Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (491) | 10 февраля 2014г.
 

ЕТО не будет

Гендиректор ОАО «ТЕВИС» Николай Клюшенков сумел выполнить задание своего работодателя

Георгий Кизельгур

5 декабря в ходе пленарного заседания Дума г.о. Тольятти (ТГД) своим формальным решением, по сути, узаконила действия мэрии Тольятти, максимальную пользу от которых получит ОАО «ТЕВИС». Результатом этих действий может стать то, что Тольятти теперь уже и в 2014 г. может остаться без единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Это увеличит финансовую нагрузку на граждан и бюджет, зато позволит ОАО «ТЕВИС» продолжать получать доход в нарастающих объемах. С учетом таких перспектив гендиректор ОАО «ТЕВИС» Николай КЛЮШЕНКОВ (на фото) может считать, что с поставленной задачей справился.

Подстраховали исполнителей

Депутаты ТГД приняли информацию к сведению и тем самым не просто зафиксировали факт произошедшего, но также косвенно включились в ответственность за все происходящие процессы. Вопрос, о котором идет речь, значился седьмым в повестке дня заседания ТГД, а звучал он так: «Об информации мэрии о разработке схемы теплоснабжения г.о. Тольятти и определении единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения г.о. Тольятти». Этот вопрос прений у депутатов не вызывал, что весьма характерно. В итоге было принято решение: «Информацию принять к сведению. Отметить, что 27 декабря 2013 г. мэрией направлен на утверждение в Министерство энергетики РФ проект схемы теплоснабжения г.о. Тольятти на период с 2013 г. по 2027 г. с обозначенной позицией о целесообразности присвоения статуса единой теплоснабжающей организации на территории г.о. Тольятти в зоне Автозаводского р-на ОАО «ТЕВИС», в зонах Центрального и Комсомольского р-нов — ОАО «Волжская ТГК» (ВоТГК)». По сути, этим решением городской думы мэрия обеспечила себе защиту от критики со стороны региональной власти. И это не просто попытка чиновников мэрии создать в столь сложном вопросе буфер за счет ТГД. Профильные чиновники мэрии, среди которых немало бывших депутатов ТГД, пользуются тем, что сегодня все большую и большую ответственность за организацию теплоснабжения граждан берет на себя уполномоченный орган исполнительной региональной власти.

Предыстория такова. 20 декабря мэрия Тольятти провела публичные слушания. Собравшимся предложили обсудить: «Проект схемы теплоснабжения г.о. Тольятти на период с 2013 г. по 2027 г.». В роли председательствующего на этих слушаниях выступил Сергей Анташев — заместитель мэра Тольятти по городскому хозяйству. Организатор проведения публичных слушаний: департамент городского хозяйства мэрии в соответствии с постановлением мэрии №3707-п/1 от 2 декабря 2013 г. Количество зарегистрированных участников слушаний: 438 чел.

Итог слушаний был еще более откровенен. На слушаниях ОАО «Волжская ТГК» (ВоТГК) оказалось единственным крупным субъектом энергетики, который на свои средства в 2013 г. заказал разработку «Проекта схемы теплоснабжения г.о. Тольятти на период с 2013 г. по 2027 г.».

Практически все выступавшие выразились против утверждения проекта. В итоговом протоколе слушаний сказано: «1. Проект схемы теплоснабжения г. о. Тольятти на период с 2013 г. по 2027 г., вынесенный на публичные слушания, участниками слушаний рекомендовано на утверждение не направлять, проект схемы теплоснабжения не одобрять. 2. Участниками слушаний рекомендовано присвоить статус единой теплоснабжающей организации в г. о. Тольятти двум организациям — ОАО «Волжская ТГК» по Центральному и Комсомольскому р-нам и ОАО «ТЕВИС» по Автозаводскому р-ну. 3. Участниками слушаний рекомендовано не ходатайствовать перед министерством энергетики РФ о возможности ознакомиться с экспертным заключением на проект схемы теплоснабжения г.о. Тольятти на период с 2013 г. по 2027 г. до ее утверждения».

Порядок рассмотрения поступавших из регионов проектов по Единой теплоснабжающей организации (ЕТО) предусматривал окончание предварительного рассмотрения в Минэнерго РФ 10 февраля. Окончательное рассмотрение должно закончиться 20 февраля.

