Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (528) | 22 декабря 2014г.
 

К работе готовы

АТП-3 будет наращивать объемы пассажирских перевозок

Илья Ширтанов

В ближайшие дни будут оглашены итоги конкурса на право заключения договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок по внутримуниципальным маршрутам г. Тольятти. Несмотря на массу высказываний о том, что якобы лоты были составлены в интересах МП «ТП АТП №3», к участию в конкурсе были допущены практически все действующие на сегодняшний день перевозчики. В самом АТП-3 данную ситуацию восприняли как еще одну возможность доказать конкурентоспособность своего предприятия.

Принципы нововведения

12 декабря уполномоченная комиссия провела вскрытие конвертов с заявками на участие в указанном конкурсе. В раскрытых мэрией г.о. Тольятти документах отмечается, что все городские маршруты были размещены в 13 лотах, а на участие в конкурсе подан 51 конверт и 12 конвертов с изменениями. Для объективного понимания ситуации стоит отметить, что АТП-3 подало только 13 заявок (по одной заявке на каждый лот) из общего числа принятых конкурсной комиссией конвертов.

По сути, это первый шаг реализации «Концепции развития улично-дорожной сети с учетом развития городского пассажирского транспорта». Уже с 1 января 2015 г. пассажирские перевозки в Тольятти будут осуществляться по новой системе. Цель, которую ставили перед собой разработчики документа из ЗАО « Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры», — это снижение нагрузок на городские транспортные магистрали.

Большое внимание в концепции уделено именно оптимизации маршрутной сети г. Тольятти. По мнению авторов, основная масса пассажирского подвижного состава должна состоять из машин большого класса вместимости. Исключение из системы машин малой вместимости (менее 15 чел.) будет компенсировано увеличением числа подвижного состава, рассчитанного на перевозку 100-110 пассажиров. Т.е. часть т.н. маршрутных такси планируется заменить безопасными и комфортными автобусами большой вместимости. Таким образом, стоит ожидать, что с рынка перевозок должны будут уйти микроавтобусы марки «Газель». При этом заказчик перевозок, т. е. мэрия, не исключает возможности использования на муниципальных маршрутах машин малого класса (как правило, это автобусы импортного производства), которые в настоящее время курсируют по городу.

Побочным эффектом, если можно так выразиться, стало предстоящее сокращение маршрутов общественного транспорта. В концепции идет речь не о простом математическом выражении в виде вычитания маршрутов из общей схемы. Ликвидированы будут только те маршруты, которые имеют аналог в схеме передвижения пассажирского транспорта, иными словами, дублера. Директор АТП-3 Александр Абрамов пояснил: «Те маршруты, которые институт предложил оставить в работе, для нас выглядят наиболее оптимально. Естественно, что как руководитель АТП-3 я был заинтересован в том, чтобы предприятие работало наиболее эффективно».

Таким образом, высвободившийся муниципальный транспорт с прекративших свое действие маршрутов будет перераспределен на действующие линии.

У АТП-3 есть все необходимое для создания комфортного перемещения тольяттинцев по городу
У АТП-3 есть все необходимое для создания комфортного перемещения тольяттинцев по городу

Это, в свою очередь, позволит значительно сократить интервал движения машин и, соответственно, время ожидания на остановках. Еще на этапе разработки концепции мэр Тольятти Сергей Андреев заявлял, что пассажирский транспорт должен стать удобным, доступным, а главное, предсказуемым средством передвижения для тольяттинцев. «Ликвидированные маршруты полностью перекрываются другими, т.е. людей никто не лишает привычных и удобных для них путей передвижения», — подчеркнул Александр Абрамов. Ну а что касается самого АТП-3, то, по словам директора данного муниципального предприятия, такое новшество будет лишь способствовать увеличению кондукторской выручки и, соответственно, доходной части организации.

Коалиция недовольных

На фоне перспектив укрепления муниципального перевозчика частные операторы рынка сделали заявление о том, что при разработке конкурсной документации были ущемлены их интересы. После начала приема заявок на участие в конкурсе соответствующее заявление было подано в региональное Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС). «21ноября2014г.,24ноя-бря 2014 г., 25 ноября 2014г., 26 ноября 2014 г. в Самарское УФАС России поступили жалобы ООО «Интерколор», ООО «Лайн Сити», ООО «Маяк», ООО «Сити-Транс-Сервис» (далее — Заявители) на действия Мэрии г.о. Тольятти (далее — Заказчик) при проведении конкурса», — говорится в сообщении антимонопольной службы.

