Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (528) | 22 декабря 2014г.
 

Быть ли коррупции?

Виктор Часовских демонстрирует странный подход к лицензированию УК и прямым расчетам

Егор Кошеров

16 декабря на тематическом круглом столе председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты (ОП) Самарской обл. Виктор ЧАСОВСКИХ (на фото), выступая перед журналистами, раскритиковал процесс перехода жителей областного центра на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Часовских, покровителей которого, видимо, нужно искать в жилищно-коммунальных структурах, близких холдингу «Волгопромгаз» (ВПГ), ратовал за возврат к расчетам с поставщиками исключительно через УК. В этой инициативе «общественника» может скрываться двойной смысл. Во-первых, избавление лояльных ВПГ РСО от ответственности перед потребителями за качество предоставляемых услуг и от необходимости работать с «дебиторкой». Во-вторых, возможность для УК-однодневок собрать средства, предназначенные для расчетов с поставщиками, и тихо исчезнуть под соусом непрохождения обязательного лицензирования.

Агент ВПГ

Свою политическую карьеру Виктор Часовских начал уже в достаточно зрелом возрасте. В июне 1998 г. практически никому не известный 44-летний Часовских был избран координатором Самарской городской организации ЛДПР. Через год Часовских заступил на должность координатора областной организации ЛДПР. В марте 2001 г. и декабре 2005 г. Часовских дважды переизбирали на данную должность. Во время третьего избрания реготделение ЛДПР уже вовсю принимало знаки внимания от ВПГ. Это давало шанс создать в области собственную «карманную» оппозицию для воздействия на партию власти — «Единую Россию» — тогда, когда это было нужно.

В феврале 2006 г. политическая карьера Часовских в ЛДПР оборвалась. Он был снят с должности координатора реготделения партии. В качестве причины лидер фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев тогда указал недостаточную активность самарской организации и «вяловатость» ее руководителей.

Однако Часовских, которому впору было задуматься об уходе на пенсию, пришел в себя довольно быстро, устроившись заместителем председателя правления реготделения общественной организации «Союз пенсионеров России». Известно, что на территории традиционно свойского для ВПГ Куйбышевского избирательного округа №10 эта организация имела хороший общественный вес. Именно пенсионеры в итоге рекомендовали Часовских в состав Общественной палаты Самарской обл., куда он попал летом 2008 г. В ОП Часовских возглавил комиссию по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ. В феврале 2011 г. Часовских назначили руководителем МБ У «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления» при мэрии Самары. Сегодня Часовских, помимо прочего, еще и советник генерального директора ГУП Самарской обл. «ЕИРЦ».

У наблюдателей сложилось устойчивое мнение, что 54-летнему Часовских было бы сложно проявить себя на новом поприще, если бы в 2006 г. он не согласился на своеобразный размен, предложенный ему кураторами ЛДПР. По всей видимости, в ВПГ во избежание политической шумихи от рокировки предпочли взять опытного отставника на карандаш. Требовалось, чтобы все как можно скорее забыли о партийной карьере Часовских, параллельно поверив в его имидж якобы не зависимого от коммунального лобби общественника, работающего исключительно во благо народа. Легенда сработала: новый член ОП стал регулярно встречаться с жителями, столкнувшимися с цинизмом УК и РСО, успокаивать недовольных, обещать помощь, подсказывать варианты решения проблем. Часовских приобрел популярность. В ВПГ, наверное, только этого и ждали. Вероятно, теперь Часовских можно было использовать как проводника интересов холдинга. Финансовая мотивация вряд ли могла заставить себя ждать.

Наперекор губернатору

Следование Часовских интересам ВПГ вновь актуализировалось в ходе подготовки к обязательному лицензированию УК, которое должно пройти до мая 2015 г.

16 декабря этот вопрос подробно обсуждался на тематическом круглом столе с участием Часовских, представителей отдельных самарских УК, мэрии и правительства Самарской обл. Часовских рассказал присутствовавшим о том, что не прошедшие процедуру УК не смогут работать на самарском рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Правда, оговорившись, что четкого стандарта по определению качества работы УК пока нет, а оснований для отказа УК в выдаче лицензии после экзаменов и собеседования с их руководителями не так много. «Думаю, что почти все управляющие компании Самары смогут получить лицензию», — резюмировал Часовских.

Подобное заявление члена ОП резко контрастировало с недавними установками губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина, которые глава региона вторично подчеркнул в ходе своего Послания депутатам СГД и жителям губернии 17 декабря. «Перемены в сфере ЖКХ происходят, но гораздо медленнее, чем это необходимо. К сожалению, проблемы отрасли оказались намного серьезнее и глубже, чем представлялось сначала. Вместе с тем серьезные и решительные шаги по наведению порядка в ЖКХ действительно сделаны. Привлечены к уголовной ответственности руководители ряда управляющих компаний, которые с помощью сомнительных схем выводили деньги людей из сферы ЖКХ. Вскоре начнется лицензирование управляющих компаний. Т.е. закон дает нам дополнительные рычаги, чтобы сделать их работу эффективной, т.к. теперь каждой из них придется проходить жесточайший отбор», — заявил Меркушкин.