Наболевшая проблема

Вопрос по созданию в Тольятти ЕТО должен быть принят до окончания текущего отопительного сезона. Только в этом случае может быть начат планомерный процесс создания ЕТО путем объединения всех тепло-сетевых активов города. Смысл здесь прост. После начала работы теплоснабжения Тольятти в формате ЕТО вся ответственность за безопасность и надежность эксплуатации оборудования ляжет на лицо, от имени которого будет осуществляться управление системой. Из этого следует, что организация, которая намерена взять на себя функции ЕТО, должна успеть до начала нового отопительного сезона не просто принять в эксплуатацию теплосетевое оборудование от нынешних пользователей, но также иметь возможность его полностью изучить, проверить на предмет дефектов, оценить потенциал аварийности и т. д. В первую очередь это позволит сформировать адекватные условия договоров о передаче сетей. Немаловажным здесь является еще и то, что это позволит новой теплоснабжающей организации задолго до начала отопительного сезона четко понимать, от какого участка сетей чего следует ожидать. Соответственно, иметь возможность минимизировать любые риски от возможных нештатных ситуаций.

Лучше всех подобную специфику понимают профессионалы, работающие в этой сфере. Безусловно, к таковым следует отнести коллектив и особенно руководство ОАО «ТЕВИС».

Сегодня на последней стадии утверждения находится проект создания в Тольятти единственной ЕТО. Этот проект имеет массу выгодных для населения города преимуществ. Главное из них — формирование единой цены для потребителя. На протяжении долгих лет отсутствие возможности формировать единую цену на тепло для всего населения города было одной из наиболее острых проблем не только социального характера, но и финансового. Возникала разница в тарифах между более высоким на отгрузке тепла и более низким для его потребителя. Это создавало проблему выпадающих доходов, которую приходилось решать за счет многомиллионных выплат из бюджета (ежегодно около 150 млн р.). Наверное, никто из граждан города не был бы против того, что лучше бы эти деньги оставались в бюджете и шли на другие нужды. Но для этого надо было искоренить проблему выпадающих доходов. Проект создания в Тольятти ЕТО, как уже было сказано выше, это предусматривает. Именно поэтому данный проект еще на начальном этапе подготовки был поддержан правительством Самарской обл. и губернатором Самарской обл. Николаем Меркушкиным.

Позиция профессионалов

Однако еще в начале 2013 г. в Тольятти нашлись те, кому это проект пришелся не по душе. Действия этих лиц можно называть по-разному. Кому-то эти действия виделись как стремление предложить альтернативу, а кто-то вполне мог бы их назвать прямым саботажем идей региональной власти.

Руководство ОАО «ТЕВИС» с самого начала возникновения вопроса о создании в Тольятти ЕТО настаивало на том, чтобы в городе была создана не одна, а две ЕТО. Мотив очень прост — сохранить свое присутствие на рынке теплоснабжения в Тольятти и продолжать пропускать через себя миллиардные потоки средств. Причем таким высококвалифицированным специалистам и менеджменту, которые работают в ОАО «ТЕВИС», не составило труда привести массу аргументов в защиту своего видения развития событий. Однако если к анализу приведенных ими доводов привлечь не менее квалифицированных специалистов из других, не зависимых от ОАО «ТЕВИС» структур, то возникает ощущение, что вся аргументация ТЕВИСа — это не более чем попытка отвлечь внимание от простого желания остаться на рынке и продолжать контролировать миллиардные потоки средств. Здесь есть еще один момент, о котором не принято говорить публично, тем более в момент обсуждения перспектив создания в Тольятти ЕТО. Это возможность теплосетевой организации получать доходы за подключение к сетям новых объектов, за согласование техусловий. В общем, получать доход на том, что в этом бизнесе принято называть инвестициями. Причем это направление деятельности сетевой организации позволяет использовать не совсем прозрачные схемы получения доходов от инвесторов. Сохранение этих схем может быть еще одним мотивом для борьбы за сохранение своих позиций на рынке услуг теплоснабжения.