Бенефициары указанных компаний давили на то, что «лоты конкурса сформированы под МП «АТП-3»; в техническом задании заложено очень маленькое количество подвижного состава, к реальному пассажиропотоку не имеющее никакого отношения, что еще раз доказывает, что маршрутная сеть формировалась не из реальных потребностей перевозок и без изучения пассажиропотока на каждом маршруте». Каким образом и с какой целью было снижено количество подвижного транспорта на маршрутах, вполне доходчиво разъяснено в концепции, о чем говорилось выше.

Более того, коммерсанты указали на то, что проект договора якобы включает в себя «ряд незаконных требований», таких как: «Обеспечить весь подвижной состав аппаратурой системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, согласно постановлению правительства РФ от 10 сентября 2009г. № 720»; в проекте договора не предусмотрены условия и не прописан механизм возмещения убытков и компенсации за провоз граждан льготной категории».

Между тем в проекте договора об осуществлении перевозок четко указано, что перевозчик должен «осуществлять перевозки всех категорий граждан, в т. ч. отдельных категорий граждан, указанных в постановлении правительства Самарской обл. от 2 февраля 2005 г. № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской обл. для отдельных категорий граждан»,

в постановлении Тольяттинской городской думы от 15 января 2003 г. № 644 «О предоставлении права на льготный проезд пассажиров в городском пассажирском автомобильном и электротранспорте г. Тольятти», а мэрия, в свою очередь, обязуется «заключить с перевозчиком договор на предоставление субсидий в соответствии с порядком предоставления субсидий за счет средств бюджета г. о. Тольятти на возмещение недополученных доходов, в связи с осуществлением перевозок льготных категорий пассажиров».

Играть по правилам

Вполне возможно, недовольство коммерсантов было вызвано тем, что при принятии условий, указанных в конкурсной документации, им придется обнародовать свои финансовые потоки. Иначе говоря, сейчас, наверное, никто, кроме бенефициаров компаний-перевозчиков, не обладает достоверной информацией о том, сколько рейсов делают их машины и каков общий объем выручки предприятий. Однако уже с 1 января 2015 г. тем частным перевозчикам, которые пожелают остаться на данном рынке услуг, придется принять ту систему, которая существует у муниципалов. Т.е. вывести тарифы на перевозки пассажиров на уровень тарифов муниципальных предприятий, а также начать обслуживать население по проездным билетам и транспортным картам. А этот денежный оборот уже невозможно будет скрыть, тем более если перевозчик претендует на возмещение выпадающих расходов в связи с осуществлением перевозок льготных категорий пассажиров.

Вероятно, именно этот же аспект сподвиг коммерсантов попытаться оспорить обязанность по оснащению подвижного состава системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, даже несмотря на то, что это требования федерального законодательства. Ведь согласно проекту договора теперь тольяттинским пассажирским перевозчикам придется: «Предоставлять непрерывные мониторинговые данные с бортового оборудования ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленного на транспортных средствах, работающих по маршруту (-ам), в систему «АИС «Пассажирские перевозки» г. о. Тольятти». Т.е. перевозчик будет лишен возможности осуществлять дополнительные рейсы без согласования с заказчиком и, соответственно, не сможет получать неучтенную прибыль, что, в свою очередь, не позволит «оптимизировать» налогооблагаемую базу.

Так или иначе, но комиссия УФАС решила: «Признать жалобы ООО «Интерколор», ООО «Лайн Сити», ООО «Маяк», ООО «Сити-Транс-Сервис» необоснованными». Перевозчикам пришлось принять условия мэрии, что, несомненно, должно положительно сказаться на наполняемости бюджета города.

Вполне логично, что позиции АТП-3 на этом фоне выглядят наиболее выгодно. Муниципальное предприятие уже давно оснастило свои машины необходимым оборудованием, а бухгалтерия предприятия всегда была прозрачна. Причем на предприятии уверены, что внедрение новой системы перевозок позволит АТП-3 увеличить объемы выручки, а это, в свою очередь, станет стимулом для дальнейшего развития МП.