Губернатор также дал поручение главам городов и районов создавать МУПы в сфере ЖКХ, если по итогам лицензирования будет признано, что УК со своей работой не справляются. «Главам администрации с привлечением специалистов из других регионов нужно досконально провести проверку каждой из 219 существующих в области управляющих компаний, изучить жалобы граждан. И в случае их обоснованности никакого либерализма быть не должно. Если надо — подключайте правоохранительные органы. Там, где УК не справились, обслуживание домов передавайте МУПам. Более того, если будет такая необходимость, создавайте специальные муниципальные предприятия по обслуживанию домов. Нужно, чтобы ответственность за эту работу несли главы администраций. Это прежде всего их полномочия», -потребовал губернатор.

Меркушкин также отметил, что правоохранительные органы только в этом году стали активно возбуждать уголовные дела в отношении УК. «Осужден один из руководителей УК в Тольятти. Возбуждены уголовные дела по хищению средств ЗАО «КоммунЭНЕРГО» в Самаре. Это произошло только после предвыборных встреч летом 2014 г., на которых люди криком кричали о безобразиях, творящихся в этой организации. Нужно принять все меры для наведения порядка в этой сфере, невзирая на лица и должности», — распорядился губернатор.

Как в таком случае можно расценивать выступление Часовских на круглом столе, сулящее УК легкую процедуру лицензирования? Что это — некомпетентность Часовских в данном вопросе или попытка умышленно скрыть от населения и власти мотивы его кураторов из сверхприбыльного жилищно-коммунального бизнеса? Больше похоже на второе.

Дело в том, что губернатор неоднократно указывал на то, что фирмам-однодневкам, которые под видом УК собирают деньги с населения, выводят их в пользу своих бенефициаров, а затем без всякой ответственности исчезают, нужно дать решительный отпор. Облегченные же условия лицензирования создают благодатную почву для разгула именно таких УК-однодневок.

Готовят передел

Характерно, что ЕИРЦ, судя по всему не без советов со стороны Часовских, не справился с централизацией расчетов за ЖКУ и начал терять организации, с которыми велось сотрудничество. От услуг финансового посредника уже отказались компании, подконтрольные группе «Ренова», УК ООО «ЖКС», а также ряд других организаций. РСО, не боящиеся вести претензионно-исковую работу с дебиторами и отвечать за качество и своевременность предоставления коммунальных услуг, предпочли создать собственные расчетные центры и перейти на прямые расчеты с абонентами. Это соответствует тренду, озвученному губернатором. Т.е. деньги больше не аккумулируются на счетах УК, а процесс оплаты коммунальных услуг становится максимально прозрачным. Причем УК, которые работают честно и добросовестно, спокойно вздохнули, потому что сняли с себя лишний груз ответственности, которые должны нести РСО.

По сути, сегодня все налаживается и без участия ЕИРЦ. Да и зачем нужен этот посредник, если за свои услуги он взимает до 3,5%, которые УК никто не компенсирует. Эти средства лучше направить на текущий ремонт. Но Виктор Часовских отчего-то считает, что с уходом УК и РСО из расчетного центра может возникнуть проблема с уводом денег на сторону. Часовских даже привел в пример жалобы неких граждан, которым в последнее время поступают квитанции от РСО, суммы в которых якобы значительно превышают суммы, содержавшиеся ранее в общих квитанциях от УК. Также Часовских озвучил претензии к нескольким УК. Странно, но среди нелюбимых Часовских УК не оказалось компаний, которые имеют многомиллионную задолженность перед РСО. Где, например, ООО УК «ВАСКО», задолжавшее контрагентам порядка миллиарда рублей? Где ЗАО «СУТЭК», которое числится в списках крупнейших должников у ряда РСО? Почему Часовских не назвал банкротящееся сегодня скандально известное ОАО «ПТС-Сервис», являющееся родственной структурой ОАО «ПТС»? Вывод напрашивается такой: все эти компании так или иначе работают либо работали в русле интересов ВПГ. Тем же ПТС и СУТЭК гораздо выгоднее тянуть деньги с УК, нежели самим работать с гражданами по договорам, предусматривающим строгую ответственность за качество теплоносителя, которое оставляет желать лучшего.

В середине 2013 г. тренд с массовым заключением в Самаре прямых договоров с РСО уже несколько угас усилиями Часовских, ведущего неустанную разъяснительную работу с членами домовых советов, вероятно, не без мотивации из ВПГ. Сегодня прямым договорам вновь дан зеленый свет. Однако если Часовских и его кураторам вновь удастся приостановить перевод граждан на прямые расчеты, то к июню 2015 г. в Самаре может сложиться весьма скверная ситуация. С легкой руки Часовских и еще некоторых представителей ОП, которые будут заседать в лицензионной комиссии, отбор могут пройти прежде всего близкие ВПГ УК. Им может быть передан жилфонд отсеянных добросовестных УК. Лицензиаты, как и прежде, получат возможность аккумулировать на своих счетах собранные с жителей средства на оплату ЖКУ. В эффективности освоения этих средств существуют самые серьезные сомнения.

По сути, Самару при раскладе, который прогнозируется из речей Часовских, ожидает передел рынка УК, в процессе которого могут бесследно исчезнуть огромные суммы денег. Учитывая сложную экономическую обстановку в стране, передел может дискредитировать действующие власти и привести к всплеску социальной напряженности. А все, похоже, благодаря т.н. «общественникам», которые в вопросах взаимоотношений плательщиков жителей и получателей УК и РСО принципиально занимают сторону последних.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.