Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (477) | 14 октября 2013г.
 

Дисциплина прежде всего

Ответственность потребителей на розничном рынке электроэнергии возрастет.

Георгий Кизельгур

До конца октября на рассмотрение в Госдуму должен быть внесен законопроект об укреплении платежной дисциплины со стороны потребителей электроэнергии на розничном рынке. Одной из главных мер в борьбе с недобросовестными плательщиками станет пеня за просрочку в размере около 18% годовых от суммы долга. Необходимость введения жестких санкций назрела уже давно. Так, задолженность потребителей — юридических лиц региона перед, к примеру, таким гарантирующим поставщиком, как ОАО «Самараэнерго», достигла 400 млн р. В то же время нужно отметить, что изменения в законе не отразятся на кошельках потребителей -физических лиц, которые своевременно и в полном объеме оплачивают электроэнергию.

Предложения по внесению изменений в закон об электроэнергетике, КоАП РФ и ЖК РФ стали поступать в правительство с середины 2013 г. после увеличения задолженности на оптовом рынке электроэнергии. В настоящее время задолженность по оплате электроэнергии на оптовом рынке, по состоянию на 1 сентября 2013 г., составила 50 млрд р. Инициатива участников оптового рынка объяснялась тем, что их ответственность за просрочку расчетов с генерирующими компаниями и транспортировщиками электроэнергии очень серьезна, вплоть до лишения статуса гарантирующего поставщика и участника оптового рынка. А вот те, кто покупает электроэнергию в розницу, чувствуют себя вольготно, расплачиваясь с поставщиком, когда есть свободные средства, когда это удобно, когда есть желание, либо же вовсе не расплачиваясь.

По сути, сложилась следующая практика. За несвоевременную оплату приобретенной на оптовом рынке электроэнергии гарантирующим поставщикам выписывают штрафы, доходящие более 26% годовых от суммы задолженности, причем для применения этих санкций достаточно двух недель просрочки по расчетам с генерирующими компаниями. Задержки в расчетах с сетевиками караются не столь строго, но все же ощутимо — за каждый день просроченного платежа назначаются пени, исчисляемые из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Стабильность энергоснабжения требует соблюдения финансовой дисциплины со стороны потребителей
Стабильность энергоснабжения требует соблюдения финансовой дисциплины со стороны потребителей

Во избежание санкций гарантирующие поставщики вынуждены пополнять оборотные средства, привлекая краткосрочные кредиты в банках, и, соответственно, нести дополнительные расходы. Работа по истребованию задолженности с розничных потребителей также влечет затраты, прежде всего временные. Причем гарантирующим поставщикам всегда удается вместе с суммой долга взыскать еще и проценты за пользование чужими денежными средствами, чтобы хотя бы отчасти компенсировать собственные потери.

В правительстве провели анализ предложенных поставщиками способов устранения дисбаланса между платежами на розничном и оптовом рынках. В результате в сентябре т.г. был подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины». Законопроект уже одобрен правительственной комиссией по законодательной деятельности и рассмотрен на заседании правительства. Кроме предложений, первоначально включенных в законопроект, были разработаны дополнительные изменения, которые рекомендовало федеральное министерство энергетики. Ожидается, что до конца октября законопроект поступит на рассмотрение в Государственную думу. Важнейшая поправка, по мнению наблюдателей, будет состоять в назначении размера законной неустойки за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате электроэнергии. Предлагается повысить размер пени до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа (до 17,7% годовых от суммы просроченной задолженности).

Такой размер санкции существенно сократит мотивацию к несвоевременной оплате, поскольку приближен к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителей. Не менее значимые изменения должны быть внесены в ЖК РФ и КоАП РФ. Речь об уточнении действующих норм, направленных на введение системы гарантии оплаты со стороны потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям (т.н. неотключаемых потребителей). Предлагается предусмотреть обязанность указанных потребителей предоставлять гарантии оплаты в соответствии с бюджетным законодательством. Для тех, кто задолжал за три расчетных периода, планируется ввести предоплату. Параллельно должны быть увеличены административные санкции за самовольное подключение к электрическим сетям.

Еще одно эффективное предложение заключается в привлечении к ответственности при сдаче в аренду государственного и муниципального имущества, относящегося к ЖКХ, не только арендатора, но и собственника этого имущества. Солидарная ответственность собственника наступает в случае несвоевременной или неполной оплаты арендатором потребленных энергоресурсов. Учитывая, что в основном должники гарантирующих поставщиков осуществляют деятельность в сфере ЖКХ, такая поправка заставит власти на местах более тщательно подходить к выбору арендатора.

Участники оптового рынка оценивают перспективы нового законопроекта весьма оптимистично. «Я вижу принятие закона вполне логичным, он обсуждается уже давно, а в его актуальности для рынка электроэнергетики практически не остается сомнений, — полагает генеральный директор ОАО «Самараэнерго» Олег Дербенев. — Думаю, наши должники проникнутся и заранее предпримут необходимые меры, чтобы не допустить санкций. Дешевле ведь взять кредит, например, под 14% годовых в банке и расплатиться с поставщиком, чем оплачивать сверх долга еще и пени в размере 18% годовых от его суммы».