Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (568) | 7 декабря 2015г.
 

Костин против Ротенбергов

Требования Банка ВТБ могут сделать строительство дороги в Тольятти бесконечным

Сейдамет Абреков

30 ноября ООО «АВТ-Дорстрой», которое связывают с именами друзей президента России Владимира ПУТИНА братьев Аркадия и Романа РОТЕНБЕРГОВ, должно было завершить работы по строительству в Тольятти участка ул. 40 лет Победы. Цена муниципального контракта — около 500 млн р. При этом 24 ноября Арбитражный суд Волгоградской обл. рассматривал заявление ПАО Банк ВТБ о включении его требований в реестр кредиторов ООО «АВТ-Дорстрой». Требования Банка ВТБ составляют более 6,2 млрд р., что в несколько раз больше суммы тольяттинского муниципального контракта «АВТ-Дорстроя».

О деятельности «АВТ-Дорстроя», а также ПАО «Волгомост», чьей «внучкой» является «АВТ-Дорстрой», часто говорят без отрыва от имен предпринимателей братьев Аркадия и Романа Ротенбергов. Они известны как давние друзья президента России Владимира Путина. Ротенбергов и Путина с юношеских лет связывает увлечение дзюдо.

Работу в Тольятти «АВТ-Дорстрой» ведет ни шатко, ни валко. Так, 22 октября министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Иван Пивкин указал работникам «АВТ-Дорстроя» на то, что они нарушили технологию укладки асфальтового покрытия. Иван Пивкин сделал акцент на том, что предварительно от пыли не была очищена поверхность, на которую силами «АВТ-Дорстроя» был уложен асфальт. В результате чего были созданы предпосылки для разрушения полотна в самое ближайшее время.

24 ноября Арбитражный суд Волгоградской обл. начал рассматривать требования Банка ВТБ о включении их в реестр кредиторов «АВТ-Дорстроя». Следует напомнить, что после многочисленных перерегистраций (когда-то «АВТ-Дорстрой» был создан в Тольятти), эта компания осела в Волгограде. Сегодня в Тольятти расположен ее филиал. Так вот, в последнее время контрагенты «АВТ-Дорстроя» один за другим обращаются в арбитраж с заявлениями о возбуждении в отношении него процедуры банкротства.

Так, например, сейчас сразу два кредитора «АВТ-Дорстроя» -ЗАО «Трест Камдорстрой» и ООО «Зенит» -оспаривают, кто из них успел первым инициировать процедуру банкротства.

Но суть даже не в этом. Куда важнее понимать, кому и сколько успел задолжать «АВТ-Дорстрой», который, нужно еще раз напомнить, упорно ассоциируется с именами братьев Ротенбергов. В числе тех, кто участвует в судебном процессе в рамках дала о банкротстве «АВТ-Дорстроя», также фигурирует и ПАО «Волгомост». Оказывается, что «бабушка», как и группа посторонних лиц, тоже успела стать кредитором своей «внучки». В деле о банкротстве «АВТ-Дорстрой» начали появляться претензии со стороны банков. Особенно следует выделить роль ПАО Банк ВТБ. Она хорошо описана в постановлении Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда (12 ААС) от 5 ноября 2015 г., принятом в рамках дела №А12-15283/2015: «3 августа 2015 г. в Арбитражный суд Волгоградской обл. поступило требование Банка ВТБ (ПАО) о включении задолженности в сумме 6,2 млрд р. в третью очередь реестра требований кредиторов должника, из них как обеспеченной залогом имущества должника в размере 428,5 млн р.». «Определением Арбитражного суда Волгоградской обл. от 5 августа 2015 г. заявление Банк ВТБ (ПАО) о включении в реестр требований кредиторов ООО «АВТ-Дорстрой» оставлено без движения, поскольку не представлена копия договора поручительства, заключенного с ООО «Межрегиональная инвестиционная компания» (МИК), документы о перерегистрации договора ипотеки на залогодержателя — Банк ВТБ (ПАО), копия договора поручительства, заключенного с ООО «МИК», — говорится в судебном акте, которым вопрос включения требований Банка ВТБ был отправлен в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Единственным учредителем ООО «МИК» является ПАО «Волгомост». Одновременно с этим МИК является единственным учредителем самого «АВТ-Дорстроя».

Вполне возможно, что представители Банка ВТБ (не исключено, что и лично председатель правления банка Андрей Костин), наблюдали за тем, как в ноябре, в первые же дни действия системы «Платон», с дальнобойщиков было собрано несколько сотен миллионов рублей. Из открытых источников известно, что сбором средств за проезд по федеральным трассам автомобилей массой более 12 т занимается ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Считается, что вознаграждение оператора составляет 25 % от собранных средств плюс компенсация расходов на оборудование. По 50% в РТИТС с 6 апреля 2015 г. принадлежит ООО «РТ-Инвест» и Игорю Ротенбергу — сыну Аркадия Ротенберга. Согласно информации сайта ООО «РТ-Инвест», оно было создано в 2012 г. при участии Госкорпорации «Ростех». Согласно выписке из ЕГРЮЛ, «РТ-Инвест» на 74,99% принадлежит ООО «Царицын Капитал» и на 25,01% — Ростеху. В свою очередь «Царицын Капитал» на 2% принадлежит Вадиму Агафонову, а на 98% — генеральному директору «РТ-Инвест» Андрею Шипелову. Т.о., прямая доля Ростеха в РТИТС около 1/8. Все остальное за группой лиц из числа знакомых братьям Ротенбергам.

С учетом перспектив, которые наверняка нарисовали себе Ротенберги в плане сбора средств с дальнобойщиков, Банк ВТБ должен проявить предельную жесткость в вопросе взыскания с «АВТ-Дорстроя» денежных средств.

Но в любом случае проигравшей стороной могут стать бюджет Тольятти и горожане, которые ездят по ул. 40 лет Победы. При решении серьезных экономических и даже политических проблем об их интересах могут даже и не вспомнить.