Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (486) | 16 декабря 2013г.
 

Наиль Арсланов:

Экономика будет расти, когда слаженно заработает транспортная отрасль. От компании http://kolodec-profi.ru/ в городе Пушкино колодцы только самого высокого качества с гарантией 3 года и всем спектром дополнительных услуг.

Борис Кротов

В этом году самарскому ОАО «Магистраль» исполнилось 80 лет. Это первое и единственное выжившее в непростой постперестроечный период грузовое автотранспортное предприятие (АТП) из числа 38 АТП бывшего Средневолжского Транспортного Управления. Сегодня ОАО «Магистраль» успешно развивается, расширяя географию своего присутствия в регионах России. Об истории предприятия, о том, как оно функционирует в новых экономических условиях, «Хронограф» беседовал с генеральным директором ОАО «Магистраль» Наилем АРСЛАНОВЫМ.

- Наиль Тахавович, возглавляемое вами АТП, по сути, стало точкой опоры в развитии транспортных перевозок в советское время в Куйбышеве. Сегодня оно является единственным в своем роде в Самарской обл. 80 лет — это целая история. Расскажите об основных этапах становления предприятия.

- Наше предприятие имеет богатую историю, начало которой было положено 23 сентября 1933 г. Без преувеличения можно сказать, что развитие нашего АТП — это неотъемлемая часть истории нашего города и области. Первым названием предприятия стало «Автоотряд №1». В отряде работали 75 человек, на балансе числилось 50 автомобилей. Изначально предприятие организовало для выполнения работ по перевозке сельскохозяйственных грузов в г. Куйбышев из районов Куйбышевской обл. Через некоторое время стало очевидным, что перевозки требуются и для других социально важных задач. Зачастую работать приходилось в самых жестких условиях. Поставленные задачи надо было выполнять оперативно. Буквально на ходу, т.е. на открытых производственных площадках, сотрудники предприятия осваивали новую технику и учились самостоятельно ее ремонтировать, т.к. производственной базы не было.

Когда стало известно о начале Великой Отечественной войны, работники АТП одними из первых были на сборном пункте. Они воевали на всех фронтах. Перевозили раненых, снаряды, продукты, и многие из них не вернулись с поля боя. Сегодня на территории предприятия почетное место занимает монумент и мемориальная доска, на которой высечены имена всех, кто не вернулся с войны.

До 1975 г. АТП несколько раз переименовывали, появлялись филиалы. Параллельно расширялась сфера деятельности. К этому времени предприятие в полном объеме выполняло такие социально значимые задачи, как обслуживание железной дороги, речного порта, хлебозаводов и мукомольных заводов. В сферу деятельности также входила перевозка грузов бытового назначения по городу, области и междугородние перевозки.

- Что произошло в 1975 г. и как развивалось предприятие дальше?

- Естественный процесс. Страна шагала вперед, и, соответственно, увеличивался объем работ. Также появлялись новые виды услуг. Предприятие разрослось и было разделено на два самостоятельных предприятия: Куйбышевский АТК №2 и Куйбышевское АТП №1. Второе со временем было реорганизовано в ОАО «Магистраль». К примеру, в период 1986-1988 гг. на нашем предприятии работало около 700 сотрудников. В работе было задействовано свыше 500 машин. К прежним клиентам добавлялись новые. В итоге мы оказывали услуги уже примерно 1000 организаций. Осуществляли самые разные виды работ. С аэропорта в ювелирные магазины доставляли дорогостоящие грузы. 30 машин занимались перевозкой муки бестарным способом по всей области. Активно участвовали на уборке урожая, помогая сельским труженикам Большеглушицкого р-на. Перевозку груза, который доставлялся по железной дороге, также обеспечивали мы. В основном все эти работы предназначались непосредственно для жителей Куйбышева и области. В таком интенсивном режиме приходилось постоянно обновлять парк, чтобы не было срывов. Работа шла слаженно. Предприятие было прибыльным. Работники своевременно получали заработную плату.

С приходом перестройки жизнь начала кардинально меняться. Все происходило достаточно быстро, у нашего предприятия, как и у большинства других, появились различные осложнения. Многие виды перевозок уже были не востребованы. Тот же речной порт и многие другие начали покупать свои машины. Кто-то стал прибегать к услугам частников-перевозчиков, у которых было дешевле или выгоднее по известным нам причинам. Таким образом, у нас пошло резкое сокращение объемов перевозок. В середине 90-х у нас осталось всего около 200 машин. В первую очередь стали невостребованными автомобили, которые занимались перевозкой грузов населению.

- Период 90-х ГГ., бесспорно, был сложным. Как Вам удалось в это время не просто остаться на плаву, но и не сменить профиль предприятия?