Заданный правительством Самарской обл. вектор в деле создания в Тольятти ЕТО очевиден — в городе должна быть одна такая организация. Это обусловлено тем, что основным источником генерации тепловой энергии в Тольятти является ОАО «Волжская ТГК» (ВоТГК). Причем ВоТГК охватывает весь регион и даже больше. В этой связи выбор в качестве ЕТО ОАО «ВоТГК» гарантирует более экономичный тариф в связи с тем, что он не будет локализован по Тольятти, а будет средним по области и затраты будут разнесены по всей энергосистеме ОАО «ВоТГК». Это подтвердил начальник управления по реализации тепловой энергии и работе с потребителями ОАО «ВоТГК» Валерий Сызранцев в ходе выступления на публичных слушаниях в Тольятти 20 декабря 2013 г., на которых обсуждался «Проект схемы теплоснабжения г.о. Тольятти на период с 2013 г. по 2027 г.». «Тарифы, утвержденные министерством Самарской обл., уже опубликованы. Для потребителей Комсомольского р-на тариф будет значительно ниже, чем был. Снижение предусмотрено почти на 25%. В Автозаводском р-не тариф будет зависеть от того, какую ЕТО утвердит Минэнерго РФ, при варианте ОАО «ВоТГК» тариф ниже существующего. Для жителей Центрального р-на тариф на тепловую энергию будет в рамках утвержденного тарифа по системе ОАО «ВоТГК», — пояснил участникам слушаний Сызранцев.

И вот здесь возникает вопрос -каким образом ОАО «ТЕВИС» может одержать верх в противостоянии с правительством региона и губернатором? Или хотя бы выжать из этого противостояния максимум для себя выгоды? Ответа два. Либо нужен очень сильный лоббист, либо надо заняться откровенным саботажем.

А чей же ТЕВИС?

Касаемо лоббистских возможностей. Известно, что единственным акционером ОАО «ТЕВИС» с 24 декабря 2010 г. является ООО «РТ-Энергоэффективность». В свою очередь единственным учредителем самого ООО «РТ-Энергоэффективность» значится госкорпорация «Ростехнологии», гендиректором там работает Сергей Чемезов.

ВоТГК сегодня находится в орбите стратегических интересов ОАО «Интер РАО», председателем совета директоров которого является Игорь Сечин. А теперь вновь вернемся к вопросу о том, у кого больше лоббистских возможностей, для того чтобы реализовать свой проект создания ЕТО в Тольятти, — у ОАО «ТЕВИС» или у ОАО «ВоТГК». Для бизнеса, которым управляет Сечин, получение контроля над ВоТГК — это не только логично, но и стратегически важно в его нынешней конфигурации. Чего нельзя сказать о Ростехнологиях по отношению к перспективам ОАО «ТЕВИС» в деле получения статуса ЕТО в Тольятти. Обо всем по порядку.

У генерального директора госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова есть советник Владимир Аветисян, который также занимает должность председателя совета директоров ОАО «ТЕВИС». Причем именно с того самого момента, как ОАО «ТЕВИС» было переведено из-под ОАО «АВТОВАЗ» в собственность ООО «РТ-Энергоэффективность» (РТ-Энерго). Само ООО «РТ-Энерго» было создано осенью 2010 г. с уставным капиталом всего 10 тыс. р., т. е. буквально за пару-тройку месяцев до передачи ему всех трех дочерних компаний ОАО «АВТОВАЗ», работающих в сфере энергетического и коммунального бизнеса, — ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть» и ОАО «Тольяттинская энергосбытовая компания». Несмотря на обилие помпезных тезисов на сайте ООО «РТ-Энерго» о его роли в деле продвижения идей энергоэффективного управления предприятиями госкорпорации «Ростехнологии», в реальности у него всего-навсего три предприятия в Тольятти. Да не просто в Тольятти, а на территории всего лишь одной его части — в Автозаводском р-не. Получается, что ООО «РТ-Энерго» — это созданная под «крышей» Ростехнологии структура, куда «группа заинтересованных лиц» сумела на время эвакуировать важные для себя активы из-под ОАО «АВТОВАЗ». Почему на время? Многое объясняет объявление в декабре 2013 г. о продаже ОАО «Электросеть».

