Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (530) | 26 января 2015г.
 

Застывшие дороги

Компании, связанные с именами Ротенбергов, выполнять контракты не спешат

Сейдамет Абреков

Публичное акционерное общество (ПАО) «Волгомост», а также его дочернее предприятие ООО «АВТ-Дорстрой» продолжают реализацию на территории Самарской обл. крупных инфраструктурных проектов по строительству дорог и транспортных развязок, на которые из бюджета выделено около 13,3 млрд р. Но деятельность этих компаний, считающихся дружественными братьям Аркадию и Борису РОТЕНБЕРГАМ, пока по большей части приносит населению региона лишь разочарование, нежели положительные эмоции. Это происходит во многом из-за ощущений крайней непубличности данных организаций, а также из-за пока абсолютно незаметных даже вооруженным глазом работ по государственным контрактам.

Псевдопубличность

Чего стоит один только договор «Волгомоста» на строительство транспортной развязки на трассе М5 в районе Жигулевской ГЭС (974 км трассы М5), на которую из бюджета выделено 6,2 млрд р. Для Тольятти, где, собственно, и расположено место будущей развязки, это один из крупнейших проектов за последние годы. Но если ознакомиться с информацией официального сайта Российской Федерации в сети Интернет, специализирующегося на госзакупках, то можно узнать, когда, где и при каких обстоятельствах прошли публичные слушания, касающиеся этого объекта.

Выяснилось, что еще 5 июня 2014 г. в г. Пензе по адресу: ул. Кураева, 1а, ком. 205, прошли очные публичные слушания по теме строительства столь важного для Тольятти и Самарской обл. транспортного объекта. В чем же была публичность этих слушаний, если они были проведены в городе, находящемся от места строительства на расстоянии нескольких сотен километров? Кто из жителей Тольятти мог попасть на это мероприятие?

В этом свете вовсе не удивительно, что в протоколе слушаний появилась запись: «За период первого этапа общественного обсуждения закупки комментариев по указанной закупке не поступило... Участники первого этапа обязательного общественных обсуждений не прибыли». Получается, что еще на этапе слушаний заказчик работ — ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Поволжуправтодор»), начальником которого является Роман Залесинский, — как-будто заранее делал все, чтобы «Волгомост» в тендере ценой 6,2 млрд р. победил тихо и без лишнего внимания со стороны общественности. Как говорится, деньги любят тишину. И чем больше деньги, тем глубже тишина. 18 сентября 2014 г. стало известно, что «Волгомост», который на тот момент имел организационно-правовую форму ОАО, стал единственным участником столь непубличного тендера и, естественно, получил право заключить контракт ценой почти 6,2 млрд р.

Примечательно, что 24 октября, т.е. уже после победы в тендере ценой 6,2 млрд р., «Волгомост», генеральным директором которого записан Сергей Зинченко, через свой сайт сообщил о том, что компания теперь функционирует как ПАО — публичное акционерное общество. Создалось впечатление, будто бы через вышеописанную процедуру слушаний теперь уже «публичная» компания «Волгомост» и,

Спустя полгода после победы на аукционе успехи АВТ-Дорстроя на этом участке ул. 40 лет Победы не заметны
Спустя полгода после победы на аукционе успехи АВТ-Дорстроя на этом участке ул. 40 лет Победы не заметны

конечно же, заказчик работ — ФКУ «Поволжуправтодор» — словно публично посмеялись над жителями Тольятти. А как еще можно отнестись к тому, как были организованы т. н. «общественные слушания» в Пензе? При этом принято считать, что «Волгомост» входит в орбиту интересов братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов, которые известны как друзья президента России Владимира Путина.

Насмехаются над публикой

Одной победой «Волгомоста» успехи этой группы компаний не ограничились. «Волгомост» стал победителем тендера на строительство автодороги по пр. Кирова в г. Самаре — от мостового перехода Кировский до Заводского шоссе. Цена этого контракта — около 5 млрд р. Причем «Волгомост» 7 марта 2014 г. даже подал в УФАС по Самарской обл. жалобу на ход аукциона по определению подрядчика реконструкции пр. Кирова. 11 марта прошел сам аукцион, итоги которого, очевидно, не устроили «Волгомост». В результате того, что «Волгомост» несколько раз оспаривал итоги торгов, график работ оказался сорван. Более того, звучали высказывания после получения контракта, что «Волгомост» вдруг выяснил для себя, что стоимость работ, оказывается, низкая. Т. е. за 5 млрд р. их сделать никак нельзя.

