Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (513) | 1 сентября 2014г.
 

МВКБ почти безнадежен

АСВ трудно рассчитывать на имущество банка Владимира Чекмарева

ИА «Центр-Инфо»

На 2 сентября ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) назначила проведение аукциона по продаже дебиторской задолженности обанкротившегося ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» (МВКБ). Права требования к физическим и юридическим лицам конкурсный управляющий в лице АСВ разбил на 285 лотов, причем начальная цена каждого равна сумме долга конкретного дебитора. На таких условиях интерес к взысканию с должников банка вряд ли кто-то проявит. Мало шансов на сбор средств для расчета с кредиторами и от продажи недвижимого имущества МВКБ. Под носом у АСВ кто-то, похоже, вывел это имущество в пользу третьих лиц, которые сейчас активно торгуют им на специализированных сайтах.

В списке самых крупных дебиторов МВКБ с задолженностью в размере не меньше 100 млн р. ОАО «Авиакор — авиационный завод» (106 млн р.), ОАО «Волгабурмаш» (152 млн р.), ОАО «Универсальное бурение» (100 млн р.), ООО «Волгаметком» (116,75 млн р.), ООО «АК-Авангард» (100 млн р.), ООО «Восход» (100 млн р.), ООО «Жигули-Телеком» (175 млн р.), ООО «Инфобизнесконсалт» (100 млн р.), ООО «ВКБ-Риэлт» (ИЗ млн р.), ООО «ВКБ-Терминал» (178,6млнр.)идр. Причем среди должников банка немало фирм, дружественных его акционерам. В частности, «ВКБ-Риэлт» и «ВКБ-Терминал». Есть в списке дебиторов и явно связанные с МВКБ стороны. Например, родственники экс-бенефициара МВКБ Владимира Чекмарева. Так, Евгений Чекмарев остался должен банку 2,771 млн р., Алексей Чекмарев — почти 300 тыс. р.,

Андрей Чекмарев — 699,7 тыс. р., Ирина Чекмарева — 299,9 тыс. р. Похоже, что руководство банка не брезговало нарушением норматива Н6.

Странно, что АСВ выставляет права требования к указанным физлицам на продажу. С них, равно как и с Владимира Чекмарева, взыскивать гораздо проще, чем с юрлиц, многие из которых уже ликвидированы либо не имеют никаких активов.

Физлица же никуда не исчезли, они продолжают жить на широкую ногу в Самаре, имеют в собственности дорогое имущество. По сути, госкорпорация отказывается от быстрого способа получения денег для удовлетворения требований кредиторов МВКБ. Ведь вероятность того, что «дебиторку» банка кто-то купит без дисконта, очень мала. Торги по всем 285 лотам будут проведены 2 сентября. И только в случае признания первых торгов несостоявшимися на повторных торгах 21 октября начальная цена лотов снизится, причем всего на 10%. Этого мало для пробуждения у коллекторов интереса к Чекмаревым и прочим дебиторам. А пока АСВ затягивает процесс, кредиторы сидят без удовлетворения — по состоянию на 1 июля расчеты с ними не осуществлялись.

Вскоре должно быть выставлено на торги и недвижимое имущество, принадлежащее МВКБ. 10 июля был опубликован отчет об оценке рыночной стоимости имущества банка. Были оценены земельный участок под головным офисом банка, 17 нежилых помещений-офисов и 116 неотделимых улучшений к ним. Всего с учетом НДС насчитали 400,8 млн р. Однако большим просчетом, похоже, стало то, что юридическая экспертиза прав МВКБ на объект оценки, а также представленной банком исходной информации не производилась. Также не были учтены обременения, действующие в отношении объектов недвижимого имущества.

Выяснилось, что все оцененные помещения уже давно выставлены на продажу на специализированных сайтах, например, на avito.ru. Причем продавцом выступает не банк и не конкурсный управляющий, а физлица, представляющие различные риелторские агентства. Причем, как утверждали в телефонных беседах продавцы, имущество не имеет отношения к банку и не может быть включено в конкурсную массу. Например, человек по имени Владимир (может быть, Чекмарев?) заявил: «Объект принадлежит юридическому лицу, никакого обременения нет, если сомневаетесь, закажите выписку из ЕГРИП».

Еще один собеседник заверил, что объект «чистый», но поскольку продавец давно не общался с собственником имущества, то вопрос требует уточнения.

Возникает опасение: то, что АСВ надеется включить в конкурсную массу МВКБ по результатам оценки, перестало являться собственностью банка еще до момента отзыва у него лицензии, будучи отчужденным в пользу третьих лиц. Вполне вероятно, что руководство банка во главе с Чекмаревым, зная, что крах неизбежен, решило продать помещения офисов близким себе структурам, а затем взять их у новых владельцев в аренду. Причем условия аренды могли быть такими, что их исполнение создало бы финансовые проблемы банку, приведя к оттоку активов. В этом случае уместно говорить уже о признаках преднамеренного банкротства МВКБ, что, как известно, является уголовно наказуемым деянием.

Однако АСВ пока, судя по всему, не слишком озабочено нюансами деятельности менеджмента банка, в частности, вероятным наличием арендных отношений с боковыми структурами. А вот вознаграждение себе за ведение процедуры конкурсного производства госкорпорация начисляет исправно. Возникает вопрос: насколько эффективен такой конкурсный управляющий, ведь кредиторы до сих пор ждут? Размер установленной задолженности перед ними по состоянию на 1 июля 2014 г. превысил 5,5 млрд р. В первую очередь включены требования 1380 кредиторов на сумму 3,571 млрд р., в третью очередь — 1213 кредиторов с суммой требований 1,985 млрд р.