Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (513) | 1 сентября 2014г.
 

Порт «отплывает»

Блокпакет ОАО «Порт Самара» ждет покупателя

Татьяна Федорова

5 сентября планируется подвести итоги аукциона по реализации 18532 акций ОАО «Порт Самара», принадлежащих Росимуществу. Это составляет 25,5% от общего числа голосующих акций предприятия. Лот оценен на старте в 47,16 млн р. Ценность для потенциального покупателя заключается в имуществе, заведенном на баланс «Порт Самара». Раскрыты сведения о принадлежащих компании земельных участках, 98 объектах недвижимости и 22 транспортных средствах. Ими инвестор наверняка сможет распоряжаться. Впервые Росимущество пыталось продать свои акции в «Порт Самара» в 2011 г., но тогда аукцион не состоялся по причине отсутствия заявок. На этот раз ситуация может в корне измениться в связи с озвученными планами реконструкции территории на стрелке р. Волги и Самары, где расположен порт.

22 июля на сайте Росимущества была опубликована информация о проведении открытого аукциона по реализации 18532 обыкновенных акций ОАО «Порт Самара» по стартовой стоимости 47,16 млн р. При этом уставный капитал предприятия всего 36,34 млн р. Сумма активов на 1 января 2013 г. превышала 276 млн р. Выставленные на продажу 25,5% акций принадлежат Российской Федерации. Их продают по цене ниже 25% от стоимости активов порта на указанную дату, но выше величины уставного капитала. Победитель аукциона должен определиться 5 сентября.

Судя по выложенным на сайте Росимущества документам, в основные средства «Порт Самара» входят 98 зданий и сооружений. Интерес для инвесторов могут представлять и 22 транспортных средства, в числе которых есть теплоходы, буксирный толкач «Урал-28», танкер «Георгий Фадеев» и даже рейдовый ледокол «Портовый-13». Общая стоимость транспортных средств составляет 15,91 млн р. Правда, их износ оценен в 15,15 млн р., или в 95% от номинала. Т. е. остаточная стоимость транспорта всего чуть более 767 тыс. р. Есть у ОАО «Порт Самара» и 7 земельных участков, 4 из которых находятся в бессрочном пользовании.

Балансовая стоимость основных средств предприятия на 31 декабря 2013 г. составляла 48,86 млн р. Стоимость готовой продукции и товары для перепродажи на этот же период составили 36,85 млн р. В основном это речной песок, который активно намывают на территории порта.

Основной доход «Порт Самара» сегодня получает именно от реализации речного песка. За 2013 г. объем добычи песка составил 2 265 тыс. т, что составляет 98,9% к уровню 2012 г. Однако доходы от продаж этого стройматериала в 2013 г. оказались выше уровня 2012 г. на 27,68 млн р. Также в 2013 г. на 13,7 млн р. увеличились доходы от работ, связанных с переработкой грузов на грузовом районе с использованием портальных кранов. Сюда относятся работы по выгрузке и погрузке металлолома, соли, щебня, леса, тарно-штучных грузов, их складирование, хранение, зачистка вагонов и т. д. Доходы от аренды флота для перевозки сухих грузов выросли в сравнении с 2012 г. более чем на 1 млн р. При этом доходы от реализации покупных товаров — соли, щебня, песка крупнозернистого — снизились на 7,41 млн р. Выросли и расходы. По итогам работы в 2013 г. они составили 368,9 млн р., что на 2,8 млн р. выше уровня 2012 г.

Численность работников порта на конец 2013 г. составляла 506 человек. Среднемесячная заработная плата — более 19 тыс. р. Дебиторская задолженность на конец 2013 г. достигла 98,24 млн р., кредиторская задолженность — 39,89 млн р. Чистая прибыль в отчетном периоде приблизилась к 8,5 млн р. Видно, что показатели порта по сравнению с тем, что было несколько лет назад, начали выправляться. К тому же заработало дочернее общество — ООО «Самарское речное пассажирское предприятие». Перевозки людей по Волге этим летом вновь шли очень активно. Поэтому претендентов на акции ОАО «Порт Самара» должно быть много.

В числе акционеров «Порт Самара» по состоянию на 30 июня т. г. помимо Росимущества значились ОАО «Самараоблавтотранс» (COAT), принадлежащее правительству Самарской обл., и 448 граждан-физлиц. COAT контролирует 66,21% акций порта, миноритарии — 8,29% акций. В совет директоров предприятия после годового собрания по итогам 2013 г. вошло 7 человек.

Среди них два министра — имущественных отношений Юлия Степнова и транспорта и автомобильных дорог Иван Пивкин. А новых членов двое: заместитель руководителя ТУ Росимущества в Самарской обл. Айвара Кинжабаева Олеся Грицюк и управляющий директор самарского представительства ЗАО «ФИНАМ», руководитель ККО Банка «ФИНАМ» в г. Самаре Антон Ларионов. Грицюк ввели, видимо, для контроля над сделкой со стороны Росимущества, Ларионову же предстоит обеспечить сопровождение сделки по части консультаций нового покупателя акций.

Ранее в совете директоров ОАО «Порт Самара» появился Андрей Пиликин, 20 марта т. г. назначенный гендиректором предприятия. Ранее Пиликин работал в силовых структурах, в частности, 4 года ходил в заместителях начальника ГУ МЧС по Самарской обл.

Особое внимание тех, чьи интересы может представлять Пиликин, привлекают планы развития территории, на которой находится речпорт. Ранее здесь хотели построить стадион для проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 г. Потом от этой идеи отказались, однако вопрос о переносе мощностей ОАО «Порт Самара» до сих пор обсуждается. Вопросов о будущем порта добавляет подготовленный проект планировки территории исторического центра Самары в границах стрелки р. Волги и Самары. По плану тут должны вырасти парк развлечений, дворец бракосочетания и конгресс-холл, а на прилегающей территории, вполне возможно, и элитная жилая недвижимость. Как в этот проект будет интегрирован порт, не совсем понятно. По мнению наблюдателей, если победителем аукциона по продаже 25,5% акций станет Минимущества региона, ясность наступит довольно быстро.

Характерно, что 4 июля врио губернатора Самарской обл. Николай Меркушкин, поздравляя речников с профессиональным праздником, отдельно остановился на теме порта. «Мы еще раз изучим концепцию развития стрелки рек. Нужно сделать так, чтобы порт, и грузовой, и пассажирский, смог эффективно работать на благо города, области и страны», — пояснил свое видение Меркушкин.