Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (513) | 1 сентября 2014г.
 

Компромисс на перевозках

Продолжат ли частные предприятия внедрять транспортные карты на своих маршрутах

Сергей Ромашов

На прошлой неделе департамент транспорта г. о. Самара (ДТ) обозначил свою позицию в судебном споре об отмене решения УФАС по Самарской обл. о нарушении ведомством ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». По мнению УФАС, ДТ допустил противозаконные действия, сделав обязательным условием торгов на право пассажирских перевозок по Самаре внедрение на маршрутах электронного проездного. Арбитражный суд Самарской обл. вынес решение в пользу УФАС, и департамент транспорта не планирует его обжаловать. В дальнейшем ведомство учтет замечания антимонопольной службы при проведении торгов. При этом, как отмечают сами перевозчики, на их работу данное решение не повлияет. Внедрение электронных карт обусловлено прежде всего востребованностью этой услуги среди пассажиров.

С иском к УФАС ДТ вышел в Арбитражный суд Самарской обл. в марте 2014 г. Требование заключалось в отмене решения УФАС от 18 декабря 2013 г. о нарушении ДТ ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что включение в конкурсную документацию положений, предусматривающих обязанность внедрения и использования системы «Электронный проездной — Самара» при перевозке пассажиров создает препятствия деятельности перевозчиков. Данное обстоятельство, по мнению УФАС, является экономическим барьером выхода на рынок осуществления регулярных перевозок пассажиров компаний, которые должны были оборудовать подвижной состав терминалами для карт и внедрить их в своем транспорте. На этом основании условия конкурса на осуществление перевозок были признаны противоречащими требованиям антимонопольного законодательства. В итоге в конце июля арбитражный суд поддержал требование УФАС об исключении спорных пунктов из конкурсной документации.

Многие пассажиры предпочитают электронный проездной бумажным билетам
Многие пассажиры предпочитают электронный проездной бумажным билетам

На прошлой неделе администрация Самары сообщила, что ДТ не будет оспаривать решение суда, а все замечания УФАС при проведении следующих конкурсов будут учтены. Предполагается найти компромисс между пассажирами и формальными требованиями к транспортным предприятиям. Теперь, по сути, у перевозчиков есть право выбора — внедрять на своих маршрутах транспортную карту либо по традиции продавать билеты за наличные деньги.

В свою очередь перевозчики отмечают, что сегодня требования к перевозкам во многом диктуют сами пассажиры. Во-первых, потому что использование транспортных карт для разных категорий граждан экономит средства горожан. Ведь транспортные предприятия внедряют не просто сами электронные карты, но и льготы на своих маршрутах. Например, проезд для школьников и студентов стоит в 2 раза дешевле, для остальных пассажиров предусмотрена скидка по карте. Во-вторых, по мнению перевозчиков, применение системы безналичной оплаты продиктовано временем. Подобные карты на маршрутах общественного транспорта внедряют во многих крупных городах страны с развитой транспортной системой. К слову сказать, в Самаре муниципальный транспорт давно предлагает данный вид услуги. Коммерческие маршруты только начинают подключаться к системе электронного проездного.

Тем не менее есть перевозчики, которые, понимая востребованность данного сервиса, таким образом организуют свой бизнес, предоставляя пассажирам право выбора воспользоваться удобным для них тарифом и способом оплаты проезда. Некоторые предприятия пошли дальше — они не только внедряют оборудование, необходимое для всех видов карт, но еще и инвестируют в новый подвижной состав, где применение морально устаревших билетов вместо нынешних чеков и карт было бы не просто малоудобно для пассажиров, но и не солидно для самих транспортных компаний.

Комментарии

Леонид ШИХАРЕВ, директор ООО «СамараАвтоГаз»

- Сегодня важно не просто обеспечивать стопроцентную работу транспорта. Нужно повышать качество обслуживания — именно этого от нас ждут пассажиры. Они все меньше хотят просто сесть в маршрутку и быстро, без особых претензий к комфорту доехать из точки А в точку Б. Они хотят ездить на новых автобусах, пользоваться льготами, скидками, оплачивать услугу так, как им это удобно. Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы люди, которые пользуются нашими маршрутами, получали то, что хотят. Иначе они просто выберут другого перевозчика или другой вид транспорта.

Ирина БАРСУКОВА, директор ООО «Менеджмент Прожект»

- Пассажиры становятся более притязательными. К хорошему привыкают быстро. Как только мы начали закупать новые автобусы, внедрять транспортные карты, количество жалоб резко снизилось, но одновременно с этим стало больше поступать запросов на остальные маршруты и подвижной состав. Нам, как и любому перевозчику, хотелось бы, чтобы наши пассажиры остались довольны. К тому же конкурентные условия стимулируют нас идти в ногу со временем.