Кроме того, дочерняя компания ПАО «Волгомост» — ООО «АВТ-Дорстрой» — получила возможность освоить бюджетные средства в рамках трех довольно крупных контрактов. В рамках тендера под названием «Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара -Уфа — Челябинск на участке км 989+000 — км 997+000 в Самарской обл.» АВТ-Дорстрой получил возможность освоить 630,8 млн р. В тендере на капремонт этой же дороги, но на участке от точки 927 км до точки 943,852 км в Самарской обл. -еще 965,2 млн р. При этом если быть более точным, то предложение АВТ-Дорстроя по цене контракта равнялось 965 200 177,00 р. А вот предложение другого участника торгов, которое стало вторым по цене, составило 965 200 177,01 р. Такое предложение сделало некое ООО «ТЕХКОМПЛЕКТ». Т. е. разница между двумя предложения составила всего 1 коп., притом что общая цена контракта — почти 1 млрд р. Разница в копейку впечатляет. Это словно выиграть в лотерею. Хотя с трудом верится, что при розыгрыше этого тендера могла произойти столь внушительная случайность.

Если это так, то впору отметить, что и в АВТ-Дорстрой, как и в его материнской компании «Волгомост», умеют посмеяться над интересами граждан и государства. Кроме того, все тот же АВТ-Дорстрой получил права за примерно 500 млн р. отремонтировать участок ул. 40 лет Победы в г. Тольятти. Причем работы должны быть завершены до конца 2015 г., однако пока не заметно, что они вообще начались.

Так или иначе, но по четырем известным контрактам группа компаний «Волгомост» — АВТ-Дорстрой имеет возможность освоить на работах, планируемых на территории Самарской обл., около 13,3 млрд р. Пожалуй, в последнее время Самарский регион стал крупнейшим по объемам работ для этой группы. Причем вышеназванную сумму можно сравнить с таким показателем, как размер годового бюджета Тольятти.

Поправляют имидж

Из бюджета Тольятти на 2015 г. можно было узнать, что на всю городскую «социалку» будет потрачено всего около 2,2 млрд р. Получается, что за федеральные средства, выделенные группе «Волгомост» — АВТ-Дорстрой, если бы их можно было перенаправить в бюджет Тольятти, возможно было 6 лет выполнять чуть ли не все социальные обязательства такого далеко не маленького города, как Тольятти. При этом стоимость работ того же АВТ-Дорстроя в перерасчете на 1 км не может не удивлять. Так, за работы по подряду капремонта ул. 40 лет Победы на участке от Южного шоссе до ул. Дзержинского (аэто примерно 2,5 км) компания получит около 500 млн р., т. е. около 200 млн р. за 1 км! Причем это не где-то в тундре или в горах Восточной Сибири — это центр города.

На этом фоне примечательно, что АВТ-Дорстрой, генеральным директором которого сегодня является Натик Джабраилов, когда-то был зарегистрирован в Тольятти. Но после компания периодически проходила перерегистрацию в других регионах. АВТ-Дорстрой переехал в Саратов, потом — в Астрахань. Недавно он оказался зарегистрирован в Волгограде. Возможно, это было связано с необходимостью быть ближе к месту исполнения крупного заказа. Но если это так, то почему-то ни АВТ-Дорстрой, ни тем более «Волгомост» не стремятся перерегистрироваться в Самарской обл., где у них имеется крупнейший пакет заказов. Регистрация на территории Самарской обл., где, собственно, эта группа и будет получать весьма существенный доход, позволила бы платить налоги в этом регионе. А так налоги уйдут в Волгоградскую и Саратовскую обл.

Между тем каких-либо значительных успехов группы компаний «Волгомост» по линии реального выполнения работ пока не заметно. А значит, работы если и будут выполнены, то, видимо, в авральном порядке, что всегда приводит к снижению качества и массе неудобств для автолюбителей и жителей домов, рядом в которыми пройдут масштабные реконструкции дорог. Видимо, понимая, какой ожидается информационный фон от их собственной деятельности, один из топ-менеджеров «Волгомоста» уже успел «засветиться» на телеканале РБК. Там он в декабре 2014 г. поспешил выступить с интервью имиджевого характера, в котором предпочел обходить неудобные для «Волгомоста» темы.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.