличным при получении взятки в особо крупном размере 760 000 р. и $10000 от исполнительного директора ООО «Геология С» за выдачу лицензии на право пользования недрами, геологическое изучение (поиск и оценка) песка строительного участка Васильевский (восточный) в границах м.р. Ставропольский Самарской обл.», — эта информация приведена на официальном сайте ГУ МВД по Самарской обл. в разделе «Новости» от 6 апреля 2009 г. А уже в ноябре 2009 г. компания, учредитель которой ранее не слишком заботился об исполнении лицензионного законодательства (см. справку), вновь получила возможность добывать песок. И не менее причудливо его реализовывать.

Отметим, что сегодня в официальных документах уже нет упоминаний о существовании месторождения «Зеленовское», но есть «Ставропольское». Возможно, что после описанной выше коррупционной истории Ивандееву удалось осуществить ребрендинг? Но даже если это и так, то кто обеспечит безопасность жизни жителям с. Зеленовка? Кто сможет гарантировать тольяттинцам стабильность пользования услугами водоотведения?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

«Заявителем (ООО «Экогеопром». – Прим. ред.) в нарушение пункта 1.2 приложения к лицензии проводилась добыча песка ниже границ предварительного горного отвода и за пределами предварительного горного отвода в плане; после разработки технического проекта, уточненные границы горного отвода недропользователем не были включены в лицензию; в нарушение пункта 3.2 приложения не был согласован технический проект разработки месторождения в соответствии с условиями администрации г. Тольятти по рекультивации нарушенных земель в установленном порядке (срок до 01.12.2003); в нарушение пункта 5.4 приложения не выполнено требование о предоставлении в установленный срок годового отчетного Баланса запасов песка по форме государственного федерального статистического наблюдения № 5-гр».

(Из постановления Федерального арбитражного суда Приволжского округа по делу № А55-9366/2008)

Стенограмма разговора корреспондента ОАЕ «Хронограф», представившегося покупателем, с представителями ООО «Геология С»

Женский голос: Да.

Корр.: Это «Геология С»?

Женский голос: Да. «Геология С».

Корр.: А вы можете меня сориентировать по цене песка?

Женский голос: Минуточку, передаю трубочку.

Мужской голос: Да.

Корр.: Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, сколько у вас будет стоить КАМАЗ-двадцатитонник песка?

Мужской голос: КАМАЗ тонна? Вы своей доставкой будете?

Корр.: А у вас доставка есть?

Мужской голос: Да, вам куда?

Корр.: В Федоровку сколько будет стоить? И песок, естественно.

Мужской голос: Стоимость песка без доставки 160 р., до Федоровки 20 тонн доставить — это около 2800 р. за доставку.

Корр.: Он красный у вас, да?

Мужской голос: Он у нас горный.

Корр.: Это из Зеленовки?

Мужской голос: Да, из Зеленовки, от М5. У вас наличные, безнал?

Корр.: А вам как удобнее?

Мужской голос: Мне все равно.

Корр.: А есть нал и безнал?

Мужской голос: Да. Если по наличным, то это 140 р. песок будет стоить.