А теперь о т. н. группе заинтересованных лиц. Владимир Аветисян -не просто советник Чемезова в Ростехнологиях, он знает энергетику Самарской обл. лучше, чем кто бы то ни был в этой госкорпорации. Более того, созданный в Самарской обл. при его участии холдинг «Волгопромгаз» (ВПГ) на протяжении почти двух десятилетий имел возможность серьезно обогащаться и развиваться за счет доступа к ресурсам региональной энергетики, сети газоснабжения и коммунальным системам. Стоит ли акцентировать внимание на том, что имеет со всего этого Аветисян, будучи с момента создания ВПГ в 1994 г. и до сих пор одним из его основных бенефициаров? Однако вплоть до 2008 г. возможность выхода на конечного массового потребителя энергоуслуг в Тольятти ВПГ не имел. И это притом что на тот момент по части газоснабжения ВПГ уже более 10 лет имел почти 100-процентный охват абонентской базы Тольятти. Для полноты картины ВПГ не хватало только получения в Тольятти контроля над ресурсами теплоснабжения, доставки и сбыта электроэнергии. Это начало удаваться после 2008 г. С подачи создателя Группа компаний «Тройка Диалог» Рубена Варданяна Владимир Аветисян оказался в обойме Чемезова. Для понимания: структуры «Тройки Диалог» Варданяна с 2006 г. осуществляли заказ ФГУП «Рособоронэкспорт» на «раскольцовку» акционерного капитала ОАО «АВТОВАЗ». Эта работа сблизила Варданяна с людьми из наиболее узкого круга Чемезова. Шутка ли, один только Владимир Артяков по итогам 2006 г. показал доход в 1,4 млрд р. А сколько тогда могло пройти через других из обоймы Чемезова?

В тот год Артяков возглавлял совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» и одновременно был заместителем генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергея Чемезова. Известно и другое. Процесс «раскольцовки» сопровождался во многом непонятным и необъяснимым для участников фондового рынка разогревом акций АВТОВАЗа. Цена акций компании увеличивалась в разы за относительно короткий период времени. Причем устанавливала максимальные отметки. Вряд ли акции автогиганта повторят эти достижения даже при сверхэффективном управлении АВТОВАЗом со стороны альянса Renault-Nissan.

Вероятно, о доходах Артякова широкая аудитория ничего бы и не узнала, если бы Кремлю не понадобилось начать двигать его на пост губернатора Самарской обл. Но именно после того, как в должности губернатора Самарской обл. оказался Владимир Артяков, спустя некоторое время почти все идеи от идеологов ВПГ начали приниматься правительством губернатора Артякова. Многие министры оказались лояльными ВПГ людьми, серьезные суммы правительственных структур продолжали идти через счета дружественных ВПГ банков. Но самое характерное — отрасль энергетики, ЖКХ и их регулирование оказались полностью под управлением выходцев из ВПГ. Наверное, поэтому до сих пор нынешний губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин не может до конца избавить регион от былых предрассудков в сфере ЖКХ. Причем это далеко не единственный аргумент в пользу версии о том, что для ВПГ Аветисяна именно период правления Артякова был наиболее благоприятным.

А теперь вновь обратим внимание на информацию, размещенную на официальном сайте ООО «РТ-Энерго». На главной странице сайта этой компании легко найти ссылку «Руководство». При входе не нее открывается весьма странная информация. Лучше, конечно, увидеть то, как это оформлено графически, но на словах это выглядит так: «РУКОВОДСТВО: ГК «Ростехнологии» — заместитель генерального директора Артяков Владимир Владимирович; советник генерального директора по вопросам энергетики Аветисян Владимир Евгеньевич. ООО «РТ-Энерго» — генеральный директор Ильенко Дмитрий Андреевич...». Далее идет перечисление второстепенного персонала.

«Странность» этой информации в том, что непонятно, в каком статусе в разделе «РУКОВОДСТВО» на сайте ООО «РТ-Энерго» представлены носители ФИО: Аветисян В.Е. и Артяков В.В. Там ведь нет прямых указаний, что именно они отвечают за те или иные действия ООО «РТ-Энерго». Вместо этого можно понять лишь то, что это не более чем намек на уровень и статус ООО «РТ-Энерго». Вопрос только в том, на кого этот намек направлен. В любом случае близость имен Артякова и Аветисяна в разделе «РУКОВОДСТВО» на сайте ООО «РТ-Энерго» дает широкий спектр для аналитической работы. Остается лишь догадываться, а способна ли подобного рода работа привести к выявлению признаков коррупции?

