Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (486) | 16 декабря 2013г.
 

Схема Аветисяна

АВТОВАЗ перестала устраивать цена РТ-ЭТ на электроэнергию

Сейдамет Абреков

На 9 января 2014 г. намечено очередное заседание по иску ООО «РТ-Энерготрейдинг» (РТ-ЭТ) к ОАО «АВТОВАЗ». РТ-ЭТ, в совет директоров которого входит Владимир АВЕТИСЯН (на фото), через суд пытается урегулировать разногласия, возникшие при заключении дополнительного соглашения к договору электроснабжения. Судя по уже раскрытой информации, АВТОВАЗ перестала устраивать цена, по которой РТ-ЭТ Аветисяна продает электричество. Есть основания полагать, что цена поставки могла превышать рыночную почти в два раза. Показательно, что о проблемах с РТ-ЭТ на АВТОВАЗе вспомнили уже после того, как предприятие покинул президент этой компании Игорь КОМАРОВ.

Креатив Аветисяна

Судя по данным официального интернет-сайта ООО «РТ-ЭТ», основным видом деятельности компании является оптовая торговля электрической и тепловой энергией. «000 «РТ-ЭТ» является полноправным участником оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ) и осуществляет энергоснабжение ряда крупных промышленных предприятий на территории 10 субъектов Российской Федерации», — также сообщает этот сайт. Кроме того, по данным портала РТ-ЭТ: «Целью создания Общества является централизация закупок электрической энергии (мощности) для организаций Государственной корпорации (ГК) «Ростех».

О том, кто именно был модератором появления РТ-ЭТ и внедрения этой компании в схему поставок энергоресурсов в ОАО «АВТОВАЗ» и другие подконтрольные ГК «Ростехнологии» (Ростех) компании, можно было узнать, ознакомившись с публикацией в газете «Коммерсант» (Самара) №212 (4994) от 9 ноября 2012 г. В интервью этому изданию члену совета директоров РТ-ЭТ Владимиру Аветисяну был задан вопрос: «Известно, что в «Ростехнологиях» Вы занимались созданием единого энерготрейдера для закупки энергии на оптовом рынке, а также оптимизацией состава всех энергоактивов госкорпорации. Продолжается ли эта работа и каковы ее результаты?». Важно напомнить, что Владимир Аветисян — один из бенефициаров холдинга «Волгопромгаз» получил известность еще и как советник генерального директора ГК «Ростехнологии» Сергея Чемезова.

Владимир Аветисян довольно подробно ответил на вопрос корреспондента. Есть смысл привести его полностью. «Два года назад госкорпорация приняла решение о создании энергетического холдинга «РТ-энерго», главная цель которого -снижение затрат на энергоресурсы в себестоимости выпускаемой предприятиями продукции, а также реализация положений Федерального закона 261 «Об энергосбережении...». Холдинг действует в трех направлениях. Уже созданный энерготрейдер должен наиболее эффективно работать как корпоративный поставщик электроэнергии, при этом не являясь монополистом, он в условиях рынка вынужден доказывать свою состоятельность.

Второе направление — выработка стратегии относительно тех активов, которые генерируют электроэнергию и тепло и находятся на балансе предприятий корпорации. Предстоит обособить такие активы, выделить их и определиться в каждом отдельном случае с дальнейшей судьбой. Это непростая задача, потому что с такого рода активами связаны зачастую большие долги, а потребители — муниципальные предприятия и население. Наконец, третье направление — проведение энергоаудита на предприятиях госкорпорации, внедрение энергосберегающих программ, реализация программ реконструкции и модернизации физически и морально устаревших объектов энергетической инфраструктуры, строительство новых объектов генерации. Уже есть первые результаты, но чтобы эта деятельность стала экономически заметной, нужно еще два-три года».

