Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (530) | 26 января 2015г.
 

Павел Баннов:

Тольятти не остановился после обильных снегопадов

Егор Кошеров

На прошлой неделе депутаты Думы г.о. Тольятти на внеочередном заседании комиссии по городскому хозяйству обсуждали результаты работы мэрии и подрядчиков по содержанию магистральных и внутриквартальных дорог Тольятти. В целом работы по содержанию магистральных дорог депутаты оценили на «удовлетворительно». В то же время, как заявляли на заседании представители мэрии Тольятти и департамента дорожного хозяйства и транспорта (ДДХиТ), нареканий к подрядчикам нет. Каким образом Тольятти при 20-процентном финансировании от нормативов не оказался в ситуации транспортного коллапса после обильных снегопадов, в интервью «Хронографу» рассказал руководитель департамента Павел БАННОВ.

- Павел Владимирович, Тольятти, к сожалению, имеет отрицательный опыт, когда после обильных снегопадов в январе 2014 г. Автозаводский р-н был труднопроходим для транспорта. Этим отчасти можно объяснить пристальное внимание городской общественности и депутатов к содержанию дорог и в январе 2015 г. Что изменилось за это время?

- Напомню, что 31 декабря 2013 г. вместе с финансовым годом закончилось и действие муниципального контракта по содержанию магистральных дорог. Соответственно, 1 января 2014 г. на дороги должны были выходить новые подрядные организации. По Автозаводскому р-ну это ООО «Эфель-Спорт», которое впервые зашло на данный вид услуг. Без техники, без специалистов, без опыта. Более того, победа в аукционе им досталась благодаря снижению цены контракта на 27%. В рублях это более 52 млн р. В начале 2014 г. был первый обильный снегопад. И мы столкнулись с полным отсутствием понимания ведения содержания дорог. Резонанс от их бездействия был колоссален. Мы тогда принимали в отношении подрядчика жесточайшие меры, максимально включили административный ресурс. Уборка Автозаводского р-на, по сути, была взята на ручное управление ДДХиТ. В результате появились договоры на субподряды, и работа постепенно стала налаживаться. Но не обошлось без последствий как для города, так и для подрядчика. На дорогах района чуть ли не до конца зимы можно было наблюдать наледь и келейность. А «Эфель-Спорту», несмотря на то что контракт был обеспечен деньгами на 17%, пришлось выполнять обязательства в полном объеме.

Противоположную ситуацию в том году мы имели в Центральном и Комсомольском р-нах. Там подрядчиком стало специализированное дорожное предприятие ЗАО «ЭкоСфера». Оно на городских дорогах трудилось не первый год. Разницу невозможно было не заметить. С ними у нас была обычная рабочая ситуация.

Результаты нормальных рабочих отношений особенно ощутимы в пиковых ситуациях. С 1 по 13 января 2015 г. выпало 136% месячной нормы жестких осадков — снег. Половина нормы выпала за два дня -12 и 13 января. В результате четкой работы подрядчиков, объективно надо сказать, Тольятти не остановился после обильных снегопадов. Промежуточная оценка выполнения муниципального контракта по магистральным дорогам на уровне 4,8 балла по пятибалльной шкале.

- Создалось впечатление, что депутаты и городская общественность крайне недовольны результатами уборки городских дорог.

На заседании думы демонстрировались фотографии, свидетельствующие о непростой ситуации на тех или иных участках дорог. А вы говорите, что «город не остановился».

- Снег одномоментно выпадает по всему городу. И в одночасье город не способен ликвидировать все последствия обильных снегопадов, да и не должен. Есть технологическая карта уборки каждого района города. Есть государственные стандарты по содержанию и уборке городских магистралей. Стандарты и определяют ту планку качества работ, которую должен обеспечить подрядчик. Тольяттинские подрядчики их выполнили, а по отдельным видам и перевыполнили. Напомню, что генподрядчиком по магистральным дорогам Комсомольского и Центрального р-нов выступает «ЭкоСфера», по Новому городу «Эфель».

В обозначенный период в сутки выходило до 210 единиц техники, шел вывоз снега, расчистка остановок общественного транспорта, обработка песок-соляными смесями (ПСС). Подрядчики работали по 18 и даже по 22 часа в сутки. И это под контролем диспетчерской службы департамента. По дорогам 1-й, 2-й, 3-й категорий стандарты предусматривают срок окончания очистки проезжей части до дорожного покрытия в 72 часа на 60%; реально мы уложились в 36 часов, а по отдельным участкам — в 8-12 часов. На полную расчистку после окончания снегопада стандарты определяют срок в 5 суток. В Тольятти «ЭкоСфера» и «Эфель» уложились за 3 суток. Тут сделаю акцент, что если для дорог 1-й, 2-й, 3-й категорий мы обязаны обеспечить очистку на всю ширину проезжей части, то для дорог 4-й и 5-й категорий стандарты нас обязывают обеспечить проезд транспорта.