С другой стороны, если речь идет только лишь о размещении, где тебе удобно, имени важного тебе во всех отношениях человека, то зачем на сайте ООО «РТ-Энерго» тому, кто отвечает за его поддержку, могло понадобиться размещать там информацию об Артякове как о заместителе гендиректора Ростехнологии? При отсутствии каких-либо пояснений от сторон этого процесса ничего не остается, как озвучить единственную версию. Суть ее проста, после всего вышеозвученного надо лишь задаться вопросом: почему даже после снятия Артякова с поста губернатора для Аветисяна могло оказаться важным сохранить с ним связи? Но что такое Артяков против Сечина?

Очевидно, что для Чемезова перспективы ОАО «ТЕВИС», в силу серьезнейшей отдаленности от первостепенных задач Ростехнологии, находятся явно не в первом десятке приоритетов. Если это действительно так, то первый, кто об этом мог бы узнать, это советник Чемезова по профильному для себя направлению. При таких условиях можно было бы развернуть свою игру, оставаясь под прикрытием ничего не сведущей в оперативной обстановке «крыши». Возможно, именно так сегодня в Тольятти и происходит.

Забота для Анташева

К числу лоббистов нынешних инициатив ОАО «ТЕВИС» причисляют заместителя мэра Тольятти по городскому хозяйству Сергея Анташева (на фото). Свое нынешнее благосостояние Сергей Анташев заработал, занимая много лет высокие должности в ОАО «ТЕВИС». Отвечал в этой компании он за коммерческие вопросы. После смены в декабре 2010 г. у ОАО «ТЕВИС» единственного акционера Анташева оставили в прежней должности. Скорее всего, он работал бы там и до сих пор, если бы кое-кому из окружения Аветисяна, а может быть, и самому Аветисяну, не понадобилось бы вдруг после победы на выборах мэра Тольятти в марте 2012 г. Сергея Андреева продвинуть Анташева в администрацию города. Там он занял вполне выгодную для его прежних работодателей из ОАО «ТЕВИС» должность — заместитель мэра Тольятти по городскому хозяйству. С позиции сегодняшнего дня можно зафиксировать, что руководители ОАО «ТЕВИС», «отпуская», а возможно, даже направляя Анташева в мэрию, действовали очень дальновидно. Так обычно действуют структуры, специализирующиеся на внедрении агентов влияния в органы власти разных субъектов. В последнее время в России термин «агент влияния» получил особое юридическое определение, а потому Анташев вряд ли согласится с тем, чтобы его называли, даже за глаза, агентом чьего-либо влияния.

Между тем на этапе прохождения проекта ВоТГК о создании в Тольятти ЕТО через кабинеты мэрии именно Анташев и его подчиненные сумели сделать все возможное для создания т. н. условий прозрачности. Не так часто можно «уличить» чиновников в стремлении создать максимально прозрачные условия для обсуждения того или иного проходящего через них вопроса.

От позиции мэрии Тольятти сегодня зависит бюджет семей большинства тольяттинцев. Именно они должны задавать сегодня вопрос в адрес мэрии: получит ли хотя бы уже в 2014 г. Тольятти реальное снижение тарифов на тепло благодаря созданию единой ЕТО или придется еще на год откладывать надежды на лучшее?

Не хочется нагнетать пессимизма, но после того, как мэрия провела в период с декабря по февраль ряд действий в рамках т. н. прозрачности, только и остается что сомневаться в силе федеральной и региональной власти. Сила местных лоббистов одолела всех.

И теперь последний момент. Зачем лоббистам ОАО «ТЕВИС» потребовалось, чтобы мэрия отправила в Минэнерго РФ проект ЕТО, приложив к нему решение публичных слушаний? Ответ очень простой. В Минэнерго РФ, ознакомившись с этим пакетом, могут счесть это за повод вернуть документы обратно в Тольятти без утверждения. В итоге ОАО «ТЕВИС» получит отсрочку еще на один год. В проигрыше остается население Тольятти и руководство Самарской обл.