- В 1993 г. предприятие было акционировано. Основное направление деятельности мы старались поддерживать даже в самое трудное время для предприятия. Но если говорить откровенно, то в ситуации, когда пришлось выживать, к новым реалиям мы, как и многие другие, приспосабливались как могли. В этот период значительно сократились доходы предприятия и возник дефицит средств на оплату расходов. Соответственно, нечем было выплачивать зарплату. Не хватало денег на горюче-смазочные материалы. Пошли сокращения работников. Начали сокращать все расходы, что можно было сократить.

Те высвободившиеся площади, которые у нас появились, мы стали сдавать в аренду. Дело доходило до того, что по три месяца происходила задержка зарплаты. Брали кредиты под большие проценты.

Стоит вспомнить, что в те годы были сплошные неплатежи. Нам тоже многие заказчики были должны. И мы начали взыскивать задолженности через суд для погашения долгов по зарплате и расчетов с поставщиками. Нам это удалось. Параллельно мы стали заниматься поиском дополнительного заработка, чтобы дальше не скатываться. Для этого переделали цеха под магазин и кафе. Но особых денег это не приносило. Это были гроши по сравнению с той прибылью, которая у нас была до перестройки. Для полноценного развития их не хватало. Тем не менее была занятость людей. Мы не сдавались. Постоянно находились в поиске новых работ нашего непосредственного профиля. Мы брались за все. С какими-то районными предприятиями удавалось договориться на сезонную работу для перевозки зерна, в городе вывозили снег, принимали участие в озеленении города, в субботниках и т.д. Так потихоньку стали появляться новые клиенты.

- Когда Вы почувствовали, что кризис миновал и предприятие твердо стоит на ногах?

- В середине 2006 г. мы приняли участие в тендере для оказания услуг ОАО «Самаранефтегаз» и выиграли его. Можно сказать, для нас это было неким испытанием и даже тестированием: справимся ли мы с высокими требованиями к выполнению работ, которые предъявляет «Самаранефтегаз». Повезло, справились. На первом этапе мы обеспечивали перевозку сотрудников этой компании. Затем стали осуществлять перевозку вахтенных рабочих и оборудования. Далее стали предоставлять и другие услуги. Чуть позже мы заключили договор с ЗАО «Сибирская Сервисная компания», которое поставило для нас не менее строгие условия. На тот момент они вели разведочное бурение по поиску газа в Узбекистане. Понадобился специализированный транспорт для этой работы. Мы взялись за освоение новых для нас работ и смогли предоставить нужную технику и специалистов, работающих на ней. А для этого надо знать, как монтируют буровые, делаются обваловки, строятся площадки для бурения и много другое. Приходилось обучать сотрудников новым профессиям, новым условиям работ и при этом повышать требования к охране труда, промышленной безопасности. Услуги специализированным транспортом стало следующим направлением нашей деятельности. Вот таким образом мы стали выходить из ситуации, когда, казалось бы, все совсем тяжко. На сегодняшний день мы твердо стоим на ногах. Есть, конечно, и свои недостатки в работе, как и у всех. Но для нас было и остается основополагающим в нашей работе -делать все профессионально. Так, чтобы заказчики не просто не имели к нам каких-либо претензий, а чтобы они были уверены в результатах нашей работы на сто процентов. А с накладками, с которыми приходится сталкиваться в процессе, мы разбираемся сами. За честь профессионального и надежного предприятия мы боремся каждый день.

- Оказание транспортных услуг для нефтяной отрасли в тот период, насколько я понимаю, стало новым отдельным направлением для ОАО «Магистраль». Как возглавляемое Вами предприятие дальше развивалось в этом направлении?

- Т.к. мы постоянно искали новые виды деятельности и рассматривали любые предложения по работе, нам удалось наладить сотрудничество с ООО «Интегра-Бурение», входящим в нефтесервисную группу компаний с участием иностранного капитала «Интегра». Им требовались услуги по тампонированию скважин, при выполнении которых они выдвигали свои требования. Вид работ для нашего транспортного предприятия был новым, специфика работы была совершенно незнакомая. Потребовалась новая спецтехника, мы взяли ее в аренду, нашли специалистов со стороны, обучили часть своего персонала, которые были согласны освоить новую профессию. На это пришлось затрачивать часть своих средств. В итоге нам удалось достойно выполнить свои обязательства. Несколько лет мы с ними сотрудничали и совсем недавно закончили эти проекты. Чуть позже мы стали сотрудничать еще с двумя филиалами иностранных компаний, работающих в Оренбургской обл. — ООО «КЦА ДОЙТАГ Дриллинг ГМБХ» и «Weatherford International Ltd».

- Вы сказали, что приходится осваивать новые виды работ. К тому же технический прогресс не стоит на месте. Современный бизнес диктует свои правила. У каждой компании свои требования. Как ОАО «Магистраль» решает эти вопросы?