Дела Комарова

Становится очевидным, что суть договора между РТ-ЭТ и АВТОВАЗ — в поставках электроэнергии для нужд автопроизводства. Вместе с тем нелишним будет напомнить, что бенефициаром АВТОВАЗа является все та же ГК «Ростехнологии». Т.е. фактически поставкой электроэнергии на АВТОВАЗ занимается дружественное лицо — РТ-ЭТ. До какого-то момента, если судить по данным арбитражного суда, никаких разногласий между поставщиком электроэнергии и потребителем не было. Т.е. идеи Владимира Аветисяна о «снижении затрат на энергоресурсы» устраивали АВТОВАЗ, президентом которого на момент заключения договора с РТ-ЭТ был Игорь Комаров.

Тем удивительнее, что 8 ноября Арбитражным судом Самарской обл. было принято исковое заявление от РТ-ЭТ к АВТОВАЗу. Из судебного определения, вынесенного 18 ноября по делу № А55-24979/2013, стали известны детали разногласий между АВТОВАЗом и РТ-ЭТ. В частности, суд попросил РТ-ЭТ представить обоснование фиксированной цены 2200 р./МВт-ч., из расчета которой РТ-ЭТ, судя по всему, выставлял счета АВТОВАЗу начиная с 1 января 2013 г. Кроме того, суд попросил представить обоснование и расчет фиксированной цены 2520 р./МВт-ч., включая правовое обоснование, по которому РТ-ЭТ рассчитывало цену поставки начиная с 1 июля 2013 г. Примечательна и следующая фраза, содержащаяся в указанном определении. Суд просит обосновать: «Правоотношения между истцом и ОАО «Промышленная энергетика». Стоит заметить, что «Промышленная энергетика» — это энергосбытовая компания.

Так или иначе, но с 8 ноября АВТОВАЗ, судя по заявлению в суд, перестала устраивать цена, по которой РТ-ЭТ поставляет электроэнергию. Важно напомнить, что незадолго до этого, а именно 16 октября, ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло информацию о том, что президент компании Игорь Комаров покидает предприятие (см. «Хронограф» №34 (478) от 21.10.13).

Задачка для Андерссона

Подобные совпадения по срокам ухода Комарова и подачи иска РТ-ЭТ наталкивают на предположение, что именно президент АВТОВАЗа мог быть гарантом того, что никто на АВТОВАЗе не возмущался деталями договоров с РТ-ЭТ. При масштабах потребления электроэнергии АВТОВАЗом это более чем удивительно. Еще более удивительно, почему АВТОВАЗ не закупал электроэнергию на оптовом рынке напрямую, минуя посредника. Ведь это по определению могло принести значительную экономию.

Каков может быть размер такой экономии, можно узнать, если ознакомиться с данными портала ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (АТС). АТС — это компания, которая проводит торги и обеспечивает расчеты между производителями и покупателями электроэнергии. Таким образом, можно узнать, что на 1 января 2013 г. суточный индекс цены на 1 Мвт-ч находится на отметке примерно 1200 р. Стоит напомнить, что в судебных материалах фигурирует цена 2 200 р./МВт-ч, по которой РТ-ЭТ продавало электроэнергию АВТОВАЗу. На 1 июля 2013 г. портал АТС дает данные, что индекс цены находился в районе 1400 р./МВт-ч. Тогда как на эту же дату РТ-ЭТ показал цену в 2 520 р./МВт-ч. Здесь стоит оговориться, что объемы поставок на АВТОВАЗ, которые производило РТ-ЭТ, пока в судебном процессе не раскрываются. При этом, согласно отчетной информации РТ-ЭТ, по итогам 2012 г. компания показала выручку чуть более 5,1 млрд р. Тогда как по итогам 2011 г. этот показатель был в районе 3,6 млрд р. Очевидно, что по итогам 2013 г. РТ-ЭТ значительно прибавит в выручке.

Продолжится ли подобная динамика в 2014 г., когда АВТОВАЗ в качестве президента возглавит Бу Андерссон? Вопрос открытый. Но, судя по всему, закупка электроэнергии -это то направление, где новый руководитель АВТОВАЗа сможет применить свой талант оптимизатора ненужных расходов. Например, за счет того, что добьется покупки электроэнергии напрямую на оптовом рынке, минуя посредника в лице РТ-ЭТ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.