Много вопросов у депутатов и жителей было по остановкам общественного транспорта (ООТ). Там и промежуточная оценка по контракту пока на 3,2 балла. Необходимо понимать, что их следует расчищать после работы крупной техники. И если техника работает в основном в ночь, то бригады по расчистки ООТ выходили в день. Это ручной труд. Стандарт там также дают 72 часа после окончания снегопада на очистку ООТ на 60%. У нас в городе 600 остановок. В районе работало по 7-8 бригад из 3-4 человек. Шла ручная расчистка валов. За двое суток мы получили результат в 80%.

Снимки, которые демонстрировались на пленарном заседании думы, были бы более корректны, если бы они осуществлялись не разово и, судя по всему, после прохода тяжелой техники, а три дня подряд, в одно и то же время. Тогда все бы увидели результаты работы подрядчиков, а не снежные завалы.

Но есть и сдерживающий фактор в улучшении работ по содержанию магистралей. В Тольятти сложилась ситуация, что финансирование содержания магистралей находится на уровне 20% от норматива. Это существенно ниже, чем в других российских городах (см. табл.). Стоимость зимнего содержания составляет 3,5 р. за кв. м в месяц при нормативе в 17,37 р. Депутаты и жители ожидают работы на все 100%. Например, одним из самых дорогих видов работ в зимнем содержании является вывоз снега.

Мы понимаем, что валы и кучи влияют на безопасность движения. Но ввиду дефицита средств мы не можем в контракты заложить необходимые объемы по вывозу. Мы все лимиты по вывозу практически выбрали только за январь.

Да, цена за содержание должна ежегодно индексироваться. Есть инфляционные процессы. Есть соответствующее постановление мэрии на сей счет. Ожидалось, что мы постепенно доведем объемы финансирования до нормативов. А по факту выходит, что нам еле-еле удается отстаивать прошлогоднюю цену.

- 31 марта истекают сроки муниципальных контрактов по содержанию магистральных дорог. Все мы помним, что они заключены с большим дисконтом. Зимы 2014 и 2015 гг., по сути, стали убыточными для подрядчиков. Может ли данная ситуация послужить своеобразным уроком для будущих участников аукционов, чтобы они не инициировали ситуацию с обвалом цен?

- К сожалению, у города уже имеется негативный опыт работы с номинальным подрядчиком. Есть факт, что собственник компании был вынужден ряд работ оплачивать из собственного кармана. Потому что они не покрывались ценой контракта, которую он опустил почти на треть. В идеале хотелось бы, чтобы был не аукцион, а конкурс, где можно заявлять целый ряд критериев. Но закон нам это не позволяет. И наша задача следующим аукционом создать такие условия, чтобы фирма-пустышка не могла получить контракт. Закон нам не дает другого механизма, кроме как укрупнения контракта по срокам, географии работ и стоимости. И логика тут простая. Федеральный закон № 44 о госзакупках позволяет нам обязать подрядчика обеспечить конкурсную заявку до 5%, а контракт -до 30% стоимости заказа. Банковские ресурсы сегодня стали дорогими. Предприятие, не имея оборотного или инвестиционного капитала, техники, опыта работы и пр., не сможет получить ни кредит в банке, ни банковскую гарантию. Сейчас есть реестр как гарантий, так и аккредитованных государством для таких целей банков. Нет повальных фальшивок, как было раньше.

Возможно, мы сформируем заказ на 2,5 года и на весь город целиком. И мы не за монополизм. Чем выше параметры, тем сложнее получить контракт. У нас задача не разыграть контракт, а обеспечить качественную уборку магистральных дорог. Мы понимаем, что чем крупнее контракт, тем выше обеспечение по нему. Поэтому если есть финансовый ресурс, то мы не можем избежать повторения ситуации января 2014 г. Единственное, что хочется, чтобы опыт ООО «Эфель-Спорт» стал показательным для таких желающих. К фирме без ресурсов на субподряд никто не пойдет. Ведь все понимают, что завтра с ними просто не рассчитаются, а генподрядчика никто не сможет найти.

С длинным контрактом город не только сможет обезопасить себя от случайных участников, но и рассчитывать на рост качества работ. Подрядчик, имея длинный контракт, сможет расширить свою инвестиционную деятельность, закупать и обновлять технику. Ведь у него будет понимание, что она завтра не будет простаивать. Плюс стабильная работа на стыке старого и нового финансового года. Нам не важно, за сколько уйдет контракт — работать придется на все 100%!