Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (491) | 10 февраля 2014г.
 

Заберут все

ВоТГК получило покровителей на самом высоком уровне

Георгий Кизельгур

ОАО «Волжская ТГК» (ВоТГК) сегодня находится в орбите стратегических интересов ОАО «Интер РАО», председателем совета директоров которого является Игорь СЕЧИН. Он же возглавляет совет директоров ОАО «Роснефтегаз», которому принадлежит 69,5% акций ОАО «НК «Роснефть». Сечин в ОАО «НК «Роснефть» занимает должность президента, председателя правления, а также заместителя председателя совета директоров. Для контролируемого им бизнеса очень важно, чтобы ВоТГК выполняло функции ЕТО на максимально возможных для себя территориях.

На протяжении последних 5-6 лет ОАО «Интер РАО» активно консолидировало крупнейшие теплоэнергогенерирующие активы по всей стране. Известно, что в ближайшее время под полный контроль структур ОАО «Интер РАО» перейдет и ВоТГК. Даже тот факт, что 15 ноября 2013 г. в ходе внеочередного собрания акционеров ВоТГК все 11 мест в совете директоров были отданы представителям ГК «Ренова», говорит лишь о том, что Сечин шаг за шагом приближается к получению контроля над ВоТГК. После того, как весной 2013 г. ОАО «НК «Роснефть» приобрело бизнес ОАО «ТНК-ВР», Группа «Ренова» полностью лишилась газодобывающих активов. Они также перешли в Роснефть. Вкладывать средства в теплоэнергогенерацию, не имея собственных газовых активов, не самое перспективное занятие в условиях российской действительности.

В силу того, что на энергогенерирующие активы Группы «Ренова» также претендует и ОАО «Газпром», между руководством ОАО «ИнтерРАО» и ЗАО «КЭС» (структура курирует энергетический бизнес Группы «Ренова») могла возникнуть договоренность о передаче 15 ноября всех мест в совете директоров ВоТГК представителям Реновы. На время. Чтобы развеять какие-либо сомнения на этот счет, напомним, что накануне внеочередного собрания акционеров ВоТГК, намеченного на 15 ноября, своих кандидатов выдвинули только ОАО «Интер РАО» (в количестве 11 чел.) и ЗАО «КЭС» (в количестве 19 чел.), хотя всего в совете директоров предусмотрено только 11 мест. И это притом что ОАО «Интер РАО» формально на тот момент акциями ОАО «ВоТГК» не владело. Как такое оказалось возможным? Вариантов немного.

Логичнее всего предположить, что между представителями компании Сечина и бенефициарами Группы «Ренова» были достигнуты взаимовыгодные договоренности. Например, перед Группой «Ренова» со стороны людей Сечина могла быть поставлена задача решить все существующие проблемы субъективного характера, препятствующие безболезненной передаче новому собственнику не только акций ВоТГК, но и всего сопутствующего ему бизнеса.

Однородность совета директоров могла бы обеспечить не только максимально эффективный результат, но также исключить любые попытки саботажа принятия тех или иных ключевых для заказчика решений. Одна из таких задач — создание единой зависимой от ВоТГК системы сбыта тепловой энергии. Ведь именно она позволяет контролировать своевременность и полноту возврата в ВоТГК средств за отгруженное тепло. Пока с этим у ВоТГК огромная проблема.

Также не стоит забывать, что после приобретения бизнеса ТНК-ВР число стратегически важных для ОАО «НК «Роснефть» регионов пополнили в т. ч. Саратовская и Оренбургская обл. Что касается двух других регионов, находящихся в зоне охвата ВоТГК — Самарская обл. и Ульяновская обл., то для Роснефти они были важны и до покупки бизнеса ТНК-ВР. Не говоря уже о том, что Роснефть после поглощения ТНК-ВР получила еще и газодобывающие активы в Оренбургской обл., которые способны полностью закрыть все потребности ВоТГК в топливе. Более того, в Саратовской обл. в собственности у ОАО «Интер РАО» находится крупнейшая в регионе энергосбытовая компания ОАО «Саратовэнерго». Другими словами, у Игоря Сечина более чем предостаточно мотивов для получения возглавляемыми им компаниями контроля над ВоТГК.