- Например, чтобы обслуживать такого заказчика, как ОАО «Самаранефтегаз», безусловно, необходимо полностью соответствовать их требованиям. А требования у предприятий «Роснефти» очень высокие, абсолютно во всех отношениях. Такие, как охрана труда, своевременность обеспечения соответствующей техникой, обязательность выполнения тех или иных сопутствующих работ. Для решения этих вопросов прежде всего нужен квалифицированный персонал и современная специализированная техника.

Что касается обучения и соответствия стандартам, озвученным нашими клиентами, мы в обязательном порядке ежегодно обучаем свой персонал. Прежде всего по охране труда, по безопасности движения и по промышленной безопасности. Только в этом году мы провели обучение более 40 человек. После обучения у сотрудников другой подход к выполняемой работе. Любая учеба заставляет думать и относиться по-другому к своему делу. Если речь идет об иностранных компаниях, то они требуют, чтобы обучение происходило только в их центрах. В этом случае мы либо отправляем свой персонал туда, либо сами привозим преподавателей. Кроме того, приводим в соответствие рабочие места, обновляем парк техники. Ежегодно техника обновляется на 10-15%. К примеру, в т.г. мы приобрели 15 единиц. Т.к. мы занимаемся перевозкой вахты на месторождения, учитывая суровые условия, с которыми сталкиваемся — мороз, жара, грязь и т.д., то техника должна быть новой и приспособленной к этим условиям. Мы осваивали и продолжаем осваивать передовые технологии ремонта и технического обслуживания транспорта. Наша техника регулярно проходит технические осмотры и, если требуется, ремонт. Капитальный ремонт мы проводим самостоятельно. Для этого у нас есть своя современная, оборудованная техническая база. Ежедневно из ремонта выходит от 10 до 15 машин. Что касается легковых автомобилей иностранного производства, то мы заключили договоры на их ремонт с соответствующими центрами.

- ОАО «Магистраль» — крупное предприятие, которое работает в Самарском регионе в секторе грузовых транспортных перевозок. Наверняка Вам приходится по различным вопросам взаимодействовать с городскими и областными властями?

- Предприятие изначально и по сей день находится на ул. Главной, 23. Оно было создано для нужд города и области. И сейчас продолжает работать в этом направлении. Мы всегда взаимодействовали с администрацией г. Самары. Сейчас тоже сотрудничаем, но объемы стали меньше. Тем не менее в вопросах, касающихся обеспечения Самары и области, мы готовы взаимодействовать со всеми органами власти. На совещаниях и других мероприятиях, которые проводятся по инициативе города или области, принимаем участие в решении вопросов и задач. Лично я, как член Ассоциации автомобильных перевозчиков «Волгаавтотранс», состою в ревизионной комиссии и участвую в законотворческой деятельности. Кроме того, нам тоже приходится обращаться в эти структуры для решения каких-либо наших вопросов. И здесь хочу отметить поддержку, которую нам оказывает губернатор Николай Иванович Меркушкин.

- Как Вы выдерживаете конкуренцию на рынке транспортных грузовых перевозок?

- Предприятий, сходных с нашим по масштабам, по состоянию на 1987 г. в Средне-волжском Транспортном Управлении было 38. Сегодня все они, кроме нас, ликвидированы. На региональном рынке присутствуют десятки малых предприятий. Конкуренцию они пытаются составить, в основном занимаясь демпингом. У них нет технических специалистов, производственной инфраструктуры, медицинского осмотра, технического контроля. В этом-то и состоит сложность, т.к. в должной мере транспорт не развивается. А ведь без этой отрасли невозможен рост экономики. Экономика будет расти, когда слаженно заработает транспортная отрасль. Должны быть специализированные транспортные предприятия. На дорогах не должно быть «газелистов» без соответствующей профессиональной подготовки, которые ездят на разбитых машинах, без соответствующей технической базы для обслуживания и прочих вопиющих вещей. Это недопустимо для развитого государства. Я надеюсь, что мы со временем придем к той организации, которая была в Советском Союзе. Тогда стабилизируется работа.

- Судя по вашему подходу к работе и дипломам, которые висят у Вас в приемной, Вы социально ответственное предприятие. Расскажите о Вашей деятельности в этом направлении.

- Я коротко отвечу на этот вопрос. Я глубоко убежден, что любое предприятие в силу своих возможностей просто обязано оказывать помощь как городу, в котором мы живем, так и тем организациям, которым она требуется. Нам приходится много работать не только по своей линии, но и помогать району. К этому мы относимся как к должному. Например, в зимний период мы оказываем содействие самосвальным и бульдозерным парком для очистки дорог от снега. Также к нам поступает много писем с просьбой о помощи и содействии от разных социальных учреждений. Так повелось, что мы оказываем помощь религиозным объединениям как в Самаре, так и в районах. Это церкви, монастыри, мечети. Тому, кто приходит с просьбой, мы всегда стараемся помочь. Такую помощь просто необходимо оказывать. Она сближает людей в наше непростое время и дает надежду.