Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (530) | 26 января 2015г.
 

Остаются на плаву

Судоходная компания «Прайм Шиппинг» готова к 2015 году

Сергей Ромашов

На прошлой неделе ООО «Прайм Шиппинг» подвело итоги работы в 2014 г. Если в 2013 г. был зафиксирован рост объема перевозок, то 2014 г. для «Прайм Шиппинга» выдался более сложным. Причиной тому несколько внешних факторов, связанных в основном с неблагоприятными погодными условиями. Экономическая же обстановка в стране «Прайм Шиппинга» пока никак не коснулась. Одной из главных задач в наступившем году генеральный директор компании Игорь ГАНИН считает выход «Прайм Шиппинга» на уровень 2013 г.

ООО «Прайм Шиппинг» входит в состав группы «Пьетро Барбаро». Барбаро является одной из старейших итальянских семей судовладельцев, работающих в судоходной отрасли. Сегодня «Пьетро Барбаро» работает в основном в сфере перевозок сырой нефти и нефтепродуктов. В 2005 г. группа завершила процесс приобретения уже существующей судоходной компании «БЭСТ» путем учреждения российской компании «Прайм Шиппинг».

Дочернее самарское предприятие занимается транспортировкой сырой нефти и нефтепродуктов по российской речной системе и прилегающим морям. Кроме того, «Прайм Шиппинг» предоставляет услуги по управлению флотом для третьих лиц: коммерческий, технический, круинговый менеджмент; управление безопасностью и качеством.

«Прайм Шиппинг» в период летней судоходной навигации осуществляет перевозки нефтепродуктов (преимущественно мазута) с ОАО «Саратовский НПЗ» на рейдовый перевалочный комплекс в Керченском проливе. В зимний период флот компании работает преимущественно в Черном и Каспийском морях, а с 2012 г. и на р. Амур, впадающей в Охотское море, где у «Прайм Шиппинга» работает новый танкер «Кора».

Навигационный сезон 2013 г. компания завершила позднее всех -только 6 декабря.

Корабли «Прайм Шиппинга» готовы к работе в 2015 г.
Корабли «Прайм Шиппинга» готовы к работе в 2015 г.

Как результат — рост объема судоперевозок по отношению к уровню 2012 г. составил 10%. В 2014 г. суда компании одними из первых вышли в навигацию, и, казалось бы, ничего не предвещало осложнений. Однако, по словам генерального директора «Прайм Шиппинга» Игоря Ганина, 2014 г. стал самым неудачным за всю историю предприятия. Виной тому стали внешние факторы, связанные с непогодой.

Так, в южных регионах страны уровень воды был выше среднего, что благоприятно для судоходства, но в северных регионах Рыбинское водохранилище не набрало достаточно воды за зимний период 2013/2014 гг., т. к. в Московском регионе было мало снега. Соответственно, р. Волга обмелела в районе Нижнего Новгорода, где уровень воды и без того достаточно низок. Ситуация оказалась столь необычной, что весь флот, который не смог работать на севере, перешел на юг. В таких условиях, если проводить аналогии с дорожным движением в крупных российских городах, на реках образовались пробки. Пропускная способность Волго-Донского судоходного канала и без того была на пределе. С прибытием же дополнительного флота канал и вовсе перестал справляться с нагрузкой. В результате в прошлом году суда простаивали по трое-четверо суток в каждом направлении, а рейсооборот «Саратов — Керченский пролив», по которому курсируют суда «Прайм Шиппинга», в прошлом году увеличился с 15 до 21 дня. Соответственно, суда компании сделали меньше рейсов, перевезли меньше груза и получили меньше дохода. Если летом 2013 г. «Прайм Шиппинг» перевез почти 1,5 млн т груза, то в 2014 г. чуть больше 1 млн т.

С другой стороны, «Прайм-Шиппингу» в 2014 г. пришлось экстренно закрыть навигацию. Если 5 декабря 2013 г. суда компании еще подходили под погрузку на Волге, то в декабре минувшего года 9 судов, дойдя до Саратова, вынуждены были остаться там на зимовку или вернуться в Черное море в балласте из-за резкого похолодания в конце ноября.

Следует заметить, что на руку «Прайм Шиппингу» вряд ли окажутся и изменения судоходного рынка, которые должны произойти в 2015 г. Вступят в силу ограничения на использование старого флота. Еще недавно около 70% речного танкерного флота не соответствовало конвенции МАРПОЛ, но с 2015 г. данные суда будет запрещено эксплуатировать. «Мы ожидали изменений, т. к. полагали, что это позволит уменьшить количество судов, но многие судовладельцы предпочли вложить деньги и модернизировать старый флот. В итоге в этом году меньше судов не станет», — отмечает Игорь Ганин.

Что примечательно, на работе компании почти никак не отразилась сложная экономическая ситуация в России, вызванная международными санкциями. «Пока все проблемы с санкциями наблюдаются разве что в портах Крыма. Мы не можем зайти в Крым по причине санкций, т. к. наши суда застрахованы в иностранных компаниях, сектор обслуживания которых не покрывают районы под санкциями. А в целом у компании «Прайм Шиппинг» долгосрочные контракты на перевозку и есть что экспортировать», — поясняет Ганин. Говоря о планах на 2015 г., директор компании «Прайм Шиппинг» отметил, что сейчас важно выйти на уровень 2013 г. Если не повторится прошлогодняя ситуация, когда количество судов превысило пропускную способность Волго-Донского канала, у компании есть все шансы добиться поставленных целей, т. к. проблем с экспортом и партнерами у «Прайм Шиппинга» нет.