Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (501) | 21 апреля 2014г.
 

На крючке

Александр Милеев оказался перед непростым выбором

ИА «Центр-Инфо»

8 апреля на заседании комитета по промышленности, связи и торговле Самарской губернской думы (СГД) депутаты одобрили поправки в областной закон «О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции». Инициаторами поправок выступили правительство Самарской обл. и депутат Александр МИЛЕЕВ. Таким образом, Милеев, которому продолжают приписывать влияние на деятельность ликероводочного комбината ООО СК «Родник», сделал очередной шаг к избавлению от имиджа «водочного короля». Для этих целей, например, можно было бы запустить медиаресурс для политической игры по своим правилам. Однако это тут же создаст новые риски.

Вопросы регулирования

Проект закона Самарской обл. «О внесении изменений в Закон Самарской обл. «О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской обл.» предусматривает передачу полномочий по введению дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции правительству Самарской обл. Изначально правительство выходило в СГД с законодательной инициативой о внесении в этот закон поправки в части передачи в область полномочий по установке дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи спиртного. Но это предложение депутаты не поддержали. Проект был направлен на доработку в рамках специально созданной рабочей группы. Депутат Александр Милеев стал соавтором документа, поскольку выходил с альтернативным законопроектом. На прошедшем в конце марта заседании рабочей группы оба проекта решили объединить и выносить на рассмотрение совместно. Было предложено установить определенные случаи, в которых правительство Самарской обл. сможет вводить ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в т. ч. полный запрет на реализацию в тех или иных местах.

Показательно, что право полного запрета было продавлено не без участия Александра Милеева (на фото) вскоре после возникновения у СК «Родник» проблем с Росалкогольрегулированием (РАР). Лицензия на производство алкоголя была приостановлена. Однако далее руководство завода, вероятно, проконсультировавшись у Милеева, вдруг вспомнило, что СК «Родник» является крупнейшим налогоплательщиком, а на предприятии работает 581 человек. В результате в конце марта комбинату удалось наложить обеспечительные меры в виде приостановления действия решения РАР о приостановке лицензии (см. «Хронограф» № 12 (499) от 7.04.14).

По аналогии с Навальным

В то же время никто не мешает в любой момент снять это обеспечение. Его пролонгация наверняка будет зависеть от того, как проявит себя СК «Родник» и сам Милеев. Старания депутата по внесению изменений в антиалкогольный закон наверняка уже получили одобрение. Теперь от Милеева ждут следующих шагов. Причем шаг в неправильном направлении (если он будет именно так истолкован),

скорее всего, вновь спровоцирует санкции со стороны РАР по отношению к СК «Родник». Здесь вспоминается пример с российским протестным политическим активистом Алексеем Навальным. Долгое время Навальный входил в ряды т.н. «несистемной» оппозиции. Однако попался на крючок: 18 июля 2013 г. он был осужден на 5 лет в колонии общего режима за хищение имущества госкомпании «Кировлес» и был взят под стражу прямо в зале суда. Но уже на следующий день был освобожден. А уже в сентябре 2013 г. принял участие в выборах мэра Москвы, где занял второе место с очень хорошими показателями. Принято считать, что после этой истории Навальный перешел уже в системную оппозицию. Правда, определенные камбэки все же могли иметь место. Иначе как объяснить, что 28 февраля 2014 г. Басманный суд г. Москвы поместил Навального под домашний арест сроком до 28 апреля. Наверное, в качестве профилактической меры.

Что делать Александру Милееву, когда под угрозой оказался бизнес СК «Родник»? Надо полагать, что в свете реформы выборной системы в органы МСУ он должен демонстрировать свои лучшие качества, а также возможности своих представителей. Так, 18 марта члены комитета по МСУ Думы г. о. Самара (ДГОС), большинство из которых во многом обязаны своей карьерой Милееву, отказали департаменту по вопросам общественной безопасности и контроля г. о. Самара в утверждении новой структуры городской администрации. Изменения предполагали создание управления по взаимодействию с районными административными комиссиями. Однако депутаты сочли нецелесообразным укреплять полномочия районов в свете грядущей реформы МСУ. По мнению наблюдателей, «группа Милеева» в ДГОС таким образом заявила о своем намерении активно влиять на формирование составов будущих собраний представителей внутригородских районов Самары (райсоветов) в 2015 г. и даже на продвижение нужных людей на посты сити-менеджера и главы города — председателя ДГОС. Другое дело, кому Милеев все же решится оказать эту услугу — губернатору или находящемуся в оппозиции к нему холдингу «Волгопромгаз». А может быть, попытается начать собственную политическую игру?

Чужой опыт

В пользу последней версии говорят возникшие на прошлой неделе обсуждения того, что Милееву якобы могли посоветовать создать свой медиаресурс и что депутат якобы согласился рассмотреть такую возможность. Здесь уместно еще раз провести некоторые аналогии. Но для этого необходим экскурс в историю.

В начале 2000-х годов, во времена расцвета т.н. демократии, в Самаре многие влиятельные бизнесмены желали обзавестись еще одним козырем в своей колоде — средством массовой информации. И превратиться в полноценных олигархов регионального масштаба. Без медиа они, наверное, ощущали себя недоолигархами. Существовало представление, что олигарх местного разлива будет полностью соответствовать своему высокому статусу и завершит формирование своей империи только в случае владения газетой либо телеканалом. Некоторые не жалели на реализацию этой идеи ни времени, ни денег. Но странным образом получалось так, что как только «медиамагнаты» начинали пытаться оказывать серьезное влияние на общественное мнение, их бизнес вдруг переставал быть устойчивым, а далее и совсем пропадал из виду. Можно вспомнить опыт бенефициара ГК RBE Андрея Шокина, основавшего еженедельник «Время. События, мнения, тенденции». Причем в подконтрольное RBE ООО «RBE-Meдиа» помимо газеты «Время» входило ульяновское издание с аналогичным названием, сызранская «Твоя газета», «Московский комсомолец в Самаре» и «Московский комсомолец в Тольятти», а также ООО «Телекомпания «Форум». Целый медиахолдинг. Однако в результате Шокину пришлось расстаться не только со всеми медиаресурсами, но и с большинством профильных активов RBE в регионе. Затем Шокин и сам исчез из Самары, оказавшись спустя некоторое время в Москве. Об успехах Шокина в столице известно мало. Редко он сегодня появляется и на страницах СМИ. Видимо, история с собственным медиахолдингом многому его научила.

Примеру Шокина в свое время последовал и Андрей Ищук. Перед созданием в 2007 г. газеты «Самарский советник» у Ищука было все: мощнейший буровой холдинг, политические перспективы, должность сенатора, сеть собственных представителей в органах МСУ. Как только издание вышло на проектную мощность, начались проблемы. Продажа бизнеса, попадание в немилость областных властей, потеря влияния и лоббистов, отъезд из Самары. Закрылся и «Самарский советник». Многие тогда сочли это ожидаемым, т.к. газета создавалась под конкретные политические цели Ищука, путь к которым для экс-владельца «ВБМ-Групп» жестко перекрыли.

Что уж говорить про вероятные последствия создания олигархами СМИ в новые времена, когда вертикаль власти выстроена четко и ее расшатывания не допускают ни при каких обстоятельствах. Поэтому Милеев вряд ли сам станет спекулировать на теме СМИ, держа в уме опыт чужих ошибок. Правда, ситуация, в которую попал СК «Родник», может пойти по такому сценарию, что за Милеева все решат другие люди.