Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (491) | 10 февраля 2014г.
 

Захотелось консалтинга

Перед сменой собственника Электросеть потратилась на крупные закупки

Сейдамет Абреков

В начале 2014 г. ОАО «Электросеть» (г. Тольятти) должно найти нового собственника. Накануне этого события руководство Электросети в лице генерального директора Сергея СПИЦЫНА (на фото) провело довольно странные тендеры. Так, в результате одного из них было потрачено 11,7 млн р. на разработку плана мероприятий по повышению эффективности компании. Какой был смысл «повышать эффектность» посредственно перед продажей компании? Скорее задача была потратить как можно больше средств. Подтверждает этот вывод еще и закупка трансформаторов ценой почти 98 млн р. не у производителей, а у ООО «Волгопромлизинг» (ВПЛ). ВПЛ входит в сферу интересов члена совета директоров Электросети Владимира АВЕТИСЯНА.

Эффективность Аветисяна

27 января должен был закончиться прием заявок на участие в аукционе по продаже акций ОАО «Электросеть». До этого момента 100% компании находились в собственности ООО «РТ-Энергоэффективность» (РТ-Энерго), которое на 100% принадлежит Государственной корпорации (ГК) «Ростехнологии». Судя по вешним признакам, идея о продаже Электросети была разработана при участии члена совета директоров этой компании Владимира Аветисяна, который также является советником генерального директора ГК «Ростехнологии» Сергея Чемезова.

При этом Владимир Аветисян вошел в органы управления Электросети уже после того, как 100% акций ОАО «Электросеть» было продано ОАО «АВТОВАЗ» в пользу РТ-Энерго. Не без участия Владимира Аветисяна генеральным директором Электросети стал Сергей Спицын.

Накануне очередной продажи компании ОАО «Электросеть» в лице Сергея Спицына решило потратить эти средства на разработку плана мероприятий по повышению эффективности ОАО «Электросеть». В данном случае под «повышением эффективности» подразумевались консультационные услуги по вопросам управления людскими ресурсами. Напрашивается вопрос: какой был смысл «повышать эффективность», тем более через некие консультации со стороны, накануне продажи компании. Очевидно, что «управлением людскими ресурсами», повышением эффективности этого процесса должен заниматься тот, кто планирует стать новым собственником ОАО «Электросеть». С другой стороны, факт проведения подобного тендера ставил еще один вопрос: получается, Электросеть при Аветисяне работала неэффективно?

С парашютом на выход

Различные детали этого довольно странного тендера приводят к выводу о том, что через проведение подобного тендера руководство Электросети, судя по всему, подготовило себе т. н. золотые парашюты.

Ведь далеко не факт, что новый собственник согласится продолжать отношения с этими лицами, а значит, необходимо задуматься о том, с каким багажом придется покидать компанию. Заказ разного рода высокооплачиваемых консультаций у организаций, специализирующихся на оказании подобных высокооплачиваемых услуг для тех, кто заинтересован тратить как можно больше, -прекрасная возможность сформировать «золотой парашют». Зачастую такими схемами пользуются компании, которые принадлежат государству или имеют возможность тратить государственные средства. Этот вывод справедлив и в случае с Электросетью, ведь конечным бенефициаром ОАО «Электросеть» является именно государство в лице ГК «Ростехнологии». Главное — найти лояльного к себе подрядчика.

Показательно, что заказывать подобные «консультационные» услуги Электросеть в лице Сергея Спицына решила у единственного поставщика. Почему-то не нашлось других желающих, кроме ЗАО «Экопси», заработать около 11,7 млн р. на неких консультациях. Поэтому следует сделать предположение о том, что данный тендер был хорошо срежиссированным спектаклем.

Ну а о том, что Электросеть, скорее всего, вовсе и не была заинтересована в «повышении эффективности» управления людскими ресурсами, говорят формулировки, примененные в договоре, дополнительном соглашении и других тендерных документах. К примеру, в одном из приложений к договору описывалось, куда было потрачено 2,3 млн р. В частности, 427,5 тыс. р. ушло на «мобилизационную встречу с руководителями с целью информирования о задачах проекта, подходах консультантов и графике встреч». Следуя логике этих слов, можно прийти к выводу о том, что руководство Электросети, оказывается, нуждалось в том, чтобы почти за полмиллиона рублей ему объяснили о том, какие задачи они же хотят решить, и рассказали о графике встреч. Но если исходить хотя бы из названия заказанного Электросетью тендера, то руководство компании вроде бы понимало, что оно собирается «повышать эффективность» в управлении людьми.

Но это еще не все. Более 1,6 млн р. было потрачено на цели, смысл которых сложно понять даже при всем желании. За эти деньги подрядчик должен был провести следующие мероприятия: «Проведение интервью и фокус-групп (сопровождение). Сбор статистики и анализ статей затрат.

Сопровождение описания бизнес-процессов, функционала и драйверов. Разработка совместно с командой решений по оптимизации бизнес-процессов и т. п.». Со стороны такие словесные конструкции больше напоминают красивый набор ничего не значащих фраз, единственная цель которых, судя по всему, напустить тумана или налить воды. Кому как нравится. Примечательно, что примерно схожие малоинформативные наборы фраз фигурируют и в других документах, подписанных Электросетью. Что лишний раз лишь подчеркивает всю нелогичность проведения подобного тендера накануне продажи ОАО «Электросеть».

Свои люди – сочтемся

На «повышении эффективности» странная трата средств в Электросети отнюдь не закончилась. Несколько ранее начала взаимоотношений с ЗАО «Экопси», а именно в июне-июле 2013 г., Электросеть провела тендер с названием: «Финансовая аренда (лизинг) оборудования (трансформаторов)». Со стороны могло бы показаться, что Электросеть должна была на условиях лизинга приобрести трансформаторы у одного из заводов-производителей, тем более что таковых только на территории Самарской обл. несколько. Очевидно, что у производственных предприятий имеются возможности продавать оборудование как в лизинг, так и в рассрочку и с отложенной оплатой. Но тому, кому придет в голову подобное умозаключение, скорее всего, не придется управлять такими компаниями, как Электросеть.

Показательно, что участие в тендере с начальной ценой почти 98 млн р. приняла всего одна компания — ООО «Волгопромлизинг», которая и должна была подписать контракт по максимальной цене. ВПЛ должна быть хорошо знакома члену совета директоров ОАО «Электросеть» Владимиру Аветисяну, который также получил известность как один из бенефициаров холдинга «Волгопромгаз». В выписке из ЕГРЮЛ можно было обнаружить, что собственником 40% в ВПЛ был Анатолий Афанасьев, которого принято считать еще одним бенефициаром «Волгопромгаза».

Судя по всему, ВПЛ приобретет трансформатор или несколько трансформаторов у производителя и продаст их на условии лизинга Электросети. Нетрудно догадаться, что оборудование будет куплено как можно дешевле, а продано как можно дороже. Не исключен вариант, что на этой сделке ВПЛ сможет заработать даже больше производителя трансформаторов. Так или иначе, но новому собственнику ОАО «Электросеть», пожалуй, действительно придется заниматься повышением эффективности управления людскими ресурсами этой компании, причем самостоятельно, т.е. без помощи «консультантов». Иначе он рискует впасть в зависимость отношений, которые успели выстроить в Электросети ранее.